Здравствуйте! Вы можете представить, что во время спектакля в ведущих театрах столицы зрители вдруг вскакивают со своих кресел и бегут колотить режиссёра? Это что надо показывать людям, чтобы вызвать такую реакцию? А Константин Богомолов знает чем «порадовать» своего зрителя. Когда смотришь такое, невольно задумываешься - во что же они превращают наш театр. Наш лучший в мире русский психологический театр. Теперь балом, к сожалению, правит ажиотаж, скандал и, уж простите, хайп… Расскажу случаи уж очень бурной реакции зрителя и попробуем вместе с вами ответить на вопрос - почему Минкульт закрывает глаза даже на самые вопиющие и пошлые постановки.
Дорогие читатели, когда я пишу о нашем современном театре, в комментариях всегда появляются комментарии, мол, а почему же зритель это терпит? Вот, например, есть в театре им. Ермоловой спектакль «неИдеальный Че», в котором пошлость доходит до абсурда. Там рассказывается о женщине, которая ищет мужчину с идеальным мужским (сами знаете каким) органом, да ещё с родинкой. Более того, орган этот сравнивается с Родиной прямым текстом, что вызвало недовольство многих общественников. Яна Поплавская даже жалобу в Минкульт и во всевозможные органы писала, но ей ответили так, что становится очень грустно…
Минкульт ответил, что у них политика невмешательства в творчество театров и прочих культурных учреждений, и если что-то не нравится, то жалуйтесь в сам театр или в органы. Но органы не особо-то и разбираются в пошлости. Если пропаганда откровенная или призывы к экстремизму, то да, но когда на сцене едят фекалии (как в спектакле Богомолова) - это закон не нарушает. Вот когда в спектакле «Первый хлеб» театра «Современник» зрители углядели оскорбление ветеранов, тогда органы быстро взялись за дело, и театр шустро отредактировал текст, вырезав всё сомнительные. Но в большинстве случаев нарушений нет, да и театры уже научились перед премьерой проверять всё с юристами, дабы законы не преступать.
Почему так? Я искренне не понимаю. Ну как может Минкульт допускать жуткую пошлость, особенно сейчас, когда все говорят о ценностях, морали и патриотизме. И, разумеется, когда Минкульт такое одобряет и более того - продвигает, награждая пошлость наградами, премиями и давая на неё гранты. Назначая режиссёров - пошляков худруками и рекламируя их за государственные деньги, тогда зрители всё чаще берут ситуацию в свои руки.
Столько жалоб, как в последнее время, на наш театр никогда не было. Но, как я написал выше, жалобы эти не работают. Встать и уйти со спектакля - лучшее решение в таких случаях, и некоторые зрители делают это весьма демонстративно. Никогда не забуду, как на спектакле в ЦДР, когда на сцене был сплошной мат, потом артисты начали изображать групповой акт любви (пишу максимально цензурно, дабы алгоритмы площадки не заблокировали, а на деле всё было куда хуже), один из зрителей встал, громко выругался, сказав, что это неуважение к зрителю и призвал всех, кого это оскорбляет уйти вместе с ним. И больше половины зала встали и ушли. Некоторые кричали «позор» и более красочные эпитеты.
Я уверен, что после таких массовых уходов (а случаются они довольно часто), артисты и режиссёры крепко задумываются о своём «творчестве». По себе знаю, что это очень обидно, когда зритель уходит посреди действа, а тут с криками «позор». Я бы точно задумался о том, что со мной или со спектаклем не так. Но самая известная история случилась с Константином Богомоловым на премьере спектакля «Норма» в театре на Бронной. Я был на той премьере, и честно скажу - такого культурного шока я никогда не испытывал! Я уже как-то рассказывал подробно про этот спектакль, повторяться не буду, можете найти полный обзор на канале. Но больше всего мне врезались в память следующие моменты:
Когда артисты сели прям перед зрителями и стало смачно вкушать фекалии, размазывая шоколад (надеюсь, это был шоколад) по лицам и по друг другу. Тогда уже кто-то из зрителей выкрикнул - «Сами это ешьте», но в более красочной форме. Не могу забыть, как артист Евгений Стычкин (как его занесло в такой спектакль?) занялся актом любви с могильным холмиком (это было невероятно мерзко). А потом был антракт, и сразу несколько зрителей - здоровых мужичков побежали к Богомолову, который сидел в партере. Побежали весьма агрессивно, начали набрасываться на него с кулаками, и если бы не охрана, которая подоспела за секунду до удара, то спектакль мог стать ещё интереснее. Занятно, что остальные зрители начали аплодировать.
Богомолов потом написал, что это его поддерживали, но я считаю, что зритель хлопал тем мужичкам. Потому что это спектакль вызывал жуткие чувства и всё опускал в душе. В антракте, кстати, многие ушли. Но Богомолов не из тех, кто задумается и будет винить себя. Он написал, что его творчество не для всех и не каждый способен его понять. Вот такой вот творец - тонкий гений с возвышенным искусством.
Почему Минкульт это допускает? Да потому что на эти спектакли ходит очень много людей, они приносят деньги в бюджет и считаются чуть ли не самыми прибыльными. Почему ходят? Потому что такое «искусство» сейчас модное, туда ходят чтобы отчитаться в высшем светском обществе, мол, был на Богомолове. И пусть пошло, пусть непонятно, зато модно и в тренде. Жаль простого зрителя, который часто на такое попадает случайно. Да и многие режиссёры, увидев успех пошлости, начинают её копировать, что втройне печально.
А вы бы как поступили, если окажетесь на жутко пошлом спектакле? Уйдёте? Или досмотрите? Что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях!
Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!
Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:
Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!
Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин