Найти в Дзене

Плакаты военной тематики музея «Новый Иерусалим»

Собрание плакатов музея насчитывает более тысячи предметов. Особое место в нем занимают плакаты периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Плакаты являются не только художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. Пожелтевшие от времени, отреставрированные и бережно сохраненные, они доносят до нас то, чего уже нет, что было и прошло – дыхание эпохи, политического и социального духа времени. В годы Великой Отечественной войны советский плакат стал неотъемлемой частью жизни и занял ведущее место среди других видов изобразительного искусства. Крупнейшими центрами массового издания плакатной графики в 1941–1945 годах стали Московское и Ленинградское отделения государственного издательства «Искусство», «ОКНА ТАСС», «Боевой карандаш» (Ленинград), студия имени М.Б. Грекова, издательства в крупных городах РСФСР и столицах союзных республик СССР. В военные годы в жанре политического плаката работали крупные мастера своего времени: В. Дени, Д. Моор, А. Дейнека, С.

5 декабря мы отмечаем важнейшую дату в истории нашей страны — День начала контрнаступления советских войск под Москвой. В фондах музея «Новый Иерусалим» бережно хранится небольшая коллекция плакатов военных лет. Сегодня мы хотим напомнить о специальном проекте «Плакаты Победы», который был выпущен к 80-летию Битвы за Москву.

Собрание плакатов музея насчитывает более тысячи предметов. Особое место в нем занимают плакаты периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Плакаты являются не только художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. Пожелтевшие от времени, отреставрированные и бережно сохраненные, они доносят до нас то, чего уже нет, что было и прошло – дыхание эпохи, политического и социального духа времени.

Художник: Тоидзе И.М. Плакат «Родина-мать зовет!»,1941 г.
Художник: Тоидзе И.М. Плакат «Родина-мать зовет!»,1941 г.

В годы Великой Отечественной войны советский плакат стал неотъемлемой частью жизни и занял ведущее место среди других видов изобразительного искусства. Крупнейшими центрами массового издания плакатной графики в 1941–1945 годах стали Московское и Ленинградское отделения государственного издательства «Искусство», «ОКНА ТАСС», «Боевой карандаш» (Ленинград), студия имени М.Б. Грекова, издательства в крупных городах РСФСР и столицах союзных республик СССР. В военные годы в жанре политического плаката работали крупные мастера своего времени: В. Дени, Д. Моор, А. Дейнека, С. Герасимов, Кукрыниксы и другие.
Наш проект, посвященный 80-летию Битве за Москву, представляет плакаты первых двух военных лет – 1941-го и 1942-го – самых тяжелых.

-2

Сюжеты плакатов 1941 года охватывали события от начала войны до разгрома фашистских войск под Москвой (июнь–декабрь 1941 г.) В это время советские войска в основном отступали и требовалось поддержать боевой дух солдат и веру всей страны в победу. Среди плакатов в собрании музея есть и самый первый плакат военного времени – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».

Вечером 22 июня группой художников, известных под псевдонимом Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), был создан эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Мало кто знает, что в первоначальном варианте штык красноармейца пронзал руку Гитлера. Плакат звучал как предупреждение. Но уже 24 июня 1941 года на улицах Москвы он появился с несколько иным сюжетом. Позднее первый плакат Великой Отечественной войны воспроизводился в печати, издавался в Великобритании, США, Китае и других странах.

Почти одновременно с ним был подписан плакат А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине!».

За этими плакатами последовали и другие. Конец июня 1941 г. От Белорусского вокзала Москвы уходили военные эшелоны на фронт. Их провожал в путь один из самых известных плакатов тех лет – «Родина-мать зовет!» Ираклия Тоидзе. За годы Великой Отечественной войны он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР.

-3

В 1941 году определились две основные тематические группы военного плаката – героическая и сатирическая. В первые месяцы войны героические плакаты содержали сцены атак, яростного устремления на врага, единоборства советского воина с фашистом. Таковым и является плакат «Лихо руби врага!» художников Ф. Бочкова и А. Лаптева.

Мобилизации, создание народного ополчения – достаточно частые сюжеты плакатов первых месяцев войны. В собрании музея хранится один из самых знаменитых плакатов – «Наши силы неисчислимы» Виктора Корецкого.

Часто в сюжетной линии плакатов 1941 года можно увидеть исторические параллели, присутствие второго, символического плана. Художники часто сопоставляли советских воинов и полководцев прошлого и сцены боя. К числу таких плакатов относятся:
«Били мы врага копьём…» художников, работавших под псевдонимом Кукрыниксы.

«Так было…Так будет!» Н. Долгорукова
«Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков!» Виктора Иванова и Ольги Буровой.
«Так было…Так будет!» Н. Долгорукова «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков!» Виктора Иванова и Ольги Буровой.

Несмотря на неудачи советских войск и огромные потери в первые месяцы Великой Отечественной войны, сражения продолжались с неослабевающей силой и напряжением. Героизм советских солдат в Великой Отечественной войне не имеет аналогов. Решающими духовными факторами, движущей силой массового героизма были осознанная необходимость защиты родной земли и убеждённость в правильности своего дела. Но силу духа все же надо было подпитывать. Патриотическая тема в плакате 1941 года становится мощным фактором психологического воздействия. Художники-плакатисты ищут новые формы художественного решения. Примером может служить плакат художника Петра Мальцева «Комсомолец, будь героем Великой Отечественной войны!».

В этот период ведущее место занимал образ сражающегося за Родину бойца или командира. Появился ряд монографических плакатов, посвященных первым Героям Советского Союза. Примером может служить плакат из музейной коллекции, посвященный подвигу Героя Советского Союза Виктора Талалихина.

С первого месяца войны художники-плакатисты обращаются к теме партизанского движения. Непревзойденным в этой теме остается сатирический лист Кукрыниксов «Долг платежом красен», выполненный в 1941 году. Для усиления разящего прямо в цель эффекта авторы использовали четверостишие С.Я. Маршака.

Битва под Москвой, контрнаступление советских войск зимы 1941-1942 гг. и срыв гитлеровского плана «молниеносной войны» способствовали появлению новых плакатов. Примером может служить сатирический лист «Наступали – веселились, отступали – обслезились», созданный творческим союзом художников – Борисом Ефимовым и Николаем Долгоруковым – в 1942 году.

-6

Большую роль в годы Великой Отечественной войны сыграло Телеграфное агентство Советского Союза и его «Окна ТАСС». Плакаты «Окна ТАСС» – визуальный источник, позволяющий день за днем проследить всю историю Великой Отечественной войны.

-7

«Окна ТАСС» создавали лучшие художники: Михаил Черемных, Борис Ефимов, Кукрыниксы и др. Плакаты снабжались стихами и текстами, над которыми трудились известные литераторы: Самуил Маршак, Демьян Бедный, Ольга Брик, Василий Лебедев-Кумач и другие. Также использовались стихи Владимира Маяковского. Всего за годы войны было создано около 1500 «Окон ТАСС», тиражом от 60 до 1500 экземпляров. Они выпускались в семидесяти семи городах РСФСР и союзных республик: Москве, блокадном Ленинграде, Ташкенте, Баку, Ашхабаде, Саратове, Мурманске, Свердловске, Хабаровске и др. Редакции-мастерские в этих городах имели разные названия: «Окна ТАСС», «Агитокна», «Окна сатиры», «Боевой карандаш». Несмотря на то, что авторы брали сюжеты из одного источника – сводок телеграфного агентства (ТАСС) и издавались практически одновременно во всех городах страны, плакаты имели региональную специфику. Например, московские плакаты отличались многосюжетными композициями и сопровождались рифмованными подписями, сохраняя традиции русского лубка.

Создавались плакаты способом многокрасочной трафаретной печати. Такая техника была избрана как наиболее оперативная возможность быстрого реагирования и отклика на сводки Совинформбюро, как способ донести информацию населению в кратчайшие сроки.

Способом трафаретной печати, который использовался для тиражирования плакатов «Окна ТАСС» в годы Великой Отечественной войны и некоторое время после ее окончания, отсылает нас к истории плакатов «Окна РОСТА». Они издавались таким же способом трафаретной печати, но во время Гражданской войны.

Неоспорима преемственность традиций «Окон РОСТА» и «Окон ТАСС». И у тех, и у других были схожие задачи – информирование, агитация и пропаганда. И те, и другие плакаты были ориентированы на уличную культуру восприятия и на их первоначальное назначение – размещение в проемах окон и витринах магазинов. Отсюда их общее название – «Окна» и большой формат. Плакаты размещались обычно в общественных местах в центре городов. С лета 1943 года выходили фронтовые «Окна ТАСС», печатавшиеся на листах меньшего формата – их забрасывали в партизанский край и на линию фронта.

Художник: Алякринский П.А. Окон ТАСС №599. «Нашим партизанам и партизанкам слава!»
1944 г.
г. Москва. Типография ТАСС, 1944г.
Художник: Алякринский П.А. Окон ТАСС №599. «Нашим партизанам и партизанкам слава!» 1944 г. г. Москва. Типография ТАСС, 1944г.

Первый плакат «Окон ТАСС» был вывешен уже 27 июня 1941-го. После этого работа не прекращалась ни на минуту. Начиная с первого номера плаката, сложилась их устойчивая, четкая структура, благодаря которой они стали легко узнаваемы.

В правом верхнем углу листа печатался сначала трафаретом, с 1943 года – типографским способом – гриф в две строки: «ОКНО ТАСС №» в два цвета, черный и красный. Ниже располагалось название плаката, далее размещалось одно или несколько изображений и комментирующий их текст. Поначалу тексты тоже выполнялись с помощью трафаретов, но это занимало очень много времени, и их стали печатать в типографии. Как правило, по нижнему краю слева был указан автор изображения, справа – автор текста. Вначале по номерам первых плакатов можно было определить даты выпусков. Но из-за ряда сложностей и дальнейших строгих ограничений по количеству выпускаемых в месяц плакатов часто происходила путаница и даже появлялась двойная нумерация плакатов. Бывало и такое, что в разных городах под одним номером одновременно выходили плакаты с разными сюжетами и разных авторов. Такая история продолжалась до декабря 1941. Затем московская редакция стала ставить дату рядом с номером плаката.

Московские «Окна ТАСС» выпускались в мастерских на Кузнецком мосту. Работали в три смены, круглосуточно. На выход срочного плаката уходили сутки, иногда меньше. Утром приходило сообщение ТАСС, художники делали наброски, резчик по линолеуму – трафарет, и через несколько часов десятки плакатов были готовы. С 1941 по 1945 годы в том кабинете, где делались «Окна», свет вообще не гасился. «Окна ТАСС» переводились на пленку, из них делали диафильмы, которые крутили повсеместно – в тылу и на фронте.

Для осуществления столь масштабного и значимого проекта нужны были кадры. Возникали сложности, связанные с процессом печати через трафарет. Так как «Окна ТАСС» предполагали многоцветную печать, то количество трафаретов росло и, следовательно,  катастрофически не хватало трафаретчиков. Зачастую авторы плакатов становились трафаретчиками и печатниками. Были и другие проблемы, такие как нехватка материалов для печати – бумаги, красок, растворителей для красок.

Непростые были и условия, в которых приходилось работать. Из-за круглосуточного режима работали при электроосвещении. Кроме того, в помещениях отсутствовала вентиляция. Так как маскировка из-за ночных налетов фашистской авиации на столицу была очень строгой, и открывать двери и окна для проветривания категорически запрещалось. Скопление ядовитых паров от растворителей вызывало у трафаретчиков и печатников сильнейшую головную боль. Скорая помощь вывозила за ночь от 3 до 6 человек в тяжелом состоянии. Такая ситуация продолжалась вплоть до окончания зимы 1942 года. Лишь тогда по распоряжению СЭС в мастерской со стороны дворы разрешили сделать две амбразуры для вентиляции. Но несмотря на все трудности, художники-плакатисты, как солдаты в бою, продолжали свой ратный труд.

Художник: соловьев М.М. Окна ТАСС №1019. «Слава защитникам Москвы!» 1941 г. г. Москва. Типография ТАСС
Художник: соловьев М.М. Окна ТАСС №1019. « Слава защитникам Москвы!» 1941 г. г. Москва. Типография ТАСС

Об особой значимости плакатов «Окна ТАСС» в борьбе с врагом и их мобилизующей роли свидетельствует тот факт, что в марте 1942 года в залах Государственного исторического музея на Красной площади состоялась первая публичная выставка, на которой значительную часть экспозиции составили плакаты из мастерской на Кузнецком мосту.

Выставка называлась «Разгром немецко-фашистских войск на подступах к Москве». Посетителями выставки были москвичи, солдаты и партизаны, проходившие лечение в столичных госпиталях, а также иностранные дипломаты. Яркие с броскими подписями большеформатные листы «Окон ТАСС» производили сильное впечатление на посетителей выставки. О популярности советских плакатов «Окна ТАСС» свидетельствует и то, что кроме выставки в Москве в период с 1942 по 1945 годы было проведено шесть зарубежных выставок – в Англии, США, Латинской Америке, Китае, Швеции, Финляндии.

Музей «Новый Иерусалим» является обладателем достаточно большой коллекции плакатов «Окно ТАСС», изданных в Москве в период с 1941 по 1946 гг. Среди них есть плакаты, изданные в первые месяцы войны – августе–сентябре 1941 года, а также в разгар контрнаступления советских войск под Москвой. Но основную часть коллекции занимают плакаты 1943-1946 годов.

Плакаты «Окна ТАСС» поступали в музей из разных источников, в том числе путем закупки в годы войны (в период с 1943 по 1945 годы). Цена на плакаты в годы войны варьировалась от 11 рублей в 1941 году до 20 рублей к 1945 году. Значительная часть плакатов поступила в музей путем передачи из других музеев, в частности из Государственного литературного музея. С 1942 года велась подписка на «Окна ТАСС». Подписчиками были государственные предприятия и учреждения культуры.

Ввиду незавершенности научной обработки коллекции и сложностей фотофиксации большеформатных произведений, представляем вашему вниманию очень небольшую часть нашего собрания плакатов «Окна ТАСС» – одни из ранних выпусков 1941-1942 годов.

#музей #музейНИ #МузейНовыйИерусалим

-11