Найти в Дзене

Повернуть время вспять. Жительница Суровикино Ольга Николаевна Тутаева побывала на праздновании 50-летия БАМа

Лето 2024-го года подарило нашей землячке возможность вернуться на несколько десятилетий назад — в годы своей молодости и снова увидеть город, где прожила 9 лет. Ольга Николаевна стала единственной жительницей района, побывавшей на праздновании 50-летия Байкало-Амурской магистрали в Тынде — город приравнен районам Крайнего Севера. — Впервые на БАМ я попала в 1981-м году, когда мне было 28 лет, — начала свой рассказ Ольга Николаевна Тутаева. — Нас с супругом и ещё несколько семей суровикинцев сагитировал старший брат мужа Лотарев Лев Вениаминович. Его отец был начальником почты в Суровикино, а Лев Вениаминович в 1980-м году был назначен первым руководителем Байкало-Амурской железной дороги! (В прошлом году Льва Вениаминовича не стало — совсем немного не дожил до золотого юбилея БАМа). Конечно, Лотарев стал звать на работу земляков. Откликнулись мы, ещё два брата мужа с семьями, а также семьи Писаревых, Логуновых, Латкиных, Мешковых. Они все поехали раньше, а мы с супругом, Александром Ф

Лето 2024-го года подарило нашей землячке возможность вернуться на несколько десятилетий назад — в годы своей молодости и снова увидеть город, где прожила 9 лет. Ольга Николаевна стала единственной жительницей района, побывавшей на праздновании 50-летия Байкало-Амурской магистрали в Тынде — город приравнен районам Крайнего Севера.

Ольга Николаевна Тутаева
Ольга Николаевна Тутаева

— Впервые на БАМ я попала в 1981-м году, когда мне было 28 лет, — начала свой рассказ Ольга Николаевна Тутаева. — Нас с супругом и ещё несколько семей суровикинцев сагитировал старший брат мужа Лотарев Лев Вениаминович. Его отец был начальником почты в Суровикино, а Лев Вениаминович в 1980-м году был назначен первым руководителем Байкало-Амурской железной дороги! (В прошлом году Льва Вениаминовича не стало — совсем немного не дожил до золотого юбилея БАМа). Конечно, Лотарев стал звать на работу земляков. Откликнулись мы, ещё два брата мужа с семьями, а также семьи Писаревых, Логуновых, Латкиных, Мешковых. Они все поехали раньше, а мы с супругом, Александром Фёдоровичем, и детьми, Татьяной и Алексеем, отправились в Амурскую область в октябре 1981-го года.

Ольга Николаевна вспоминает, как стращали их перед отъездом некоторые знакомые, что и ходить придётся по верёвкам, и метели, холода там ждут страшенные, а жить придётся в бараках или бочках, приспособленных под жильё. Но суровикинцев Тутаевых, как и тысячи советских семей, уехавших на великую стройку, рассказы эти не напугали. Хотя в первый же год ощутили на себе, что такое 56 градусов мороза, когда промёрзли стены в квартире. Но сумели почувствовать и другое: невероятную заботу друг о друге людей, оказавшихся в тяжёлых условиях. Если прохожие видели, что у человека началось обморожение — появилось белое пятно на лице, и он, как правило, этого не чувствовал, обязательно останавливали и говорили об этом.

В 80-е годы Тында активно строилась
В 80-е годы Тында активно строилась

— Когда мы приехали, Тында уже строилась, — продолжает Ольга Николаевна. — Все суровикинцы устроились на работу, все очень быстро получили квартиры —16-этажки возводили в три смены! БАМ нас встретил радушно. Супруг работал инженером отделения временной эксплуатации Байкало-Амурской магистрали. А я трудилась сначала в подразделении, которое занимается ремонтом и строительством, в оперативно-распорядительном отделе, рассчитывала объём потребления тепла котельными — они в то время были в каждом микрорайоне. Через год запустили котельную высотой с пятиэтажный дом, отапливавшую весь город. А я ушла в Управление БАМа — была техником оперативно-распределительного отдела службы движения: читала графики, считала, сколько поездов прошло за сутки, собирала данные о работе дороги с каждой станции и готовила доклады для службы своего отдела и начальника дороги.

Ольга Николаевна поделилась, что у суровикинцев сложилась очень дружная компания в Тынде.

Дружная компания суровикинцев
Дружная компания суровикинцев

— Стирка, уборка, готовка, другие домашние дела — в будни, а выходные проводили с земляками, — рассказывает она. — Летом обязательно выезжали на речку купаться, загорать, рыбачить. Дети любили так ловить: вокруг горлышка трёхлитровой банки завязывали марлю, делали в ней дырочку, а на дно клали хлеб и, обвязав верёвкой, опускали в воду. Рыба назад уже не выплывала. Правда, тепло там было очень недолго. Говорили: «Июнь — ещё не лето, июль — уже не лето». И утром 8-10 градусов тепла, а днём +30 — я к 6 утра ходила на работу и хорошо запомнила этот перепад. А в сентябре всё — холодно. 7 ноября и вовсе -25 ° С. Но, что интересно, и 8 марта было -25 ° С, а уже чувствовалось, что весной пахнет, выезжали и шашлыки на берегу жарили. 1 мая ледоход был. Летом вода тёплая, а зимой, кажется, до дна промерзала — льдины были выше человеческого роста. В сезон собирали ягоды, грибы. А зимой — лес, баня, турбазы. Ходили на лыжах, на санях катались. Дети любили под снегом собирать ягоды замёрзшие, добавляли сахар и ставили их в кружках железных на печь, а потом, когда проварится, наматывали на ложку, получались сладкие сосульки. А ещё мы всегда отмечали в своей компании священный для нас день 2 февраля — День победы в Сталинградской битве. Часто ходили в кино. С нашего балкона было видно расписание фильмов, можно было посмотреть, обзвонить всех и быстро собраться на интересную премьеру. А заходило нас в зал сразу 26 человек только взрослых! Были и концерты с участием отечественных знаменитостей, артистов из Северной Кореи. В сентябре проходил большой фестиваль «Огни магистрали». Да и вообще, это, пожалуй, были лучшие годы жизни, которые оставили в памяти множество ярких моментов.

Умели работать и умели отдыхать
Умели работать и умели отдыхать

Наша героиня рассказывает, что на БАМе захватили стыковку западного и восточного участков и открытие сквозного движения от Тайшета до Хабаровска — 4500 км, пуск первого пассажирского поезда Москва - Тында — помнит, что его начальником был Автандил Чинчаладзе.

Укладка Золотого звена — соединение восточного и западного участков на ст. Балбухта
Укладка Золотого звена — соединение восточного и западного участков на ст. Балбухта

— Мы были молоды, востребованы, уважаемы, — продолжает Ольга Николаевна. — А ещё хорошо зарабатывали. И пусть там и были те же талоны, что и здесь, но снабжение было очень хорошее. И БАМовские чеки были — мы смогли без очереди себе и брату купить по машине — тогда только начинали выпускать Москвич-2141. Правда пришлось ужаться и жить на одну мою зарплату, чтобы выплачивать из зарплаты супруга за них. Но ничего: шила, запасы помогли. Когда машины гнали в Суровикино, дорога у нас заняла 14 дней! Но это было интересное путешествие с остановками, прогулками по новым городам. А здесь вообще всех поразили — машины были красные, да и ещё новой модели. Один раз ездили на море. А вообще каждый год стремились в Суровикино — на поезде 6 дней в пути, а пока ждали пересадки в Москве, ходили на ВДНХ. Во всём искали что-то хорошее.

Ольга Николаевна продолжает, что отпуск проводили у родителей, отдыхали на речке, встречались с роднёй, в подарок всем везли сгущёнку (в том числе и суровикинскую, которой здесь было не достать), тушёнку ящиками, детские вещи, конфеты, жвачки, кофе, детские пюрешки финские — очень вкусные. Здесь же делали заготовки на зиму — варили варенье, солили в бочках и закручивали в банках огурцы, помидоры, арбузы. А потом заказывали напополам с кем-нибудь контейнер и отправляли в Тынду. Хранили всё прямо в квартире. Для картофеля у каждого на площадке были сбиты специальные ящики, а морковь, свёкла, капуста лежали на балконе в замороженном виде. Когда картошка заканчивалась, покупали картофельные хлопья или сушёную картошку.

— Мы только последние три года в отпуск не ездили, лишь детей в Суровикино отправляли, — добавляет Ольга Николаевна. — Как-то было, что всю нашу ораву суровикинской малышни везла на поезде моя дочь, которой было всего 16 лет. Остальные дети — младше. И ведь не боялись!

К 1990-му году Тутаевы решили перебираться в родные края. Причин тому было несколько — и подорванное здоровье (северные платят не просто так), и подросшие дети, которые заканчивали школу (дочка —10-й, сын — 8-й класс), и нужно было определяться с дальнейшим обучением, да и родители не молодели — им уже нужна была помощь. Перед самым отъездом в Суровикино в 1990-м году О.Н.Тутаева была награждена медалью «За строительство БАМа».

— Север затягивает, — продолжает Ольга Николаевна. — Мне и сейчас тоскливо, что 34 года назад уехали оттуда, а первое время не то что скучали, ревели — так вернуться хотели!

И вот в этом году Ольге Николаевне выпал шанс на несколько дней вернуться в Тынду.

Такой встретила Тында сегодня
Такой встретила Тында сегодня

— Для нас всех БАМовцев эта поездка — огромный подарок, — рассказывает она. — Правда, из Волгоградской области собралась самая маленькая делегация — всего 5 человек. А ведь работали на БАМе 2500 специалистов и ещё 4000 военных строителей из нашего региона! Из Москвы мы выезжали уже в числе 300 гостей, а всего собралось в Тынде 1200 строителей БАМа и 220 волонтёров (среди которых были ребята даже из Камышина). В пути мы были 6 дней, и всё это время общались, вспоминали славное время, пели наши БАМовские песни. На станциях нас встречали руководство и жители городов, для нас устраивали концерты. А уж в самой Тынде праздник был и вовсе грандиозным! 50-летие Байкало-Амурской магистрали праздновали три дня, а 8 июля для всех жителей сделали выходным днём. Нас встречали на вокзале с оркестром представители города, руководства РЖД, правительства. Состоялось торжественное открытие мемориальной доски министру путей сообщения СССР Николаю Конареву — в годы его работы в министерстве строилась Байкало-Амурская магистраль, началась её эксплуатация. Был организован парад техники и ветеранов БАМа по улице Красная Пресня (строительство города было закреплено за Москвой, поэтому в Тынде и появилась улица с таким названием). Была посадка деревьев, в которой все поучаствовали. Надо сказать, что благоустройство города всегда было на высоте, а сейчас оно просто великолепное — новые памятники, огромное количество клумб и шикарных деревьев, которые при нас были ещё маленькими, а сейчас огромные, сомкнувшие свои кроны зелёные великаны. Был и большой концерт, на котором выступали Павалий, Хабиб, «Хор Турецкого». Было здорово, когда наша делегация подняла на трибуне растяжку «Волгоград», и «Хор Турецкого», увидев её, запел «Издалека долго течёт река Волга…», а все зрители встали в знак уважения. Концерт шёл целых 6 часов! Но для нас предусмотрели автобусы, которые постоянно ходили к вокзалу, и можно было поехать отдохнуть. Мы жили в вагонах, в которых приехали, там тоже обслуживание РЖД было на высшем уровне. Перед поездкой, 28 июня, в Волгограде нам вручили юбилейные медали, а уже в поезде — подарки, выпущенные к юбилею БАМа — футболки, толстовки, плащи, кепки, сумки и термосы.

Делегация Волгоградской области на праздновании 50-летия БАМа
Делегация Волгоградской области на праздновании 50-летия БАМа

— Всю свою поездку я не переставала делиться с родными фотографиями и впечатлениями, своими ощущениями, что я смогла повернуть время вспять, — говорит Ольга Николаевна. — Я счастлива и безмерно благодарна за это путешествие мечты!

Беседовала Екатерина Мурзина, наш корр.

Фото из архива О.Н.Тутаевой