Глава шестая: вепсский край, где приметы и поверья работают, как законы физики.
Итак, мои уважаемые читатели, как вы можете помнить из последней части моих путевых заметок о нашем путешествии по вепсским краям, мы уже вплотную подобрались к разгадке тайн и поверий, которыми и по сей день живут вепсы. Сегодня наш последний день пребывания в Приоятье. И сегодняшним утром мы должны увидеться и познакомиться с человеком, который, по утверждению ее знакомых и хранителей вепсской культуры и традиций, знает о мистической составляющей жизни этого своего народа больше других.
Галина Васильевна Окунева не только коренной вепс и носитель вепсского языка. Она не только староста куста из девяти деревень с центром в деревне Ярославичи (Норгино, Матреновщина, Чур-ручей, Зиновий наволок, Холодный ручей, Средняя, Лаврово и Лашково) и заведующая Дома культуры в Ярославичах. В своем Доме культуры Галина Васильевна собирает на только предметы быта вепсов, она собирает гостей на бесёды, как вепсы их называют и с удовольствием делится с гостями преданиями и рассказами из жизни вепсов, в который она разбирается как никто другой.
Вот на такие бесёды, договорились приехать к Галине Васильевне и мы. День Галины Окуневой расписан по часам. С обеда у Галины Васильевны ожидались гости из группы «Лес и Ветер»[1], ну а мы «забронировали» утро. Правда перед самым выездом нас немного огорчили, что в Ярославичи неожиданно планируют нагрянуть какие-то депутаты и у нас будет меньше времени пообщаться, ибо депутатов передвинуть «проблематично». Поэтому мы оперативно загружаемся в машину и мчим в очередную точку назначения.
Пока за окном нашего автомобиля снова синей лентой вьется река Оять, я постараюсь немножко систематизировать то, что мы узнали о мифолого-религиозных представлениях и верованиях вепсов, а поможет нам в этом Ирина Юрьевна Винокурова, руководитель Сектора этнологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН (прости господи!), доктор исторических наук, написавший книгу о вепсской мифологии[2]
Как вы помните, официально вепсы по вероисповеданию – православные. Но христианизация веси началась раньше, чем у большинства других финноязычных народов (карел, эстонцев, коми, саамов, марийцев и мордвы, удмуртов) – на рубеже X-XI веков. Православная вера, излагаемая на старославянском языке на богослужениях в церкви, была мало понятной вепсам, а внедрение новой религии оказалось трудным, длительным и незавершенным процессом. Результатом такой ранней христианизации народности, по-русски, говорившей в те времена крайне плохо, стал своеобразный православно-языческий симбиоз веры, который лег в основу вепсского мировоззрения.
В результате смешения христианских догматов и языческих верований вепсов, представление вепсов о сотворении мира, приблизилось к привычным нам канонам, но, с определенными нюансами и отступлениями. Так творение мира, в верованиях вепсов предстает, как результат совместной деятельности двух основных антагонистических сил христианской религии – Бога и дьявола. «Когда Бог творил землю и живые существа, дьявол из зависти мешал Ему. Бог рассердился, схватил дьявола и сбросил его с неба на землю, в болото. В болоте, в том месте, куда провалился дьявол, образовалась большая дыра; из этой-то дыры и полезла всякая «нечисть». Часть пошла в озера - водяники, часть в леса - лесовики, часть забралась в тучи и облака и так распространилась по всему свету. Этой «нечисти» повылезало бы и еще больше, если бы Бог не догадался заткнуть дыру в болоте горящим поленом» (с), Колмогоров
Такой сценарий миросотворения отлично ложился на щедро удобренную поверьями и знаниями вепсских стариков веру в духов природы, так называемую «низшую» мифологию. К ней относились различные духи, связанные у вепсов со всем мифологизированным пространством от дома до леса и причисленные к разряду нечисти. Этим духам посвящались различные обряды жертвенного характера. Среди персонажей «низшей» мифологии выделялась группа духов-«хозяев» различных природных объектов (лес, вода, земля, поле и т.д.). Самым известным, среди природных духов у вепсов был и остается «хозяин» леса. Семейственность у вепсов наложила отпечаток на представление о наличии семьи и у духов, у хозяина «izand», как правило, есть жена-хозяйка – «emag», а иногда и дети – «lapsed».
Южные вепсы считали, что при встрече человека с хозяином леса он мог внезапно превращаться в пень с корнями, являться в виде некоторых животных (медведя, змеи, филина) но чаще всего представал антропоморфным существом (маленьким старичком, «с куст можжевельника», молодым черным и лохматым мужиком, человеком, ростом равным самым высоким деревьям в лесу).
Важным опознавательным знаком этого духа, как правило, была одежда - кафтан с запахом левой полы на правую (не таким, как у людей) и подпоясанным красным кушаком. Эхо в лесу объяснялось вепсами, как голос его хозяина. Отношением вепса к лесу определялось и отношение хозяина леса к тому, кто пришел к нему в гости. Хозяин леса мог послать охотнику много дичи и птицы, собирателю – много грибов, ягод и других даров, пастуху – обеспечить безопасность скота; но мог и сбить путника или домашних животных с дороги, напустить на них диких зверей, пчел, гнус, учинить иные напасти. Чтобы не прогневить лесного духа каждый вепс в прошлом знал религиозно-мистические обряды на случай встречи с хозяином в лесу, потери дороги, ночевки под деревьями. Правила поведения в лесу, как входить в лес, и что не менее важно, как выходить из леса, соответствующие жертвенные обряды лесному хозяину, все это передавалось у вепсов из поколения в поколение. Объектом обожествления у вепсов считался не только лес. Крестьяне южновепсской группы почитали хозяина поля (poudizand) и хозяйку поля (pöudemag). Не менее почитаемым, чем хозяин леса, леший, по-нашему, у средних и северных вепсов был водяной дух. В зависимости от типа водного объекта выделялся дух - «хозяин озера» - jarvenižand, «хозяин ручья» - ojanižand и «хозяйка ручья» - ojanemag.
Вепсские рыбаки верили в водяного не меньше, чем в хозяина леса. В отличие от последнего, отличающегося противоречивым характером, водяной в вепсской мифологии – преимущественно злой дух, жестокий и коварный. Его неожиданное появление перед человеком всегда сулит несчастье. Он опрокидывает лодки, ловит и душит купающихся, топит лошадей и коров, не щадит даже детей, останавливает мельницы. Как и вода, он может наслать болезни. Будучи властелином рыб, водяной часто вредит рыбакам: приближается к сетям и неводам и отгоняет от них свое «рыбье стадо». Для того, чтобы задобрить водяного и получить хороший улов, вепсские рыбаки делали ему приношения в начале и в конце рыбацкого промысла.
В качестве даров, в воду могли опускаться различные продукты: яйца, выпечка. Белозерские вепсы одаривали водного хозяина табаком и вином, считалось, что «порочные» продукты, пристрастие к которым характеризовало любой вид нечисти, были особенно желанны для водяного и скорее вызовут его расположение. За непочтительное отношение вода могла наказать болезнями не только рыбаков. Строго запрещалось как-либо осквернять воду: плевать в нее, мочиться, выливать помои, мыть грязные сапоги в «чистом» водоеме, а не в луже. Некоторые запреты, связанные с водой распространялись непосредственно на водяного: после захода солнца хозяйкам нельзя было полоскать белье, а ребятишкам бросать в воду камушки, ибо «хозяева воды спать легли».
Про домашних духов и местных колдунов, мы с вами еще попозже поговорим. А сейчас настала пора идти в гости на бесёду; мы приехали в старую вепсскую деревню Ярославичи и остановили машину у Дома Культуры[3].
Так как время у нас было ограничено «сверху» внезапно нагрянувшими депутатами, мы решили не тратить время на осмотр экспозиции предметов быта вепсов, собранных Галиной Васильевной, а сразу сеть пить чай, за уже накрытый гостеприимной хозяйкой стол.
Не могу не сказать пару слов, про историю нашей сегодняшней собеседницы. Галина Васильевна родилась в 1959 году в вепсском селе Ладва Подпорожского района Ленинградской области. Закончила начальную школу в поселке Курба, а среднюю – в соседних Винницах. В 22 года, закончив Ленинградский пединститут, вернулась в родные края учителем математики в деревенскую школу Ярославичей. Почти 30 лет Галина Васильевна учила местных ребятишек, пока школу не закрыли. И даже после этого, она продолжила заниматься с единственным учеником. Отзывчивая, добрая и радеющая всем сердцем за родной край и сохранение культуры и обычаев его предков, вепсского языка, Галина Окунева настолько полюбилась всем односельчанам, что они выбрали ее старостой. А затем, Галина Васильевна, взяла под свою опеку еще и сельский клуб, став его заведующей.
Выпив по чашке чая и немножко пообвыкшись, мы решили «зайти с козырей» и попросили Галину Васильевну поделиться с нами какими-нибудь мистическими историями, ибо нам уже все, с кем мы успели познакомиться в этих краях, рассказали, что Окунева - просто кладезь вепсского мистического фольклора. Первый наш вопрос был про популярные в этих краях истории, связанные с потерявшимися в Вепсском лесу, сталкивалась ли Галина Васильевна с чем-то подобным, или может слышала про такие случаи и чем они заканчивались. Оказалось, что не только слышала, но и сама в них участвовала.
История первая: «Дурной след».
Однажды, еще маленькая, Галина Васильевна, поехала с родными на машине в лес, по-грибы, да по-ягоды. После того, как приехали, они разделились, кто-то пошел собирать грибы, а Галина Васильевна с родственницей пошли собирать ягоды. Вроде бы и лес-то был им достаточно хорошо знакомый и ушли они не так уж далеко от машины, но в какой-то момент осознали, что не понимают, где находятся и куда зашли. Хуже всего было то, что пропали все звуки. Не было слышно ни щебета птиц, ни шелеста ветра. Родственница Галины Васильевны перепугалась и говорит: - «Ну всё, влипли мы, Галя! Никак попали с тобой на дурной след, теперь из лесу нам так просто не выйти!». «Ты погоди тут», - говорит она, а сама идет за кустик, там раздевается догола, чтобы из всей одежды дурной след, как следует вытрясти и назад на себя все вещи надеть наизнанку. Вот проделала она все это и они пошли, как им казалось, в то направление, откуда и пришли в это место. Очень скоро и звуки вернулись, а они вернулись уже в знакомые им места. Вышли на опушку леса, где оставили машину, а их там уже искали взволнованные родственники. «Куда вы пропали? Мы вас звали-звали, кричали и сигналили!», - сказали им родственники. «Но мы ничего такого не слышали, хотя были совсем недалеко», рассказала Галина Васильевна.
А еще в лесу, когда идешь по тропе, даже зверями натоптанной, в какое-то место, нельзя ходить поперек таких тропинок. Потому что, «поперек тропинок ходят духи».
История вторая: «Пропавшая экспедиция».
Сама Галина Васильевна участницей этой истории не была, но ее хороший знакомый участвовал в поиске пропавших в Вепсском лесу людей. Приехали к ним раз на партию геологи. Образованные люди, не раз ходившие в экспедиции, умеющие обращаться и с картами и с компасами. И вот ушли они в партию и не вернулись в назначенный день. Естественно, их сразу начали искать, знакомый Галины Окуневой участвовал в этой поисковой партии. Искали несколько дней и безуспешно, после чего кто-то предложил сходить за помощью к местной бабушке. В старые времена в каждой деревне были такие старушки, а в некоторых и не одна. Согласно поверию местных, они умели общаться с лесными духами, хозяином леса. Обряды, которые бабушки проводили, не предназначались для людских глаз и ушей. Они могли уйти нашептать что-то за печку, за крыльцо. Еще для коммуникации со сверхъестественными силами часто знахарки выходили на перекресток; причем важным условием было, чтобы это был именно старый перекресток двух дорог, по которому очень долго и много ходили люди, только тогда он мог считаться для них «местом силы». Это также делалось в то время, когда людей на перекрестке быть не должно, например, ранним утром. В этот раз бабушка смогла помочь с поиском потерявшихся в лесу людей. Она указала на каком болоте их нужно искать и велела сразу ехать за пропавшими на тракторе. Этот совет оказался очень кстати, т.к. когда пропавших геологов обнаружили в том месте, где указала бабушка, самостоятельно из леса они выйти были уже не в состоянии, насколько были ослабшие.
Но часто даже обращение к местным знающим людям не помогало находить пропавших в лесу. И даже останки их обнаруживать в таких случаях не удавалось – люди пропадали просто бесследно.
История третья: «Обряд омовения коровы».
В те времена, на каждом дворе держали скотину. «Была и у нас в семье корова и однажды у нее вдруг испортилось молоко», рассказывала нам Галина Васильевна. Стало горькое, пить невозможно. Посоветовал кто-то матери Галины Окуневой пойти к бабушке. Ну она и пошла. Бабушка выслушала девушку и говорит, «надобно тебе, Галя, провести обряд омовения коровы». «Ну я сразу представила, омовение, значит беру я корову, ведро с мыльной водой, губку такую большую, или щетку», - смеется Галина Васильевна. Оказалось там все и сложнее и проще одновременно. Нужно пойти с иконой к реке, смочить икону водой из реки, а стекшую воду собрать в ведро. Ну а дальше уже этой водой, определенным образом, окропить корову, какой-нибудь небольшой метелкой, ну и прочитать при этом кое-что, что бабушка написала.
Вас никогда мама, в детстве, не умывала святой водой, «сквозь скобку»? Меня вот умывали, когда начинал резко и без причины чем-то тяжело болеть. Да и мама моя тоже знала кое-что, умела грыжу и ячмень заговаривать, бабушка научила ее наша; я может о ней как-нибудь отдельно расскажу, там есть чем удивить тоже. Кстати, «скобкой», называлась дверная ручка, а умыть ребенка нужно было, таким образом, обязательно через три скобки. Возможно она тоже, при этом произносила что-то, я уже и не помню, маленький был тогда.
Обряд, проведенный Галиной Васильевной помог, молоко стало вновь нормальное, а недуг коровы, если причина была в нем, как рукой сняло. Но скорее всего, как я понимаю, такие действия снимают именно сглазы, проклятия, которые мог напустить дурной человек.
Мы сидели, пили чай и разинув рты, слушали Галину Васильевну. Даже мою супругу, человека, значительно более прагматичного, чем я, эти истории смогли немного удивить. Хотя, как вы можете отметить, в них не было, в сущности, ничего уж такого, совсем сверхъестественного. При этом, даже в услышанном нами за этот час, вы можете увидеть смешение православия и языческих обрядов вепсских старожилов. Тут, к нашему большому сожалению, зашла помощница Галины Васильевны и сообщила, что приехала в гости делегация с депутатами и мы вынуждены были попрощаться и поблагодарить деревенскую старосту за такие интересные истории. Уходить снова не хотелось, тем более тут нам с женой начали резко звонить все с рабочими вопросами, и мы пошли обсудить их на выставку картин в соседнее помещение. А Галина Васильевна, забежала к нам еще разок и угостила нас пиргами, сладкими вепсскими пирогами «для зятя», ее фирменным кушаньем.
В прекрасном настроении мы покинули деревенский Дом Культуры и пошли прогуляться по селу. Погода была ни чета вчерашней. Серость и проливной дождь сменились на яркое и способное еще немножко обогреть гостей вепсского края, своими лучами, осеннее солнышко.
От клуба мы сразу двинули вниз к реке и под стук дятла, взгромоздившегося на развилку сучков большой и старой сосны, вышли к ставшим уже визитной карточкой Ярославичей, домам, с травой на крышах.
Похожие дома мы с супругой уже видели в этнографических музеях деревянного зодчества Дании и Эстонии. Хоть родом они были явно не из глубины вепсских веков, но учитывая родственную близость вепсов и эстонцев, вполне уместны и прекрасно смотрелись в местном ландшафте.
Прогулявшись по мосту на другой берег реки Оять и пофотографировав деревню с другого берега, мы вернулись осмотреть небольшую церковь Николая Чудотворца (Никольскую Церковь).
Никольская церковь - это относительно свежий, деревянный храм 2005 года постройки, был построен на фундаменте разрушенной в 1935 году большевиками Никольской церкви.
До нее в Ярославичах тоже были деревянные церкви, утраченные, как правило, ввиду пожаров. Первый храм был построен еще в 1563 году и простоял до 1862 года.
Деревня Ярославичи тоже очень старая, впервые упоминается в новгородских писцовых книгах 1496 года.
Вернувшись к машине, пользуясь тем, что осень продолжала нам баловать хорошей погодой мы решили сделать кружок на возвышенность за деревней Ярославичи, посмотреть на места локации клуба путешествий «Лес и Ветер» и пофотографировать Ярославичи с возвышенности в деревне Лашково.
Первое, что нас удивило, это ландшафт, высоты, на которую мы взобрались после того, как переехали по мосту реку Оять.
Живописные поля, раскинувшиеся напротив деревни Лаврово, привлекли не только нас, но и местных творческих личностей, дополнивших окраину поля, симпатичной козой, украшенной вепсским национальным орнаментом.
Покормили вяленым мясом местного дружелюбного пса, заскочили отметиться в деревню Среднюю, ставшую известной всем, кто побывал в этих краях, благодаря клубу путешествий «Лес и Ветер» и двинули на смотровую площадку в деревне Лашково.
Не успели мы выйти из запаркованной на полянке между крайними домами, машины, расположенной напротив очень необычного дизайна бани, напоминающей корпус небольшого парусного корабля, как из дома с разрисованными под цокольный, полу-подвальный этаж окнами вышла приятная молодая девушка и поинтересовалась не в поисках ли хорошей точки для фотографирования мы к ним заехали. «Именно так», ответили мы и девушка, очень любезно проводила нас на тропинку за ее огородом, где было удобней спуститься на точку, с которой открывался чудесный вид на речную долину Ояти и деревню Ярославичи. «Если хотите, у меня с балкона, вид еще живописнее», - сказала она, приглашая нас в гости, но мы, так и не смогли привыкнуть к такой фамильярности поблагодарили художницу (окна дома явным образом намекали на профиль деятельности хозяйки) и поспешили на смотровую точку.
Вид на Ярославичи был и вправду прекрасен.
Совершив очередную фотосессию и поставив жирную точку на намеченном нами отрезке пути и дня, мы повернули автомобиль в сторону ПГТ Вознесенье, по пути продолжив обсуждать услышанное и увиденное за день.
Но это уже другая история :)
[1] Туристический клуб «Лес и Ветер»: https://lesiveter.ru
Ленинградская область, Подпорожский район, Винницкое сельское поселение, деревня Средняя, ул. Зеленая 8
[2] Винокурова И. Ю. Мифология вепсов: энциклопедия / И. Ю. Винокурова; Рос. акад. наук, Карел. науч. центр, Ин-т языка, литературы и истории. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015.
[3] Дом Культуры села Ярославичи, 187762, Ленинградская обл., район Подпорожский, деревня Ярославичи, улица Школьная, дом 14 Окунева Галина Васильевна +7 911 913-38-34