Как написать настоящий научно-фантастический роман, не будучи физиком, астрономом или биологом? Как выдержать гонку и не сойти с ума от обилия героев, их характеров, поступков, при этом написать стройную историю с захватывающим сюжетом?
Продолжение. Начало здесь:
Полки ломятся от научных книг, ноутбук распух от папок с заумными статьями. Он кряхтит, но самоотверженно выполняет свой долг, пока клавиши не передадут в его электронный мозг набор букв, сложенный в определенном порядке. В тот момент компьютер понимает, теперь писатель долго от него не отстанет, заставит работать на износ. Что же это за страшное слово?
СИНОПСИС
Да, синопсис, друзья мои, это слово не только заставляет содрогнуться ваш ноутбук, но и вас. Потому что писатели ненавидят его писать.
Да и как можно любить синопсис, когда в нем только сухие обрывки вашего замечательного романа, да еще в настоящем времени?
Но сейчас не о кратком синопсисе для рассылки в редакции, а о развернутом. Многие авторы пишут его перед началом работы, он помогает дисциплинировать процесс.
Я делаю так: прикидываю приблизительно количество глав и распределяю сюжетные повороты. Таким образом синопсис набирает страниц пятнадцать. А потом начинаю с ним играть. Как в мяч, водя по полю, перекидывая с одной ноги на другую. И вот он, гол! Моя мысль попала в ворота. Глава окончена!
Но это всего лишь синопсис, который потом превращается в роман как… тыква в карету. Да-да! Мои синопсисы на выходе сильно меняются. Иногда так, что и мать родная не узнает (то есть я). Зачем же ты, Светлана, его изменила? Это не я! Тогда кто?
ГЕРОИ
Конечно, крепкий хорошо продуманный сюжет половина успеха книги. Вторая половина - интересные яркие персонажи. Для научной фантастики желательно выбирать главных героев мужчин. Представители сильной половины человечества - основные читатели/почитатели этого жанра и им интересно узнавать в книге себя.
Но в «Последнем корабле» среди ведущих персонажей десять мужчин и семь женщин, все они важны для повествования, все самобытны, и у меня рука не поднялась кого-то выделить.
Кто они? И почему так мне дороги? Я никогда не делила людей на расы или вероисповедания. Все мы творения Господа. Говорю так, потому что квантовый мир и квантовая механика, с которыми столкнулась во время написания романа, только укрепили мое мнение о природе Абсолюта.
Мои герои находятся в идеальном мире: без голода, войн, болезней, они уверены в завтрашнем дне. Казалось бы, живи и радуйся! Глупые так и поступают, а умные мечутся, не понимают, что не так с этим миром, а когда находят ответ, оказываются в местах не столь отдаленных, вернее очень отдаленных (по времени).
Где та грань, когда утопия превращается в антиутопию? Иногда мы сами не знаем. Лишь чувствуем.
Мои герои живут на Объединенной Земле, где нет границ и все говорят на едином языке - планетарном. Они разных национальностей, разных профессий, но их объединяет одно: они пошли против системы общей деградации, которая поглотила человечество, сделало его глупым безвольным потребителем. Вот реплика одной из главных героинь Кэтрин:
– Эх, мама, хоть это странно звучит, но цивилизация привела к тому, что люди деградировали, неужели ты не видишь? Не нужно ничего делать, всё бесплатно. Если хочешь большего – образования, путешествий в другие звездные системы или натуральной еды – иди работать за кредитки. Не хочешь – синтетическая еда, одежда, лечение, – всё в свободном доступе. Даже климат по всей Земле выровняли: теперь он теплый, комфортный. Вот никто и не работает, не развивается, все стали одинаковые, разнообразие профессий уменьшилось, человечество живет в мире, созданном Департаментом Развлечений.
Кэтрин взбунтовалась и была осуждена на десять лет относительного лишения свободы (мной придуманный термин). Что такое «относительное лишение свободы»? Наказание, похожее на тюрьму, но более гуманное. После оглашения приговора осужденные отправляются на базу-колонию в далекое прошлое, в Девонский период (400 000 000 лет назад). На базе нет роботов, люди всё должны делать сами - это и есть цель перевоспитания преступников. Конечно, никто не хочет выходить из зоны комфорта и отправляться в Девон, все боятся. Люди продолжают деградировать, что и нужно правительству будущего. В таком мире тяжело жить думающим. Почти все они в Девоне. Вот и она отправляется туда же вместе с тремя преступниками и членами экипажа машины времени (Временного корабля).
Правда, в Девон она так и не попала. И здесь я начинаю закручивать…
СЮЖЕТ
Они бывают разные. Например, концентрические, динамические, линейные и много других разновидностей. Но эти - основные и часто встречающиеся.
Лично я люблю линейные: и читать, и писать. Мне такие сюжеты напоминают саму жизнь, а она последовательна (возможно что-то изменится после реального ввода в эксплуатацию Временных кораблей).
Я выбрала линейный приключенческий сюжет. «Последний корабль» - книга для возрастной категории 16+
Здесь нужна динамика, продуманные диалоги, которые двигают повествование, и конечно, экшн. Причем с сюрпризами.
И первый подстерегает читателя в самом начале. Ожидаемой робинзонады на базе-колонии в Девоне не случилось. Осужденные туда не доехали, они стали свидетелями события исторического масштаба. Какого?
Это еще один сюрприз. Исторический поворот сюжета следует за научными гипотезами. Можете проверить (Интернет доступен всем) и гарантирую, вы очень удивитесь! Скажу лишь, что архитектура, одежда, оружие, настольные игры, музыкальные инструменты и даже язык - подлинные. И это добавляет уникальности не только «Последнему кораблю», но и всем книгам такого плана. Если уж браться описывать древнюю культуру, нужно соответствовать.
Вторая книга дилогии называется «Четвертая война», посвящена космосу и жизни героев на другой планете в дальних колониях Ро Эридана, куда они телепортируются на Временном корабле.
Согласитесь, вдвойне интересно читать книгу, где исторические события переплетаются с перемещениями в другие звездные системы.
Экнш здесь выступает в роли крючков: подтянули - опустили, подтянули - опустили. Их в книге достаточно много, из-за чего она держит в напряжении до конца, на все свои 400 страниц. Главное, не переусердствовать, всё хорошо в меру. А меру писателю дает самый главный человек в его работе.
РЕДАКТОР
Этот человек - твое второе «я», знающий тебя до самых косточек. Абсолютно все писатели работали с редакторами, даже Лев Толстой.
Плохо, когда книга выходит без редактора, это всегда видно, ну не может писатель критически оценить свое произведение, ему нужен человек со свежим критическим взглядом.
Анжелика Салик - мой бессменный редактор, с которой я работаю уже не один год. Она строгая, но справедливая. Говорит, что думает, за это ее и ценю!
Многие писатели не знают что такое чувство самосохранения. Я такая же, когда пишу, полностью сжигаю себя, работаю по 15-18 часов. Анжелика уже боялась за мое здоровье и тормозила в приказном тоне. Слава Богу всё закончилось благополучно и при написании книги не пострадал ни писатель, ни редактор! 😂
Сначала я хотела сделать «Последний корабль» философской фантастикой. У меня было мало диалогов, много мыслей героев, а также много научных и исторических сведений. Но при этом был крепко сколоченный сюжет.
Когда отправила первую книгу «Ковчег» Анжелике, она увидела в ней задатки приключенческой истории. Я удалилась в свою конуру, чтобы добавить диалогов, экшена, расширить повествование, дать объемный фантастический мир, и книга заиграла новыми красками. Все кто ее прочли, затребовали продолжения. Так появилась вторая книга.
Было бы неправильно подробно останавливаться на работе редактора и писателя в короткой статье, люди пишут объемные книги, посвященные данной теме, хочу лишь коснуться некоторых интересных для меня моментов, которые я называю…
ПИСАТЕЛЬСКИЕ ПРИМОЧКИ
Малые и крупные литературные формы часто строятся по известному принципу драматургии: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Я люблю классику, считаю ее идеальным воплощением литературного багажа человечества, поэтому в моих произведениях этот драматургический принцип соблюдается, и не только в целом, но также для каждой главы отдельно. А почему бы нет? Ведь каждая глава - маленькая история, которая двигает сюжет.
Юмор. Куда же без него. В книге есть несколько персонажей с особой харизмой. Они милые, веселые, вызывают симпатию. Один из них, хоть и не самый главный, но из-за юморного характера полюбился многим.
Еще одной примочкой для меня является музыкальность прозы. При написании и особенно при редактурах, которых у «Последнего корабля» было около десяти, стараюсь добиваться особого ритма, тщательно подбираю слова, переписываю целые абзацы. Так во мне говорит поэтесса и музыкант, мы интуитивно к ритму не ровно дышим.
Также мне нравится включать стихи в прозаические произведения, что добавляет сильных чувств на фоне ровно льющийся прозы, и как бы сбивает ритм. Такой эмоциональной точкой стал «Плач Кэтрин», его я написала сама.
Писательские примочки добавляют уникальность книге, наравне с сюжетом собираются в единую линию, которая приводит к логическому завершению и разрешению всех конфликтов.
ФИНАЛ
Ничто так не озадачивает писателя как интересный мощный финал. От него зависит успех всего произведения (а может и не успех?)
Финал похож на взрыв сверхновой, где в одной точке сжимаются герои, события, линии романа и рождается «звезда» - мысли и чувства читателя.
Для меня финал - цель, к которой стремится произведение. Поэтому концовку я всегда пишу в начале работы над книгой.
На мой взгляд в последних главах любого произведения писатель должен не только закрывать все темы и разрешать конфликты. Финал - концентрация идеи книги, то, что читатель ощущал на всем ее протяжении, и то, что можно выразить одной фразой. У меня она такая: «Нужно всегда оставаться людьми, а не биологическими единицами, как написано в наших ДНК-паспортах».
И последнее: оказалось, самое сложное во время работы над финалом - придумать название. Сначала мы планировали выпустить две книги отдельно, и вопрос названия не стоял: «Ковчег» и «Четвертая война». Но затем концепция поменялась, обе книги было решено объединить в один том.
Почему «Последний корабль»? Для меня это - собирательный образ, олицетворение не только ковчега, Временного корабля или флагмана Земного флота. Последний корабль - наша планета Земля, колыбель, отчий дом, который мы должны беречь, и который мы не имеем права потерять!
Книга «Последний корабль» доступна на моем сайте ponomarevabooks.ru
Подписывайтесь, оставляйте комментарии, ставьте лайки, автору это всегда приятно!
Продолжение следует…
#фантастика