Новая картина визионера-португальского режиссера Мигеля Гомеша — это
путешествие во времени, которое переключается, по крайней мере,
повествовательно, между томностью и срочностью. Открываясь
документальными кадрами, насыщенные цвета которых напоминают
малокалиберный целлулоид, и изображающими проделки на колесе обозрения
где-то, кажется, в Юго-Восточной Азии, «Grand Tour» переносит нас в
начало 20- го века. В Сингапуре англичанин в белом костюме по имени
Эдвард, типаж Кларка Кента, которого играет Гонсало Уоддингтон, бродит
по докам и их торговцам всякими товарами, не ища ничего, кроме спасения.
Не
эскапизм, заметьте, а буквальное бегство — он бежит от своей невесты,
на которой он чувствует себя неготовым жениться. Он консультируется с
другим англичанином в окрестностях знаменитого отеля Raffles в
Сингапуре, основанного в 1887 году и названного в честь британского
дипломата, который помог сформировать Сингапур, а не вымышленного вора,
который, в любом случае, дебютировал только в 1898 году. Суть в том, что
Эдвард, разыгрывая грандиозный тур из названия — на доске турагента
обозначены остановки в Рангуне, Сингапуре, Бангкоке и Гонконге —
пересекает как британскую колониальную, так и азиатскую историю в своих
путешествиях.
Англичанин, что неудивительно, не обращает на это
внимания. Гомеш даже не удосуживается сделать персонажа (или невесту,
которая появляется во второй половине фильма) англоговорящим; эти
персонажи говорят на португальском, в то время как азиаты в основном
говорят на своих собственных языках. Общение не часто становится
проблемой, потому что оно нежелательно.
Цветные и, довольно
скоро, изредка черно-белые кадры (которые, по-видимому, были сняты в
основном в наши дни) дают зрителям возможность заглянуть в то, чего
персонаж вроде Эдварда обязательно упустил бы во время своих эгоистичных
занятий. И, конечно же, совершил свое грандиозное турне почти столетие
спустя. Например: прекрасное теневое кукольное представление с
подсветкой. Туристические автобусы с караоке в качестве дополнительного
аттракциона и страстное чтение, чего же еще, «My Way». Фейерверки. И
многое другое.
А через час появляется невеста. Криста Альфаяте
играет Молли, и она дарит своему персонажу характерный фыркающий смех.
Недостаточное основание, чтобы уклониться от брачного контракта, но с
некоторыми людьми никогда не знаешь, что будет. Совсем не образец
неуверенности, она намерена заполучить своего жениха, даже если ей
придется «тащить его за горло», заявляет она. Фокус фильма смещается с
трусости Эдварда на неукротимый дух Молли. И делая это, и углубляясь в
южноазиатские джунгли, становится богаче и страннее.
Зрители,
ищущие аккуратного повествования и удовлетворяющих выводов, не найдут с
этим фильмом ничего. Но если вы можете прокатиться с атмосферой, которая
является их собственной причиной существования, в «Grand Tour» ее
предостаточно, и все они прекрасно реализованы.