Оптимизация затрат в складской логистике - это непрерывный процесс, первостепенно необходимо четко определить цели оптимизации, например: снижение себестоимости хранения товаров, повышение производительности труда персонала, сокращение потерь на излишние запасы, перемещения, транспортировку, повышение рентабельности и осуществлять регулярный мониторинг показателей для оценки результатов. Важно, чтобы персонал был готов к изменениям и быстро вовлекся в процессы внедрения новых технологий, правильно рассчитать объем инвестиций. Далее необходимо провести оценочный аудит, анализ текущих показателей процессов и операций, чтобы выявить узкие места и разработать эффективные мероприятия по улучшению деятельности.
Ключевые области оптимизации затрат в складской логистике касаются:
1. Планировки и организации складского пространства: рациональное использование площади склада, зонирование, оптимизация расположения стеллажей и проходов, все это позволяет минимизировать затраты на аренду и эксплуатацию.
2. Управления запасами: внедрение систем управления запасами (WMS) для автоматизации учета товаров, прогнозирования спроса и оптимизации уровней товаров, это помогает избежать дефицита и возникновения излишков, снижая риски убытков.
3. Автоматизации процессов: использование роботизированных систем, конвейеров, сканеров штрих-кодов и других технологий для повышения эффективности погрузочно-разгрузочных работ, перемещения грузов и проведения инвентаризации. Автоматизация повышает скорость обработки заказов, снижает риски влияния ошибок персонала на операционную деятельность и оптимизирует использование трудовых ресурсов.
4. Выравнивание транспортных маршрутов: планирование оптимальных маршрутов для доставки товаров на склад от производителей и поставщиков, отгрузки готовых заказов со склада клиентам. Использование GPS-навигации, систем TMS (Transportation Management System/Системы управления транспортом) и других инструментов позволяет сократить затраты на топливо, обслуживание и время доставки.
5. Управления персоналом: оптимизация штатного расписания и оптимальное количество работников в штате, обучение персонала, внедрение системы мотивации, это способствует повышению эффективности работы склада и снижению затрат на оплату труда.
Инструменты анализа
В качестве инструментов анализа затрат можно использовать:
- ABC-анализ - классификация товаров по их стоимости и объему продаж для фокусировки на наиболее важных позициях, поиск альтернативных поставщиков, сравнение цен и условий поставки для выбора наиболее выгодных вариантов.
- SWOT-анализ - позволяет оценить сильные и слабые стороны компании, а также выделить возможности и угрозы, связанные с её функционированием в регионе присутствия, разработать долгосрочный и краткосрочный план стратегического развития с измеримыми целями.
- Методы методологии Lean (бережливого производства) - последовательное выявление причин возникновения несоответствий, чтобы найти корень проблем и оптимизировать затраты.
- Анализ цепочки поставок - оценка затрат на всех этапах операционной деятельности склада (от закупки до доставки клиенту) для выявления узких мест.
- Финансовый анализ: изучение финансовых показателей, таких как себестоимость хранения, затраты на персонал, затраты на транспорт и т.д.
- Аналитика данных - использование программного обеспечения для сбора и анализа данных о складе, о движении товаров, уровне запасов, скорости обработки заказов, количестве ошибок персонала, претензий и рекламаций.
продолжение статьи читайте в блоге на нашем сайте
Сколько стоит автоматизация склада с AS WMS?