Я пёс, я кость свою грызу
В покое, в ожиданьи дня,
Когда в ответ я укушу
Того, кто укусил меня.
В 1688 году хирург Тимоте Руссель построил дом в Квебеке, столице Новой Франции. Над главным входом был установлен барельеф с позолоченным псом и четверостишием. Предполагается, что он связан с распрей между Русселем и его соседом Жаном Норманом. Они владели землёй в деревне и часто спорили из-за права прохода. В 1682 году местный сеньор (помещик, имевший право суда) приказал Норману дать Русселю свободный проход по его земле. Норман не подчинился. Руссель подал апелляцию. Она была рассмотрена в следующем году, к делу был привлечён следователь, но это не помогло разрешить конфликт. Дело дошло до драки.
1 апреля 1686 года соседи предстали перед верховным судом Новой Франции. Норману было предписано выплатить Русселю 60 ливров компенсации за побои и дать ему свободный проход. Кроме того, оба были оштрафованы на 10 ливров. Хирург зарабатывал в больнице 200 ливров в год, то есть суммы были значительные. Есть одна интересная деталь, записанная в приговоре: судья посоветовал Русселю подать в суд на Жозефа, сына Жана Нормана, за убийство собаки Русселя.
Канадский историк Бенжамен Сюльт нашёл статую собаки, грызущей кость, в городке Пезенас во французском регионе Лангедок-Руссильон. На пьедестале была надпись, почти идентичная надписи в Квебеке. Тимоте Руссель родился неподалёку от Пезенаса. Возможно, он запомнил то четверостишие и заказал воспроизвести его квебекскому каменотёсу в 1688 году. Он умер в 1700 году в возрасте около 60 лет. Неизвестно, отомстил ли он в итоге за свою собаку.
Прошло больше 30 лет, и дом купил торговец Николя Жакен Филибер. Он перестроил дом, увеличив его, но оставил пса над главным входом. Он вставил рядом камень с датой достройки: 1736.
20 января 1748 года 47-летний Филибер поспорил с 28-летним офицером Пьером Легардёром де Репантиньи, потому что не хотел пускать его на постой. Репантиньи обозвал Филибера дураком, тот ударил его тростью и получил в ответ удар шпагой. На следующий день он умер, простив своего убийцу.
Когда против Репантиньи было начато уголовное дело, он сбежал. 20 марта того же года он был заочно приговорён к обезглавливанию. Через год, когда его семья выплатила вдове Филибера 8675 ливров компенсации, король помиловал его. Потом он стал капитаном, сражался с англичанами во время завоевания Канады (1754–1760) и получил орден за храбрость. После поражения французов он жил в Туре, с 1769 года служил во французской колонии в Индии, в 1775 стал командиром полка Пондишери, а в 1776 умер.
Эти события положили начало легенде о золотом псе. Филибер якобы установил скульптуру в знак мести обидевшему его интенданту, а тот подстроил его убийство. Потом его сын или брат нашёл Репантиньи в Индии и убил на дуэли. Тимоте Руссель и его вражда с соседом к тому времени были забыты. Самое популярное изложение легенды – роман Уильяма Кирби “Золотой пёс”, опубликованный в 1877 году в Нью-Йорке. Сюжет Кирби рассказывает о множестве исторических личностей, которые жили в Квебеке или проезжали через него, и изобилует анахронизмами и неточностями. О стиле и содержании можно судить по отрывку:
“– Знак его любви, любви Франсуа Биго ко мне! Вы женщина и могли так долго ждать, чтобы передать его? Почему вы не сделали этого сразу? Я не должна была сомневаться в вас тогда. О, дайте его мне, и будьте благословенны как самый желанный посланник, который когда-либо приходил в Бомануар!
Корриво ещё мгновение держала руку в корзине. Её смуглое лицо стало чуть бледнее, хотя ни один нерв не дрогнул, когда она достала свёрток, аккуратно обёрнутый серебристой тканью. Она сорвала покров и протянула нетерпеливо ожидающей девушке роковой букет роз, такой прекрасный на вид, словно он был красивее всех, что когда-либо лежали на коленях у Флоры.
Каролина схватила его обеими руками и восторженно воскликнула, в то время как каждая её чёрточка излучала радость: “Это дар Божий и ответная любовь Франсуа! Всё ещё будет хорошо!”
Она прижала сияющие цветы к губам, страстно целуя их, вдохнула раз или два их смертельный яд и вдруг, запрокинув голову и устремив в пустоту тёмные глаза, но крепко сжимая в руках роковой букет, упала замертво к ногам Корриво”.
Читателям очень понравилось. Роман выдержал множество изданий и сделал Квебек-Сити популярным направлением туризма. Золотой пёс был его главной достопримечательностью до постройки отеля “Шато Фронтенак” (этот отель для Квебека – как Эйфелева башня для Парижа). Оригинальный дом был снесён, но скульптуру вделали в здание почтового отделения, построенное на том же месте в 1872 году. Пёс пережил большой ремонт в 1910-х годах, когда отделение было увеличено и осовременено. Он и сейчас там. В его честь назвали переулок рядом с ним, художественную галерею, таверну, регату, чемпионат по кёрлингу и издательский дом.
Источники: http://www.ameriquefrancaise.org/en/article-590/The_Golden_Dog.html