Найти в Дзене
Исторический рубеж

XB-70 "Валькирия": сверхзвуковой титан холодной войны

В анналах авиационной истории немногие самолеты вызывают такое же восхищение и сожаление, как North American XB-70 Valkyrie. Задуманный на пике Холодной войны как стратегический бомбардировщик, способный летать на скоростях, превышающих Мах 3, на высотах более 21 километра, XB-70 был чудом инженерной мысли, опередившим свое время. Хотя "Валькирия" так и не поступила на вооружение, ее разработка раздвинула границы аэрокосмических технологий и оставила неизгладимый след в авиации. Программа XB-70 родилась из потребности ВВС США в бомбардировщике, способном проникать глубоко в советское воздушное пространство на огромной скорости и высоте, избегая перехватчиков и зарождающихся зенитно-ракетных комплексов (ЗРК). В конце 1950-х годов компания North American Aviation выиграла контракт на создание этого амбициозного самолета, получившего обозначение XB-70. Конструкция "Валькирии" была революционной. Чтобы выдерживать экстремальный нагрев от трения воздуха на скорости Мах 3, планер был изготов

В анналах авиационной истории немногие самолеты вызывают такое же восхищение и сожаление, как North American XB-70 Valkyrie. Задуманный на пике Холодной войны как стратегический бомбардировщик, способный летать на скоростях, превышающих Мах 3, на высотах более 21 километра, XB-70 был чудом инженерной мысли, опередившим свое время. Хотя "Валькирия" так и не поступила на вооружение, ее разработка раздвинула границы аэрокосмических технологий и оставила неизгладимый след в авиации.

Программа XB-70 родилась из потребности ВВС США в бомбардировщике, способном проникать глубоко в советское воздушное пространство на огромной скорости и высоте, избегая перехватчиков и зарождающихся зенитно-ракетных комплексов (ЗРК). В конце 1950-х годов компания North American Aviation выиграла контракт на создание этого амбициозного самолета, получившего обозначение XB-70.

-2

Конструкция "Валькирии" была революционной. Чтобы выдерживать экстремальный нагрев от трения воздуха на скорости Мах 3, планер был изготовлен в основном из нержавеющей стали, титановых сплавов и специальных сотовых панелей. Самолет имел характерную конфигурацию "утка" с большим треугольным крылом и передним горизонтальным оперением (ПГО). Уникальной особенностью были опускаемые законцовки крыла, которые на сверхзвуковых скоростях улучшали устойчивость и использовали явление "компрессионного подъема" – когда ударные волны от носовой части и воздухозаборников создавали дополнительную подъемную силу под крылом. Шесть мощных турбореактивных двигателей General Electric YJ93, расположенных в большом подфюзеляжном блоке, должны были обеспечивать необходимую тягу для достижения беспрецедентной скорости и высоты полета.

-3

Первый прототип, XB-70A (AV-1), поднялся в воздух 21 сентября 1964 года. Испытательные полеты подтвердили уникальные возможности самолета, хотя и выявили ряд технических проблем, связанных со сложностью конструкции и экстремальными условиями полета. 14 октября 1965 года AV-1 впервые достиг скорости Мах 3. Второй прототип, AV-2, имевший ряд усовершенствований, совершил первый полет в 1965 году и достиг скорости Мах 3.08.

Программа XB-70 стала полигоном для множества передовых технологий в области аэродинамики высокоскоростного полета, материаловедения, силовых установок и систем управления. Концепция компрессионного подъема, использование нержавеющей стали и сотовых конструкций, разработка мощных двигателей YJ93 – все это внесло значительный вклад в развитие авиации.

Установка двигателя YJ93 на XB-70
Установка двигателя YJ93 на XB-70

Несмотря на впечатляющие характеристики, судьба XB-70 была предрешена несколькими факторами. Стремительное развитие советских высотных ЗРК, таких как С-75 "Двина", ставило под сомнение саму концепцию высотного прорыва ПВО. Одновременно росла роль межконтинентальных баллистических ракет (МБР) как основного средства стратегического сдерживания. Кроме того, стоимость программы XB-70 была астрономической, что делало ее уязвимой для бюджетных сокращений.

Фатальным ударом для программы стала трагедия 8 июня 1966 года. Во время демонстрационного полета для рекламной фотосессии второй прототип AV-2 столкнулся с истребителем F-104 Starfighter, сопровождавшим группу. Оба самолета потерпели крушение, пилот F-104 и один из пилотов XB-70 погибли. Эта катастрофа, вкупе с уже упомянутыми стратегическими и экономическими факторами, привела к окончательному закрытию программы в 1969 году.

Столкновение самолётов F-104 и XB-70
Столкновение самолётов F-104 и XB-70

Всего было построено два летных экземпляра XB-70. После отмены программы первый прототип AV-1 продолжил выполнять исследовательские полеты в интересах НАСА, собирая ценные данные о сверхзвуковом полете, которые позже использовались при разработке других высокоскоростных самолетов, включая американский проект сверхзвукового пассажирского лайнера (SST) и стратегический бомбардировщик B-1 Lancer. Свой последний полет AV-1 совершил 4 февраля 1969 года, отправившись на вечную стоянку в Национальный музей ВВС США в Дейтоне, штат Огайо, где он и сегодня поражает посетителей своими размерами и футуристическим обликом.

Основные Характеристики XB-70A Valkyrie

  • Экипаж: 2 человека (пилот, второй пилот)
  • Длина: 57,6 м
  • Размах крыла: 32 м
  • Высота: 9,1 м
  • Площадь крыла: 585 м²
  • Масса пустого: 115 030 кг
  • Максимальная взлётная масса: 246 000 кг
  • Силовая установка: 6 × ТРДФ General Electric YJ93-GE-3
  • Тяга: 6 × 128 кН (на форсаже 6 × 136,9 кН)
  • Максимальная скорость: Мах 3,1 (3309 км/ч) на высоте 22 000 м
  • Крейсерская скорость: Мах 3,0 (3200 км/ч) на высоте 21 300 м
  • Практическая дальность: 6900 км (боевой радиус)
  • Практический потолок: 23 600 м
-6

XB-70 Valkyrie так и не стал серийным бомбардировщиком, для роли которого создавался. Однако он навсегда остался символом технологических амбиций эпохи Холодной войны, инженерным шедевром, раздвинувшим границы возможного в авиации, и источником бесценных данных, которые способствовали развитию аэрокосмической отрасли на десятилетия вперед. "Валькирия" – это памятник смелости конструкторской мысли и напоминание о том, как быстро могут меняться технологии и стратегические доктрины.