Сегодня мы поговорим о жуткой штуке, которая, в свое время, заставила дрожать даже самых смелых европейских вояк.
Представьте себе: 16 век, бравые конкистадоры, закованные в сталь, с мушкетами и мечами, прибывают в Новый Свет. Они думали, что местные племена дикарей для них – легкая добыча. Но как же они ошибались!
Оказалось, что у индейцев было свое, совершенно уникальное и жутко эффективное оружие для ближнего боя. Штука настолько страшная, что испанцы еще долго и с содроганием вспоминали ее.
Что же это за вундервафля такая, спросите вы? Давайте разбираться вместе, но не будем спешить, вся соль – в деталях!
Итак, представьте себе картину: тропические джунгли, столкновение двух миров. С одной стороны – европейская сталь, порох, отточенная веками тактика. С другой – люди, живущие в гармонии с природой, но обладающие своими секретами ведения войны. И вот в пылу смертельной схватки конкистадоры с ужасом видят что-то невероятное.
Не деревянную дубинка, но и не совсем меч. Оружие, которое выглядело… ну, скажем так, довольно экзотично. Называлось оно на языке ацтеков «макуауитль», что можно перевести примерно как "ручная палка" или "ручное дерево". Звучит не слишком грозно. Но внешность порой обманчива, ох как обманчива!
Что же представлял собой этот макуауитль?
По сути, это была тяжелая деревянная палица, чаще всего плоская, длиной от полуметра до метра, иногда даже больше. Иногда ее делали так, что бы удобно было держать одной рукой, а иногда – для двух рук, как здоровенный меч-дубину. Часто воин ацтек шел в бой с таким макуауитлем в одной руке и щитом в другой. Представили эту картину? Выглядело наверняка внушительно!
Но самое интересное было не в самой деревяшке, хоть ее часто украшали резьбой и рисунками разных богов. Вся фишка была по краям! По обеим сторонам этой плоской дубины делали специальные пазы. И вот в эти пазы… вклеивали острые, как бритва, кусочки обсидиана! Того самого черного и блестящего вулканического стекла.
Крепили их на особую, очень прочную смесь. Говорят, туда входила глина, черепаший помет и даже кровь летучих мышей! Жуть! Но работало надежно. Эти обсидиановые лезвия могли быть разной формы, чаще всего треугольные или трапецивидные, и они превращали обычную дубину в нечто по-настоящему страшное.
И вот тут мы подходим к главному вопросу: ну палка, ну со стекляшками по бокам… что она могла сделать против закаленного стального меча конкистадора? А ведь еще у европейцев были доспехи, шлемы, богатый опыт войн?
Казалось бы, ответ тут очевиден. Но не спешите с выводами!
В дальнейшем история показала, что макуауитль был далеко не безобидной игрушкой дикарей. Наоборот, он стал настоящим кошмаром для завоевателей. Почему?
Во-первых, давайте узнаем, что такое обсидиан.
Это не просто стекло. При правильном сколе обсидиан дает лезвие с кромкой толщиной всего в несколько нанометров! Это тоньше, чем самый острый хирургический скальпель! Можете себе представить?! Такое лезвие резало плоть, кожу, мышцы и сухожилия словно подтаившее сливочное масло.
Конечно, обсидиан очень хрупкий, он легко крошится при ударе о твердое, например, о сталь. Но вот по незащищенному телу… ооо, тут он показывал себя во всей красе.
Конкистадоры в своих записках рассказывали просто ужасные вещи. Ходила легенда (может, и приукрашенная, кто знает?), что один воин-ацтек на спор одним ударом макуауитля снес голову коню! Прямо отделил ее от шеи. Даже если это преувеличение, оно показывает, какое впечатление производило это оружие на «гостей».
Увечия от макуауитль были страшными: рваные, глубокие, с ошметками плоти. В условиях влажного тропического климата такие раны почти не заживали, быстро инфицировались, и даже если удар не убивал сразу, человек мог умереть позже от гангрены или потери крови. Да и болевой шок от такого удара был наверняка чудовищным. Это вам не чистый разрез мечом!
Это было что-то… первобытное и пугающее
Во-вторых, не стоит забывать о самих воинах. В Мезоамерике была очень развита воинская культура. Мальчиков с детства обучали владению оружием, и владели им виртуозно. Это не просто так махать палкой! Нужна была сила, ловкость, понимание, как и куда бить.
Макуауитль в руках опытного воина становился по-настоящему универсальным инструментом смерти. Им можно было не только резать, нанося те самые ужасные раны обсидиановыми лезвиями. Тяжелым деревянным древком можно было запросто оглушить противника, даже если он в шлеме!
Или просто избивать, ломать кости, как обычной дубиной. Представляете, какая универсальная штука? Руби, режь, глуши – все в одном флаконе!
Есть даже одна история, записанная испанцами, которая показывает уровень мастерства ацтеков.
Расказывают, во время какого-то их религиозного праздника один воин, вооруженный всего лишь учебным макуауитлем (где вместо острых обсидиановых лезвий были просто перья!), умудрился справиться с шестью противниками, у которых было настоящее боевое оружие!
Уложил шестерых! С палкой с перьями!
Конечно, может это тоже немного приукрашено, но сам факт такой истории говорит о многом. Это показывает, насколько серьезно индейцы относились к боевой подготовке и как хорошо они владели своим телом и оружием.
Так что, как видите, дело было не только в остроте обсидиана. Дело было в сочетании:
1. Невероятно острых лезвий, способных наносить кошмарные раны.
2. Тяжелого, прочного древка, которым можно было дробить и оглушать.
3. Высочайшего мастерства воинов, которые знали, как всем этим добром эфективно пользоваться.
Именно это сочетание и делало макуауитль таким грозным оружием, способным на равных противостоять европейской стали в ближнем бою.
Испанцы, привыкшие к своим тактикам фехтования, где важны уколы и парирования, столкнулись с чем-то совершенно иным и незнакомым. Против них выходили воины, использующие мощные рубящие и дробящие удары, от которых стальные доспехи не всегда спасали (особенно если удар приходился по шлему или незащищенным местам), а раны были просто чудовищными. Психологический эфект тоже наверняка был сильным. Представьте себе вид раскрашенного яркими красками воина, несущегося на вас с этой зубастой палицей, и крики раненых товарищей… Бррр!
Но было ли это оружие настолько идеальным? Неужели у него совсем не было слабых мест? Конешно, были. Как и у любого оружия, у макуауитля имелись свои недостатки, которые в конечном итоге и сыграли свою роковую роль.
Какие же?
Об этом мы поговорим дальше, ведь история этого удивительного и жуткого меча-дубины еще не закончена!
Как вы думаете, что могло стать его ахиллесовой пятой в борьбе против технологий Европы? Пишите свои предположения в комментариях!
А теперь давайте разберем минусы. Ведь не может быть, чтобы такая, казалось бы, простая конструкция была совершенной, верно? Главный минус макуауитля вытекал из его же природы. Во-первых, это все-таки довольно тяжелая и инерционная штука. Размахнувшись ей, быстро остановить удар или изменить его направление было сложно. Это не легкая шпага, которой можно фехтовать с молниеносной скоростью. Тут важна была сила и мощь удара, а не его точность или скорость реакции.
Во-вторых, и это самое главное, – хрупкость обсидиановых лезвий. Да, они были невероятно острыми, но стекло есть стекло. При ударе о твердый предмет, особенно о стальной доспех или меч конкистадора, обсидиановые вставки могли просто выкрошиться или сломаться.
То есть, парировать удар стального меча макуауитлем было очень рисковано – можно было остаться с обычной дубиной без режущих кромок. И уж тем более им нельзя было наносить колющие удары, как мечом или шпагой. Попытка ткнуть кем-то острым концом (которого, по сути, и не было) привела бы просто к поломке лезвий на конце.
Поэтому против хорошо бронированного противника, который умел защищаться, эфективность макуауитля резко падала. Да, им можно было попытаться проломить шлем или оглушить ударом по голове, но пробить стальной нагрудник – уже вряд ли.
Само деревянное древко, хоть и было прочным (использовали твердые породы дерева, иногда еще и просмаливали), все равно оставалось деревом. Несколько удачных ударов стальным мечом могли его повредить или даже разрубить, в отличие от цельнометаллического клинка европейского меча. Так что в прямом столкновении клинка и "ручной палки" у стали все же было преимущество в прочности и долговечности.
И вот тут кроется один из ответов, почему, несмотря на всю свою грозность, макуауитль не смог остановить конкистадоров. Да, в ближнем бою он был страшен. Да, он наносил ужасные раны. Но против стальных доспехов, стальных мечей, а главное – против огнестрельного оружия и кавалерии, которых у индейцев не было, он оказался не столь эффективен в долгосрочной перспективе.
Европейцы адаптировались, они поняли, как бороться с этим оружием – держаться на дистанции, использовать больше доспехов, стрелять из мушкетов и аркебуз. Ацтеки же не могли противопоставить европейским технологиям что-то равноценное.
К тому же, после завоевания Мезоамерики испанцами, производство и использование макуауитля, как и многих других элементов местной культуры, постепенно сошло на нет. Новые власти не были заинтересованы в сохранении традиционного оружия покоренных народов.
Да и сами технологии изготовления, включая секреты клейкой смеси для обсидиана, могли быть утеряны со временем.
И это подводит нас к печальному финалу истории этого уникального оружия
Знаете, что самое обидное? До наших дней не сохранилось НИ ОДНОГО целого, автентичного макуауитля! Представляете?
Такое легендарное, такое необычное оружие – и мы можем судить о нем только по рисункам, описаниям современников и редким археологическим находкам в виде отдельных обсидиановых лезвий. Дерево – материал недолговечный, особенно во влажном климате. Оно просто сгнило и рассыпалось в прах за прошедшие столетия.
Был один-единственный экземпляр, который каким-то чудом дожил до 19 века. Он хранился в Королевской Оружейной палате в Мадриде. Настоящий макуауитль!
Можно было бы его изучить, потрогать (наверное, осторожно)... Но увы. В 1884 году в Оружейной палате случился сильный пожар, и этот последний свидетель былой славы ацтекского оружия был безвозвратно уничтожен огнем. Какая ирония судьбы, правда? Оружие, рожденное в огне вулканов (ведь обсидиан – вулканическое стекло), погибло в обычном пожаре спустя несколько веков…
Вот такая история у "ручной палки" ацтеков. Согласитесь, впечатляет?
Оружие, которое было острее скальпеля, но при этом могло дробить кости.
Оружие, которое исчезло, почти не оставив после себя ничего.
А как вы думаете, если бы не европейское вторжение, как бы развивалось это оружие дальше? Смогли бы индейцы усовершенствовать его? Или оно так и осталось бы экзотическим тупиком военной мысли? Делитесь своим мнением в коментариях, очень интересно узнать, что вы думаете!