76 подписчиков

Халтура, которая стала шедевром: «Королевство» Ларса фон Триера

281 прочитал

Меланхолик, провокатор, мизантроп и самый депрессивный режиссер нашей современности — Ларс фон Триер не умеет и не любит показывать добро на экране. Его фильмы — это смесь психозов и комплексов, фобий и маний. Поездка на лифте для него это подвиг, а вставить в разговоре пару фраз, от которых у собеседника возникает желание съездить фон Триеру по роже — норма.

Кто-то хочет ударить меня? Пожалуйста! Но предупреждаю - мне может понравиться. Потому, возможно, это не лучший способ наказания.
Ларс фон Триер

Он не верит в Бога, но любит называть себя «бедным христианином», и считает, что жизнь на Земле не могла быть создана милосердным Всевышним.

Ларс фон Триер
Ларс фон Триер

В начале 1990-х фон Триер основал кинокомпанию «Центропа». Дела шли не важно. Чтобы заработать денег, режиссер решился на авантюру.

«Мы сидели на встрече с представителями датского радио и кто-то вдруг сказал: «Слушайте, может нам сериал какой-нибудь снять?» И тогда я ответил: «А давайте! Сделаем привиденческий сериал».
Ларс фон Триер

Тут же было выбрано место действия. Фон Триеру приглянулся огромный серый корпус Королевской больницы в Копенгагене. Здание было настолько велико, его подвалы и закоулки хранили столько тайн, что к созданию сценария приступили немедленно. Так появилось «Королевство» - один из лучших мини-сериалов 90-х, европейский ответ «Твин Пиксу».

Фон Триер изначально решил, что снимать нужно быстро, не мучиться с освещением и не затягивать с монтажом. Особая эстетика «ручной камеры» и рваных склеек впоследствии стала фирменным стилем фон Триера и вылилась в манифест «Догма 95».

Сериал стал известен во многом благодаря своеобразной цветовой гамме. Кадр из сериала «Королевство», режиссер Ларс фон Триер (1994)
Сериал стал известен во многом благодаря своеобразной цветовой гамме. Кадр из сериала «Королевство», режиссер Ларс фон Триер (1994)

Манифест определял новые правила, по котором должно сниматься «современное» кино: ручная камера, исключительно натурные съемки, отсутствие специальных осветительных приборов, искусственного музыкального сопровождения, реквизитов и так далее. Довольно радикальные правила и сам режиссер скоро благополучно о них забыл, но они открыли дверь в индустрию большому количеству малобюджетных проектов.

«Королевство» - это одновременно сериал-триллер и пародия на него. Действие происходит в огромном госпитале. Пожилая пациентка Друссе пытается разыскать девочку-призрака и одновременно подсаживает медперсонал на спиритические сеансы, шведский врач Хельмер сражается с датским бардаком, главврач больницы Моэсгор на планерках распевает с сотрудниками песни, призванные укрепить корпоративный дух, патологоанатом Бондо исследует саркому печени, которую он себе же и пересадил. Не обошлось и без любовной истории. На фоне этого в больнице начинают происходить мистические вещи — в лифте слышны странные голоса, по коридорам заведения разгуливают привидения.

Пациентка Друссе всеми правдами и неправдами старается не покидать больницу, чтобы закончить расследование дела девочки-призрака. Кадр из сериала «Королевство»
Пациентка Друссе всеми правдами и неправдами старается не покидать больницу, чтобы закончить расследование дела девочки-призрака. Кадр из сериала «Королевство»

Несмотря на нестандартную для того времени манеру съемки, сериал стал безумно популярным не только в самой Дании, но и в США. Фон Триер превратился из «подозрительного чудака», каким его считали после его первых фильмов, в «нашего родного чудака». Сериал показал, что режиссер может не только провоцировать публику негативом, но и развлекать ее.

Многие критики сравнивали «Королевство» со знаменитым сериалом Дэвида Линча «Твин Пикс», и предпочтения в большинстве своем были на стороне картины фон Триера. Сериал действительно необычный — мрачная мистика соседствует в нем с типичным для фон Триера черным юмором, а персонажи настолько запали в душу телезрителям, что потребовалось снимать продолжение.

Сам великий и ужасный Стивен Кинг в 2004 году, получив права на сценарий «Королевства», написал собственную версию для американского экрана.

Меланхолик, провокатор, мизантроп и самый депрессивный режиссер нашей современности — Ларс фон Триер не умеет и не любит показывать добро на экране.-4

Сериал раскрыл талант фон Триера с новой стороны и вознес популярность режиссера но новую ступень.

Атмосфера на съемках была отличной. Мы наплевали на все нарративные правила. Помню, я сказал Ларсу: это будет эпохально! И он ответил: ну, черт побери, так и должно быть.
Мортен Арнфред, режиссер, помощник Ларса фон Триера

Начавшись как сторонний проект для получения денег, «Королевство» фон Триера стало шедевром — возможно, именно из-за той легкости и несерьезности, с которой снимался сериал.

Если вы привыкли считать фон Триера автором мрачных, депрессивных, занудных картин, то «Королевство» способно благотворно поработать с этими стереотипами.

Меланхолик, провокатор, мизантроп и самый депрессивный режиссер нашей современности — Ларс фон Триер не умеет и не любит показывать добро на экране.-5
«Культурный хаос». Содержание и цели
Культурный Хаос18 сентября 2022

#кино #фонтриер