2 подписчика

Виктор Сорокин

Если честно, то меня несколько обескуражил результат поисковой выдачи Google по запросу "Виктор Сорокин". Вместо известного на всю Россию художника поисковик выдаёт мне некоего нонейма, солиста Кубанского казачьего хора. Допускаю, что данный человек весьма известен, однако, его творчество прошло мимо меня, соответственно, не могу судить о нём, ни хорошо, ни плохо. Но это в немалой степени повлияло на выбор темы данной статьи.

Ключевые слова: #Виктор Сорокин #Живопись #История #искусство #Липецк #люди #культура #россия

Скриншот поисковой выдачи по запросу "Виктор Сорокин"
Скриншот поисковой выдачи по запросу "Виктор Сорокин"

По большому-то счёту, в настоящее время времени для написания статей у меня чрезвычайно мало, потому сие занятие я отложил на неопределённый срок. Но, узнав намедни о наличии десктопной версии социальной сети "ЯRus", к слову, куда более совершенной, нежели "Дзен", я решил протестировать функционал написания статей, а данную платформу, выбрал в качестве черновика. А по написании, просто скопипащщу её в одну из лент "Яруса" с незначительными изменениями.

Виктор Сорокин, Липецк, конец 1950-х. Авторство: Неизвестный автор. http://viktorsorokin.ru/, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=99832136
Виктор Сорокин, Липецк, конец 1950-х. Авторство: Неизвестный автор. http://viktorsorokin.ru/, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=99832136

Виктор Семёнович Сорокин родился 25 декабря 1912 года в Москве. Его отец был офицером и служил в технических войсках, отвечал за доставку боеприпасов к местам сражений. Мать происходила из купеческого сословия, она следила за хозяйством и воспитывала детей. Виктор был старшим ребёнком, после него родились сыновья Алексей и Борис.

У отца был автомобиль, и по воскресеньям он возил сыновей в цирк на Цветном бульваре. Вечерами Виктор Семёнович рисовал. Краски он увидел в пять лет: тёти художника писали картины и часто занимались живописью с племянником.

Из воспоминаний Виктора Сорокина:

"Жили мы в Москве, на Первой Мещанской, напротив Рижского вокзала, в двухэтажном собственном доме. Внизу магазин был, он принадлежал нашей семье, наверху жили дед, дядя - брат бабушки, богатый, он имел несколько домов, они сдавались внаём. Дед владел в начале века подносной фабрикой в Подмосковье. Бабушка, мать отца, была из дворян, рано умерла. Брат бабушки взял к себе моего отца на воспитание."

В 1917 году мать заболела тифом и умерла. Через несколько месяцев погиб отец. Он уехал налаживать поставки на фронт и не вернулся. Детей на воспитание взяли три тёти, каждая по ребёнку, и Виктор переехал к родственнице матери в деревню Тёплый Стан недалеко от Москвы. В 1920 году он пошёл в местную школу, но окончил там всего лишь четыре класса. Семья решила отдать Виктора в детский дом "Суханово", поскольку возможности дать хорошее образование у родственников не было, а в интернате преподавали бывшие московские дворяне. Учреждение находилось в бывшей усадьбе Волконских.

Из воспоминаний Виктора Сорокина:

Для нашего воспитания много значила обстановка этого имения. В ней что-то сохранилось от бывших владельцев. <...> У нас в детском доме свои коровы были, лошадки свои были. Одна серая в яблоках, краисвая, любила, когда её сахаром угощали. Привезли нас в Художественный театр, не помню, какая пьеса. А перед этим экскурсия, на кондитерскую фабрику "Красный Октябрь".

Когда Виктору Сорокину исполнилось 16 лет, его перевели в трудовую коммуну имени Дзержинского под Люберцами. Там жили около двух тысяч подростков. Утром они учились, а после обеда работали по три-четыре часа в мастерских. Будущего художника определили в столярный цех. Сорокин быстро научился работать с деревом и даже хотел стать плотником. Однако все изменило первое занятие в кружке по живописи. Его позвали туда друзья. С воспитанниками занимался ученик Ильи Репина Никита Хотулев.

Соколов писал:

Он сыграл первую роль в моей судьбе: открыл для меня искусство. Он ориентировал нас на русскую классику, на собрание Третьяковки, на Репина.

Хотулев показал, как работать с маслом и акварелью, много рассказывал о творчестве своего учителя. По выходным он возил ребят в Москву в Третьяковскую галерею.

Из воспоминаний Виктора Сорокина:

Когда мне было 16 лет, нас из детского дома перевели в трудовую коммуну имени Дзержинского под Люберцами. Она находилась в бывшем монастыре Николо-Угрешском. Привезли нас и повели в столовую. А там столы дубовые, скамейки, как в монастырской трапезной. Я ходил в столярный цех. Дерево любил, хотел мастером стать. Там ребята были хорошие, они завлекли меня в рисовальный кружок.

Вскоре в коммуне сменился преподаватель по рисованию. Им стал известный художник Борис Иогансон. На неделе он читал лекции студентам факультетов живописи, а по субботам и воскресеньям приезжал в Люберцы к воспитанникам. Иогансон выделил из кружка четверых учеников и готовил их к поступлению в художественные академии. Среди них был и Виктор Семёнович. В 1937 году он сдал вступительные экзамены и стал студентом Московского института изобразительных искусств имени В. И. Сурикова.

В институте Сорокин попал в мастерскую живописца Сергея Герасимова, где узнал о французском имперссионизме: Клоде Моне, Пьере Ренуаре, Поле Сезанне. Летом студенты уезжали на практику в небольшое крымское село Козы, где писали пейзажи. Там в 1939 году Виктор Семёнович закончил картину "Татарская деревня", с которой он участвовал во Всесоюзной выставке произведений молодых художников, посвящённой 20-летию ВЛКСМ.

Летом 1941 года Виктор Сорокин на летних каникулах поехал на Украину рисовать этюды. Но через несколько дней началась война и студента тут же отправили в Москву. Ехать пришлось на третьей полке - людей массово эвакуировали вглубь страны. В столице Виктор Семёнович записался добровольцем в специальную бригаду, где вместе с другими художниками рисовал кроны деревьев на крышах многоэтажек, маскируя здания от авианалётов. К концу октября 1941 года Московский институт изобразительных искусств эвакуировали в Самарканд.

Из воспоминаний Виктора Сорокина:

В первые месяцы войны я работал в специальной бригаде: мы делали цветомаскировку зданий - расписывали крыши "под деревья". В октябре 1941 года <...> институт эвакуировали в Самарканд. Ехали мы долго, целый месяц, в царском поезде, в одном вагоне с Владимиром Андреевичем Фаворским и его семьёй, скульптором Матвеевым, Ульяновым, Фальком, Сергеем Герасимовым, Моором. Фаворский всё читал в дороге. В Самарканде мы с ребятами украдкой наблюдали, как Фаворский рисует.
Самарканд - это новый виток в развитии. Сама природа ставила другие живописные задачи. В сравнении с лиричным Крымом там всё другое. Всё очень резко: небо - ультрамарин, тени - чёрные. Средняя Азия - ослепительное солнце. Памятники древности. Местные жители очень красивые в национальных одеждах. Старики-бабаи, женщины в паранджах. И базар. Другая среда, другой быт.

В эвакуации Сорокин написал "Портрет пожилой женщины" и свою выпускную работу "Самаркандский пейзаж". Большую часть эскизов художник дорабатывал уже в столице, куда вернулся в 1943 году. А в 1945 году Виктор Семёнович успешно закончил институт, с отличием защитив свою дипломную работу. "Самаркандский пейзаж" приобретает Министерство культуры СССР, а Сорокина принимают в Союз художников СССР и Московское товарищество художников.

В послевоенное время заказов было немного. В основном были востребованы картины на военную тематику, но Виктор Семёнович писал пейзажи, и его работы не принимали на выставки. Как вспоминал художник, живопись была тогда не нужна, через худсовет было не пройти. А он хотел работать по-своему.

После окончания института у Виктора Семёновича начались проблемы с деньгами, что вынуждало браться его за любую подработку, а в 1946 году он устроился учителем в детскую художественную школу. Параллельно Сорокин создавал полотна, в 1947 году он написал маслом картину "Моссовет", на которой изобразил площадь перед административным зданием.

В 1948 году Сорокин переехал в Елец, где благодаря мастеру Борису Иогансону получил место преподавателя в городском художественном училище. Там живописец смог писать и выставлять картины без оглядки на худсовет. В том же году он закончил работы "Овощной базар", "Лошадки", "Лежащая обнажённая".

Из воспоминаний Виктора Сорокина:

Елец сыграл для меня самую важную роль. В 1948 году приехал в Елец, и там я сразу почувствовал себя хорошо: природа, архитектура, простота жизни. Было ощущение свободы. Натура вокруг тебя. Если бы не Елец, может, и не выжил бы в Москве как художник.

В 1957 году Елецкое художественное училище закрыли, и Виктора Сорокина перевели в Липецк. Там он впервые начал писать акварелью. За зиму 1960 года пейзажист закончил работы "Зимние тени", "Зимний пейзаж", "Оттепель", "Собака и куры", "Яблоня зимой". Одновременно художник продолжал писать маслом. Полотна "Изморозь" и "Колхозные амбары" появились за несколько недель января. В том же, 1960 году Виктора Сорокина пригласили поучаствовать в первой республиканской художественной выставке "Советская Россия", где выставлялись лучшие художники от всех регионов. Организаторы экспозиции, среди которых был министр культуры РСФСР, выбрали пейзаж "Село Казинка" для показа в Москве.

Однако, первые десять-пятнадцать лет жизни в Липецке были нелёгкими. Город не был готов принять его творчество, заработка практически не было, семья жила почти впроголодь. Только бывшие ученики: Виктор Королёв, Вилен Дворянчинов, Евгений Сальников, Александр Сорокин и ещё немногие мастера из их круга знали, чего стоит Виктор Семёнович и пытались ему помочь. Только неизменное с начала 1960-х годов участие в крупнейших выставках страны постепенно заставило как остальных художников, так и общество, признать исключительность Сорокина.

В конце 1940-х, в 1950-60-е годы его произведения передавали умиротворение, неспешное наслаждение жизнью. Он писал лирические пейзажи - легко, свободно, в меру обобщённо. Он никогда не любил подробной изобразительности. Живопись была построена на мягких цветовых гармониях, едва уловимой игре оттенков.

Любимым временем года художника была зима. Именно в этот период он чаще всего писал пейзажи. В 1965 году Виктор Семёнович закончил картины "Зима на озере" и "Зимняя дорога", акварели "Зимние дома", "Зелёный дом. Зима".

Из воспоминаний Виктора Сорокина:

Холодно. Человек меняется. Психологически. Настроение другое - бодрое. С детства очень люблю зиму. В деревне река. Замораживали колесо в реке - получалась карусель. Шубы, валенки, варежки. Потом русская печь - греемся. С пирогами.

В год Сорокин писал по пять или шест работ, которые выставлял в Липецком областном краеведческом музее. В 1971 году художника наградили орденом Трудового Красного Знамени.

С 1970-х годов набирает обороты экспрессия - основная тенденция творческого тридцатилетия. Свои картины он писал в стиле "Хороший день": яркие, сочные цвета, гармония, свежесть, азарт исполнения. Со временем Сорокин пишет картины всё быстрее, решительнее, смело деформируя формы. Крепко привязанный к натуре, с 1980-х годов Сорокин от изобразительности активно движется к живописно-пластическому выражению содержания.

С середины 1980-х годов начинается подъём его творчества. Он полон сил, обогащён человеческой мудростью. его любовь к жизни перерастает в страсть. Темп его кисти становится стремительным, цветовые отношения напряжены, обобщения и деформации смелы, фактура предельно выразительна. Художник пишет всё крупнее, предвидя метаморфозы восприятия. На большом расстоянии красочное месиво на холсте преобразуется в трёхмерное пространство. Как он достигал такого эффекта - неразрешимая загадка.

Из воспоминаний Виктора Сорокина:

Живопись - святое дело. Всё постороннее исчезает. Потом смотришь на этюд - откуда что взялось? Но устаёшь... <...> Энергия в работу перетекает. Они весь день греют, когда проведёшь перед ними рукой.

В 1990 году Виктор Сорокин впервые побывал во Франции. Известный коллекционер Эдмонд Розенфельд предложил художнику провести персональную выставку в частной галерее Les Oreades. За границей показали работы "Снег в сентябре", "Солнечный день", "Донской монастырь", "Розы". Живописец побывал в музеях, где выставлялись работы французских импрессионистов.

Из воспоминаний Виктора Сорокина:

Сейчас я пишу с ещё большим желанием, чем раньше. Утром просыпаешься. Встаёшь. Смотришь в окно, какая погода - и уже счастлив. А можно такой дури нагнать и быть этим закованным. Я доверяю судьбе, верю в своего ангела-хранителя. Думаю, что мне удалось реализовать свои возможности.

В 1991 году Сорокину присвоили звание "Народный художник России". Спустя год, к юбилею, в Липецке прошла его персональная выставка, где показали картины "Октябрь", "Площадь", "Сирень", "Улочки в Ельце" и другие. Поздние работы живописца выполнены в импрессионистской манере. В 1992 году Виктор Семёнович написал "Натюрморт с рюмкой", где изобразил все предметы крупными мазками. В этом же году администрация Липецкой области открыла Музей-мастерскую художника, где он мог работать и выставлять полотна. А в 1994 году Виктор Семёнович стал почётным гражданином Липецка.

В 1997 году живописца наградили золотой медалью Российской академии художеств и орденом "Знак почёта". Несмотря на возраст он продолжал рисовать, за этот год было закончено 17 картин, среди которых "Натюрморт с ромашками", "Пейзаж с красной крышей", "Утро".

В июне 2001 года прошла последняя выставка Виктора Семёновича, а 25 августа его не стало. Похоронили живописца в Липецке.

Дом Виктора Семёновича Сорокина и памятник художнику. Липецк, улица Ленина. Авторство: Липунов Г. А. Собственное фото, CC0 1.0, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=8398367
Дом Виктора Семёновича Сорокина и памятник художнику. Липецк, улица Ленина. Авторство: Липунов Г. А. Собственное фото, CC0 1.0, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=8398367

Такая вот история жизни и творчества моего земляка, Виктора Семёновича Сорокина. Несмотря на то, что родился он Москве, большая часть его работ написана на Липецкой земле, потому я имею полное право именовать его земляком.

Ещё одна причина, послужившая выбору именно этой темы для статьи - это так называемая отмена русской культуры на Западе. Данная статья будет переведена и опубликована на некоторых западных платформах.

С уважением, Арик Таранис.

Источники и литература:

  1. Земля Липецкая. М., 2003. С. 57—59.
  2. Нечаева Т. И. Липецкие художники. 55. Альбом. Автор вступительной статьи Нечаева Т. И. Липецк, 2013
  3. Нечаева Т. И. Виктор Сорокин. Альбом Москва, 2012
  4. Климов А. А. Воспоминая Виктора Семеновича Сорокина. Тулинова О. В. Художник Анатолий Климов: очерк жизни и творчества. – Елец, 2010. - С.98-120
  5. Дворянчиков В. Д. Дом Мастера: к 95-летию В. С. Сорокина и 15-летию Художественного музея им. В. С. Сорокина. Автор проекта Дворянчиков В. Д. Липецк.
  6. Нечаева Т. И. Дом Мастера в Липецке. Мир музея. 2006. № 12. – С.14-18
  7. Нечаева Т. И. Виктор Сорокин. Живопись. Московский художник 2003 №9. С.3
  8. Нечаева Т. И. Живопись Виктора Сорокина. «ДИ». 2003 №3-4. - С. 66-69.
  9. Нечаева Т. И., Землянухина Е. А. Живопись. Виктор Сорокин. Выставка произведений к 90-летию художника: каталог. Автор вступительной статьи Нечаева Т. И. – Москва-Липецк 2002-2003
  10. Долгина Л. Живая жизнь Мастера. Литературно-публицистический вестник «Мир и музей». 2003 №1-2 (9). – С.133-137
  11. Грибоносова-Гребнева Е. В., Осотина Е. В. Виктор Семенович Сорокин: феномен абсолютной живописности в современном художественном пространстве. Пунинские чтения – 2001 (материалы научной конференции). – Санкт-Петербургский государственный университет, – С. 230-234
  12. Скрябин В. Из музыки и света: в гостях у художника Виктора Сорокина. Сельская новь. №7. С.35-38
  13. Неверов И. Прогулки по улице, залитой солнцем: новая выставка липецкого художника В. С. Сорокина. Липецкая газета. 2001. 20 июня. С.3
  14. Виктор Сорокин. Альбом к 85-летию В. С. Сорокина. Автор вступительной статьи и составитель Нечаева Т.И. М. 1997
  15. Кузнецов В. Живая живопись. Юный художник
  16. Митюшкин В. Из истории нашего города. Художники-коммунары. Угрешские вести. 1996. №№ 37, 39, 40 №№ 1, 2, 3, 4, 5
  17. Rosenfeld Edmond. Victor Sorokine. Альбом. Автор вступ. ст. Rosenfeld Edmond
  18. Бирштейн М. А. Картины и жизнь – М. 1990: Советский художник
  19. Березин А. Д.. Рассказы о прекрасном.- М. 1989 – С.323-324. 1989
  20. Виктор Семенович Сорокин. Живопись: каталог выставки. Автор вступительной статьи Нечаева Т. И. – М. 1988, Советский художник
  21. Виктор Семенович Сорокин. Альбом. Автор-составитель Киселева С. С. – Л. 1984: Художник РСФСР
  22. Виктор Семенович Сорокин. Живопись. Юрий Дмитриевич Гришко. Скульптура: каталог. Автор вступительной статьи Тимашевич Н. – М. 1979, Союз художников РСФСР
  23. Березин А. Д. Данков. Художественная галерея. Л.: Художник РСФСР 1979 – С.249-251.