Президент Молдавии Майя Санду призналась, что готова объявить мобилизацию, что фактически будет означать резкую эскалацию в Приднестровье, где находится база русских миротворцев. Однако сейчас у Санду другие проблемы: у неё зреет свой "майдан". И объявление войны русским станет просто самоубийством.
История с "мобилизацией" в Молдавии как-то скоротечно превратилась в настоящее цирковое представление.
Сначала напомним, что утром 3 октября прозвучала новость о том, что Молдавия намерена провести масштабную мобилизацию. Об этом сообщил военкор Семён Пегов со ссылкой на свои надёжные источники. И она моментально стала "молнией".
Во-первых, потому, что это означает фактически открытие второго фронта против России – в Приднестровье, которое давно мечтает вернуть Кишинёв. Во-вторых, из-за очень большой вероятности прямого участия в этой провокации Румынии – члена НАТО. А Майя Санду как раз недавно общалась с главой альянса, после чего сделала недвусмысленное заявление о том, что она не видит возможности для мирного решения приднестровского конфликта.
Уже спустя четыре часа молдавское Минобороны выступило с опровержением – мол, ничего такого не готовится.
Ещё через час в Сети появилось видео разговора Санду с липовым премьер-министром Украины Шмыгалем, под видом которого выступили пранкеры, где она буквально подтвердила намерение о проведении мобилизации.
Но на этом шапито не закончилось: вскоре администрация президента Молдавии объявила, что это всё монтаж и ничего такого Санду не говорила.
Запад готов развязать ещё одну кровавую бойню
Собственно, о том, что коллективный Запад настойчиво прорабатывает сценарии разжигания новых конфликтов на постсоветском пространстве, президент Владимир Путин сказал совершенно отчётливо 29 сентября – на встрече руководителей органов безопасности и спецслужб СНГ.
Наши оппоненты готовы подставить под удар всех кого угодно, любую страну, превратить её в эпицентр кризиса, спровоцировать "цветную революцию" и развязать кровавую бойню,
– сказал он.
На следующий день, напомним, он подписал документы о присоединении ЛНР, ДНР и Херсонской и Запорожской областей к России. Событие – великое, долгожданное и действительно кардинально меняющее расклад в событиях на Украине.
А произошло это – о чём здесь следует говорить прямо – на фоне крайне сложной обстановки на фронте, где вооружённые формирования Украины предприняли очередное массированное наступление на позиции русских войск, после чего нам пришлось отступить из Красного Лимана и оставить ещё ряд населённых пунктов. Осложнилась обстановка и на херсонском направлении.
Естественно, неудачи на фронте непременно должны были вызвать реакцию – и вызвали её. Враги России дали понять своим сателлитам, что им пора показать свою силу.
Сама спалилась: о чём Санду говорила с генсеком НАТО
По всей видимости, считает источник Царьграда, провокация с мобилизацией в Молдавии обсуждалась Майей Санду ещё 21 сентября – в преддверии Генассамблеи ООН. Туда она отправилась с похорон королевы Елизаветы II на самолёте в компании президентов Эстонии Алара Кариса и Польши Анджея Дуды и генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга.
Обсудили события в области безопасности в регионе, риски войны России против Украины для Молдовы и пути повышения региональной и национальной устойчивости,
– сразу же похвасталась сама Санду в Twitter*, выложив соответствующее фото.
И на Генассамблее она вновь, как и год назад, заявила о необходимости вывода русских миротворцев из Приднестровья.
В целом-то – да, обычные требования, которые звучат с 1992 года, когда только благодаря вмешательству 14-й гвардейской армии (и добровольцев, к слову, тоже) удалось прекратить бойню против местного населения, устроенную оголтелыми прорумынски настроенными националистами.
Только в этот раз риторика Санду была значительно агрессивнее, прозвучали слова о "незаконном присутствии", "нарушении молдавского нейтралитета" и "риске безопасности".
А население Приднестровской республики, на минутку, на 60 процентов составляют русские и украинцы, и разговаривают они, само собой, на русском. И люди там не хотят насильственной "молдаванизации" (точнее – румынизации) по примеру того, что намеревались устроить киевские марионетки Запада в Донбассе.
И ещё есть один очень значимый нюанс: в приднестровском селе Колбасна, вблизи границы с Украиной, находится один из крупнейших военных складов в Европе – наследие СССР. А контролирует мир там оперативная группа Вооружённых сил России.
Так вот, по возвращении из Нью-Йорка Майя Санду в эфире телеканала Jurnal TV объявила следующее:
Я всегда говорила, что этот конфликт может быть решён, когда появится геополитическая возможность, и мы должны быть готовы к этому. Как только Украина выиграет войну, тогда может появиться геополитическая возможность.
А несколькими днями ранее президент Молдавии провела заседание Совбеза республики, на котором, по информации источников, обсуждалась тема мобилизации – и реагирования на "риски", о которых она упомянула в своём выступлении в ООН.
Молдаване за Украину против России воевать не хотят
Примечательно, однако, что как раз сейчас в Кишинёве проходят антиправительственные митинги. Перед зданием республиканского парламента с 18 сентября идёт бессрочная акция протеста, участники которой требуют отставки Санду, досрочных выборов и запрета преследования инакомыслия.
Рейтинг власти падает, причём стремительно, особенно на фоне того, что в стране реально дорожает абсолютно всё – продукты, одежда, коммуналка, газ, – объясняет источник Царьграда в Кишинёве. – Если в прошлом году, когда президент Майя Санду пришла к власти, кому-то казалось, что Молдавия заживёт "по-европейски", то сейчас даже среди её сторонников царит разочарование, а прозападным силам важно удержаться на фоне рекордной инфляции у власти.
Поэтому многие в окружении Санду (и, надо полагать, она сама тоже) понимают, что мобилизация перевернёт всё, дав козыри её оппонентам, которые и так уверены, что она втягивает страну в военный "замес".
К тому же, продолжает собеседник, в самой Конституции Молдавии закреплён нейтралитет – это внеблоковая страна. И, по большому счёту, молдавская армия лишь претендует на то, чтобы называться вооружёнными силами. А когда началась спецоперация и Кишинёв решил вообще прикинуть свои возможности, то выяснилось, что иностранная помощь в стране разворовывалась.
Народ за Молдавию воевать не будет, а уж тем более никто за Украину не пойдёт, – утверждает источник. – Другое дело, что эскалации в Приднестровье упорно добиваются Штаты и НАТО.
"Плёнку смонтировали, я такого не говорила!"
События после инсайда Пегова стали развиваться ещё драматичнее. Как уже отмечалось выше, молдавское Минобороны выступило с опровержением:
В соответствии с законом о режиме чрезвычайного, осадного и военного положения, мобилизация начинается с объявления состояния осады или войны, – говорится в сообщении ведомства. – Парламент республики объявляет мобилизацию по предложению Высшего совета безопасности, а президент может объявить её с одобрения парламента (частичную или общую). В Молдове нет осадного состояния – соответственно нет ни обстоятельств, ни планов по объявлению мобилизации.
А дальше случился полнейший провал. Майя Санду как раз незадолго до этого пообщалась, как она думала, с премьер-министром страны 404 Денисом Шмыгалем. На самом деле от его имени с ней побеседовали известные пранкеры Лексус и Вован. И там прозвучал вопрос как раз о возможности объявлении мобилизации, на который она ответила так:
Мы работаем над укреплением нашего оборонного сектора и тесно сотрудничаем с румынами в рамках обучения наших специалистов. И мы просим наших партнёров оказать нам определённую поддержку. Во-первых, если русские подойдут близко к Одессе, мы должны быть готовы принять население города, который находится в 80 км от нашего КПП. Это станет первым вызовом для нас. И тогда нам придётся защищаться настолько эффективно, насколько мы сможем – с учётом ресурсов, которые у нас есть. У нас существует такой риск. Да, если это произойдёт, мы, конечно, проведём мобилизацию.
Не прошло, пожалуй, и часа после появления записи в ТГ-канале пранкеров, как оправдываться принялась администрация самой Санду – причём с переводом на русский, назвав видеозапись Вована и Лексуса попыткой вовлечь президента Молдавии в фейковые манипуляции:
Утверждения, представленные в указанной фальсификации, не соответствуют действительности и являются результатом использования монтажа изображений и звука.
Получилось, впрочем, так себе – скорее вышла попытка оправдаться, и весьма неуклюжая, с традиционным в таких случаях обвинением в "склеенной плёнке".
"Когда оппозиция придавит, тогда ей придётся обострять"
Первый министр госбезопасности ДНР Андрей Пинчук, отмечая, что Санду сейчас действительно не готова к реальному конфликту в Приднестровье, тем не менее полагает, что подобное всё же не исключено:
Да, у Санду сейчас очевидные проблемы – там митинги и беспорядки, за которыми стоит ряд региональных руководителей. Связано это с ухудшением уровня жизни населения в первую очередь, экономическими сложностями, – рассказал Пинчук в беседе с Царьградом. – С другой стороны – Украина давно пытается подтолкнуть её к началу боевых действий в Приднестровье. В момент, когда ситуация с попытками политических противников свергнуть Санду станет по-настоящему реальной (сейчас пока этого всё-таки нет), вот в этот момент будет заинтересована в обострении обстановки – в том числе на приднестровском направлении. Поэтому слухи о мобилизации – пока лишь умозрительные заключения.
По данным наших источников, также есть вероятность, что при усилении давления оппозиции президент Молдавии может обратиться к соседней Румынии, которая спит и видит, чтобы поглотить бывшую советскую республику, с просьбой ввести войска для подавления бунта. И вот тогда возможны разные варианты. Будем надеяться, что в Москве это тоже понимают.
____________________________________________________________
*Twitter – заблокированная на территории России соцсеть