40,6K подписчиков

Биоэтика и мы

Появившись как область междисциплинарных исследований в медицине, сегодня в широком смысле термин «биоэтика» относится к исследованиям в различных областях человеческой деятельности: экологической, медицинской и социально-правовой, касающихся не только самого человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы любого ранга. В данном значении биоэтика имеет философскую направленность, не только дает оценку результатов развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом, но и анализирует проблемы, сопряженные с воспитанием и образованием подрастающего поколения.

Артур Шопенгауэр, немецкий философ, очень точно сказал: «Безграничное сострадание, милосердие ко всем живущим существам есть полнейшее ручательство за нравственное поведение».

Какую роль биоэтика должна играть в современной школе? Она учит детей задумываться о том, как следует поступать по отношению к другим живым организмам, какое действие (а изредка и бездействие) в отношении них будет неправильным, неэтичным, а то и губительным. Биоэтика не столько предписывает относиться определенным образом к окружающему миру, сколько подводит к этому осознанию, дает почву для размышлений, побуждает совершать добрые поступки.

Чему же непосредственно обучает детей биоэтика? Уважать и ценить каждую жизнь, сопереживать, относиться к окружающим по-доброму; прививает бережное отношение к природе, формируя у подрастающего поколения основы экологической и социальной культуры.

Заботу о животных, оказание помощи, проявление сострадания можно считать одними из наиболее действенных методов воспитания.

Как такового понятия «биоэтика» в применении к школьному образованию нет, но идеям биоэтики созвучны идеи так называемого гуманно ориентированного образования. Один из ключевых тезисов там – воспитание уважительного, этичного отношения к животным с самого детства. Это содействует становлению эмпатии, терпимости, что распространяется и на взаимоотношения между людьми.

Включение биоэтической тематики в процесс воспитания может способствовать некоторому переключению с антропоцентрического взгляда на мир на биоцентрический, в котором человек – это часть системы, но не ее вершина, не ее центр. Данная позиция соответствует требованиям устойчивого развития в рамках современной мировой экологической повестки.

Надо сказать, что подобное направление – это кладезь идей для проектной деятельности. Экскурсии, квесты, интеллектуальные игры, фестивали, театрализованные представления, съемка фильма, создание мультипликаций – любая из этих форм применима.

В нашей школе есть группа единомышленников среди учителей и учащихся. И совместными усилиями мы создали клуб любителей животных «Ребята о зверятах». У нашего клуба есть свои блог, устав, эмблема и даже гимн. Мы прошли обучение на курсах волонтеров при международном благотворительном фонде помощи животным «Дарящие надежду». По сценариям, предоставленным фондом, провели уроки Доброты в нашей школе. Участвовали в акции по сбору помощи приютам для бездомных животных. На классных часах ребята представляли свои проекты, связанные с тематикой заботы о животных.

В нашем блоге все желающие могут обменяться информацией о содержании домашних животных, поучаствовать в конкурсах и рассказать о своем любимце.

Ребята снимают социальную рекламу и игровые ролики.

Ученики, которые стояли у истоков этой работы, уже окончили школу. Многие из них продолжают волонтерскую деятельность. Они передали свои навыки подрастающему поколению. И сегодня те малыши, которые когда-то присутствовали на уроках Доброты, сами проводят их.

Самым главным результатом нашей работы мы считаем то, что несколько семей нашли в приюте для домашних животных или подобрали на улице своих друзей – собак и кошек, которые в свою очередь нашли свой дом…

Дети, которые погружены в подобный процесс, не остаются равнодушными к чужому горю. Чувства сострадания и ответственности формируются через личное участие человека в добрых делах.

Елена НОВИКОВА, учитель биологии школы №1420;

Анна ПУЧКОВА, учитель математики школы №1420

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».