К «сугубо женским проблемам» относятся ситуации, когда женщина вынуждена в одиночку нести ответственность за последствия близких отношений с мужчиной. При этом мужчина, являясь прямым и непосредственным участником возникшей проблемы, не хочет брать на себя ответственность за ее решение и перекладывает всё на женщину.
А той ничего не остается, как искать приемлемые для себя варианты выхода, ведь «сбежать» из ситуации, как ее партнер, она не может: «сугубо женские проблемы» коренятся в ее теле, в ее способности к деторождению. К ним относят незапланированную беременность, ненаступление желаемой беременности, способы контрацепции, выявление серьезных патологий у вынашиваемого ребенка и уход за тяжелобольным ребенком. Подробнее об этих проблемах можно прочитать в статье
Итак, женщина осталась один на один с серьезнейшей проблемой. Что ей делать?
Во-первых, отбросить иллюзии и понять, что никто, кроме нее, эту проблему не решит, что никто не сделает за нее выбор, и, каким бы этот выбор ни был, вся ответственность ляжет исключительно на нее. Сколько бы вокруг нее ни было доброжелателей, советчиков и помогателей, выбор решения проблемы остается только за ней. Со всеми вытекающими последствиями.
Во-вторых, принять тот факт, что выбор будет сделан исходя из уровня ее морального развития. Объяснения, оправдания и доводы в пользу того или иного решения будут приводиться ею из того же уровня морального развития. Резко изменить его или перепрыгнуть на другой уровень вряд ли получится в ситуации острого кризиса, когда все силы уходят на поиск выхода из безотлагательной проблемы.
Уровни морального развития женщины и варианты выбора
Американский психолог и социолог Кэрол Гиллиган в своей знаменитой книге «Иным голосом. Психологическая теория и развитие женщин» (на русский язык переведены отрывки) на основе изучения «сугубо женских проблем» показала особенности женской морали и те ее уровни, которые проходит, но не всегда до конца, женщина. Гиллиган выделила три основных уровня и два промежуточных (переходы с одного уровня на другой). Критерием морального развития женщины выступает забота: на кого именно она направлена — на себя или на другого.
Первый уровень — стартовый, с него всё начинается. Здесь забота женщины сосредотачивается на ней самой, и ставить свои потребности и интересы во главу угла она считает абсолютно правильным. Забота о других минимальна или вовсе отсутствует. Любопытен тот факт, что на этом уровне ситуация выбора женщиной не осознается, т.е. для нее решение проблемы настолько очевидно и однозначно, что она не видит других вариантов и не понимает между чем и чем надо выбирать. Для нее позиция «как следует» решить проблему полностью совпадает с позицией «как хочется» это сделать, чтобы либо обеспечить себе элементарное выживание, либо сохранить комфортную жизнь.
Первый переход начинается с сомнения в правильности заботы только о себе и постепенно перерастает в яростную самокритику. Из нее рождается новое понимание заботы: оберегать можно, нужно и должно только других людей. Маятник морального развития женщины качнулся в противоположную сторону.
Второй уровень характеризуется ответственностью и заботой женщины о других. Причем с ее абсолютной самоотдачей и самопожертвованием. Интересы, потребности и цели других для нее сверхважны, и она полностью погружается в обслуживание тех, о ком считает своим долгом заботиться. Единственный человек, кто выпадает из сферы ее заботы, — это она сама. Поэтому выбор на этом уровне всегда делается в пользу другого.
Второй переход формируется с того момента, когда женщина начинает осознавать нелогичность и неравенство своей заботы: всё отдавать другим, ничего не оставляя для себя. В ней рождается желание равенства всех людей и право каждого, и ее в том числе, на достойную жизнь, на реализацию своих личных интересов и целей.
Здесь женщина оказывается на распутье: разочарование от безоглядного самопожертвования может привести ее не только к переходу на более высокий уровень морального развития, но и к моральному нигилизму, когда нет четкого понимания добра и зла и всё относительно (всё не так однозначно). Гиллиган в качестве примера приводит строки из дневника Софьи Андреевны Толстой:
«Я всегда говорила, что женщина должна любить своего мужа, быть благородной, доброй женой и матерью. Подобные вещи пишут в букварях, но всё это — чепуха [...] Главное — не любить».
Если же женщина сможет преодолеть охватившее ее разочарование, то она поднимется на высшую ступень своего морального развития.
Третий уровень основан на понимании, что качество отношений между женщиной и другими зависит не столько от нее и ее оголтелого самопожертвования, сколько от всех участников этих отношений. Ее самоподавление и самоуничижение, ее отказ от себя разрушительны не только для нее, но и для остальных. Поэтому требование второго уровня «не вредить другим» сменяется более сложным требованием «ответственно относиться и к другим, и к себе», принимать в расчет и интересы других, и свои собственные, стараться найти баланс между заботой о других и реализацией своих устремлений. В этом случае выбор решения проблемы будет во многом зависеть от конкретных жизненных обстоятельств и от взаимоотношений женщины с близким окружением.
Как видите, нет единственно верного решения «сугубо женских проблем». И женщина всегда делает всё возможное, просто это возможное бывает разным и нередко непонятным другим.
Надежда Ершова
О различиях в принятии решений мужчинами и женщинами можно прочитать в статье
Подписывайтесь на мой канал «О женщинах сквозь науку»!
Спасибо за лайки и комментарии, они помогают развитию канала!