Практически посреди реки Волги у берега городка Калязин стоит одинокая затопленная колокольня. Раньше до 1980-х годов она возвышалась прямо из-под воды, но последние 40 с небольшим лет -- вокруг нее сделан искусственный остров. Зрелище, конечно, незабываемое...
История этого места.
Раньше река Волга в этих местах была не такой полноводной, а городок Калязин стоял на ее берегу. Брал он свое начало еще с древних времен, когда за эти земли боролись удельные князья.
Постепенно город развивался, разрастался и к 18-19 веку представлял собой уже крупный центр со своими мастерами-каменщиками, купцами и ремесленниками. А еще был в Калязине Николо-Жабенский монастырь (название свое он брал по реке Жабня, которая недалеко от него впадала в Волгу). Главным же храмом монастыря был Никольский собор, построенный в 1694 году. А в 1800 году при соборе построили высокую пятиярусную колокольню высотой 74,5 метра в стиле классицизм.
К монастырю вела широкая, мощенная булыжником, улица, а перед монастырем располагалась торговая площадь, куда съезжались купцы и крестьяне.
На фото выше видно наглядно, какой была Волга в этих местах и какую высоту относительно уровня воды занимал над ней сам монастырь с колокольней.
Кстати насчет колокольни есть один любопытный факт. Так как в этих местах люди жили весьма оборотистые, то и к вопросу строительства колокольни решили подойти серьезно. Авторство проекта колокольни принадлежало, предположительно, французскому архитектору Ж.-Б. Валлену-Деламоту, знаменитому возведенными в Санкт-Петербурге дворцами Разумовского, Чернышева, Юсупова, Большим Гостиным двором, католической церковью св. Екатерины на Невском и другими эффектными зданиями. Строили крепостные В. Ф. Ушакова, который, вероятно, и привез в город проект колокольни.
На фото выше еще один интересный ракурс на Калязин рубежа 19-20 веков -- с колокольни Николо-Жабенского монастыря. На переднем плане торговая площадь и идущая от нее улица Московская (ставшая после революции улице Карла Маркса).
После революции монастырь был закрыт, а ближе к 1930-м годам в СССР был взят курс на индустриализацию и электрификацию. На Волге начали строить электростанции и плотины. Ну а чтобы питать все эти сооружения водой надо было поднимать уровень воды в Волге на несколько метров и расширять ее русло. Сотни сел и деревень вниз по течению Волги были затоплены. В самом же Калязине была затоплена торговая площадь а также районы, где находились гостиный двор и множество жилых домов, примыкающих к берегу реки.
Каменные и деревянные постройки перед затоплением были разобраны. Та же участь ждала и монастырь с колокольней, но сам храм успели разобрать, а колокольню нет. То ли не было специалистов, то ли не было взрывчатки, но сроки пуска воды уже подпирали и было решено колокольню оставить на своем месте. И сразу же оказалось, что находясь среди воды, она может даже нести пользу молодому Советскому государству. Колокольня стала своеобразным маяком для проходящих мимо речных судов. Дело в том, что в этих местах русло Волги делает крутой поворот и колокольня как нельзя кстати находится на том месте, после которого надо поворачивать.
Сам я, когда ехал в эти места хотел поснимать колокольню на закате и на рассвете. На закате удалось поснимать лишь 10-15 минут, зато на рассвете удалось поснимать ее во всей красе и с разных ракурсов.
Сегодня сохранилась часть Калязина с домами вдоль главной улицы, ведущей к бывшему монастырю, небольшая часть булыжной мостовой, ведущей к нему и несколько домов, стоящих параллельно руслу реки.
Сама колокольня, изначально не расчитанная на долгое нахождение в воде, продолжает в ней стоять. Пусть и с помощью искуственной насыпи, которую тут делали несколько раз (сначала в 1979, а потом уже в начале 2020-х годов). Год назад над ней провели серьезные реставрационные работы, поэтому она теперь находится в облагораженном виде и даже с подсветкой по ночам (!).
Также на калязинской колокольне установлены часы с боем, колокола. Поэтому сейчас можно смело говорить о том, что она продолжает выполнять свои изначальные функции.
Чтобы понять масштаб затопленных территорий Калязина, установили старый план города, где все здания были еще на своих местах...
А на фото, которое выше -- уже видно, насколько от основной части города было затоплено водой в 1930-х годах. Желтой пунктирной линией -- выделена граница Волги до затопления в 1930-х годах, а белой -- уже граница Волги после затопления. Стрелкой отмечено место, где стояла колокольня с монастырем относительно масштаба остального города. В результате под водой оказалась почти половина Калязина...
Под конец статьи расскажу вам немного практической информации и свои впечатления об этом месте.
1) На колокольню реально попасть, купив билет на туристический катер за 500 рублей. Вас туда довозят, у вас минут 15-20 на прогулку, фотографии и потом доплываете обратно. (500 рублей стоит поездка туда и обратно).
2) Если хотите интересных фотографий, то стоит остаться тут на ночь. Гостинниц в Калязине врядли можно найти, лучше переночевать в машине или в палатке. Комфорта может показаться мало, зато -- вы сможете сфотографировать это место на закате, вечером, когда горит подсветка и утром, когда будет вставать солнце.
3) Если хотите посмотреть на колокольню только днем, то лучше посоветую вам совместить визит в эти места с посещением по пути еще какого-нибудь городка (Углича или Рыбинска). Связано это с тем, что в Калязине кроме колокольни и нескольких старых зданий смотреть особо и нечего. В городе есть краеведческий музей, антикварный магазин (в котором требуют деньги за просмотр вещей если вы там ничего не покупаете) и собственно... все. Я поэтому и заехал перед посещением Калязина в Углич, приехал потом сюда на закат, переночевал тут в палатке, поснимал что хотел на рассвете и ближе к обеду уже ехал обратно домой.
В целом, я очень рад, что наконец-то исполнил свою давнюю мечту и увидел эту колокольню вживую. Согласен, окрестные города типа Углича, Кашина или Рыбинска достойны большего внимания, но даже ради этой удивительной колокольни сюда стоит заехать. И увидеть ее вживую.
Спасибо, что дочитали эту статью до конца. Подписывайтесь и ставьте лайки, чтобы не потеряться в сети! Впереди будет еще много интересного.