Как правильно исполнять ката – раскрываем все карты

177 прочитали

Речь пойдет о наиболее сложной части ката. Мы уже рассмотрели физо в ката и психоэмоциональную сферу. А теперь вот настала очередь ментальной сферы. Буду вам устраивать небольшой переворот сознания.

Рассмотрим на примере каратэ для простоты понимания. Пусть есть какая-то ката. Ката – это набор, комплекс определенных связок. Связка – это комплект из 2-4 движений, направленный на поражение противника при помощи защитных и атакующих действий. Затем каждую связку разворачивают в Бункай – варианты выполнения связки. Вот именно так учат каратисты и думают, что Бункай – это «расшифровка» ката. Тут есть, конечно, вопрос – а на хрена что-то шифровать, если потом опять расшифровывать? При СССР была такая шутка про комсомольцев, которые косят траву в водолазном костюме, чтобы трудности преодолевать.

А вот мы пойдем другим путем. Тема проста. Перед нами противник – его надо просто срубить как дерево. Дал ему кулаком промеж глаз – и дело с концом. Чего проще? А все может оказаться сложнее. Противник может оказать сопротивление, а наша физформа не на высоте. И что тогда будет? Будет некая бойня. И в этой бойне понадобится комплекс каких-то действий, а не один удар наповал. Вот этот комплекс в своем минимуме и называют обычно связками, которые состоят из 2-4 движений. Примеры связок: блок-удар-удар, перемещение-блок-удар, уклон-удар-перемещение-удар и т.п.

Связок очень много на разные случаи жизни. Но выяснятся, что весь этот ворох разных приемов делится на типы, виды и т.п. Почему? Потому что у противника тоже не так много вариантов атаки и защиты. Конкретный выбор действий зависит от противника и собственных условий, личного состояния. В конечном счете все сводится к такой вещи, которую каратисты называют Бункаем. Только в нашем случае – это будет Бункай наоборот. А именно - есть определенные условия боя, есть какое направление атаки (вероятное), и мы определяем на это направление комплект защитных действий с достаточным уровнем вариации. В конечном счете, можно рассчитать все возможные направления атаки противника и для каждого из них подготовить пакет противодействий. Это я как бы упрощенно говорю, но суть правильная.

В итоге Бункай – это соответствие комплекту видов основных действий противника комплекта своих противодействий согласно концепции того или иного стиля. Попросту говоря, Бункай – это комплект вариативных связок на определенный вид действий противника.

А что тогда такое ката? Ката – это архивация Бункая, сжатие данных. Смотрите, как изменился мир! Не Бункай – это раскрытие техники, которая зашита в ката, а Ката – это архивация Бункая. В чем разница? В том, что сначала учится Бункай, а только потом Ката. Задача Ката – увести Бункай на задний план и сконцентрироваться на чем-то другом. Вот это мы сейчас и рассмотрим.

В предыдущих статьях я уже писал о том, что изначальное, нулевое состояние в Ката – это У-цзы. Как только появляется противник, как только боец осознает, что перед ним противник – идет удар молнии и окружающий мир рушится – боец переходит в состояние полной мобилизации – в состояние Тайцзы.

А вот с этого момента включается ментальная работа. У бойца в голове с бешеной скоростью начинает прокручиваться Бункай. На ментальном уровне уже начался бой. Причем это практически одновременно несколько вариантов развития боя. Чем выше скорость прокрутки ментального боя, тем выше уровень концентрации психики и тела.

Далее из всех вариантов выбирается один усредненный или наиболее близкий к решению задачи. Происходит фокусировка на выбранных действиях, которая выражается в психо-эмоциональном взрыве, выстреле, поражающего противника. И далее этот рывок психо-эмоциональной системы просто тянет за собой тело. Это просто повозка, запряженная лошадью. Возница – это ум, эмоции – лошадь, тело – повозка.

Как только тело реализовало психо-эмоциональный удар, наступает пауза в физических движениях. Боец замирает на месте в стойке, и все начинается заново. Сначала прокрутка Бункая (уже другого), затем психо-эмоциональный удар, затем инерционное тело «задним числом» отрабатывает движениями, «догоняя лошадь».

Отсюда и простые объяснения, которые не в состоянии дать каратисты, почему в ката так много несуразных движений? Просто смысл не в физических движениях. Ката – это проработка ментально-эмоциональной сферы, которая должна научиться тянуть за собой тело.

Один из секретов ката прост – ката выполняется Сердцем, сердечным энергетическим центром, чакрамом Анахатой. Анахата является основой ментального поля и отвечает за эмоции. Да, как ни странно, но человек думает не головой, а сердцем. Те мысли, которые человек знает как мысли, это информационные волны, которые усилены сердечным центром. Если волны не усилить, человек их не заметит, и не будет у него мыслей. Кстати, это тоже некий секрет как достичь Пустоты (Пустой Пустоты).

В «Науке Багу Чжан» говорится: «Форма Уцзы соответствует состоянию практикующегося перед началом изучения, когда в Сердце – первозданный хаос». В «Науке Тацзы цюань»: «Узцы – это состояние человека перед началом практических упражнений, когда в Сердце нет помыслов, в мысли нет движения, в глазах нет зрительной силы…»

Видите? Акцент именно на Сердце.

Ката иногда еще называют «Бой с тенью», подразумевая бой с виртуальным противником, которого надо представлять перед собой. Но это не верно. Поединок с тенью – это кумитэ с виртуальным противником. Ката – это отработка ментально-эмоциональной сферы на виртуальном противнике при фиксированных физических движениях. Они фиксированы, чтобы не мешали и не отвлекали.

А теперь о проблеме длительности процесса обучения в каратэ и ушу. Он во многом связан именно с ката и тао лу. Традиционный подход строится на том, что Возница – это тело, Лошадь – это психо-эмоциональный фон, ум – это тележка, которую тащат. На первом месте стоят физические движения ката, которые начинают зубрить ученики. Поскольку бестолковость многих движений очевидна, то ученикам начинают впаривать Бункай, часто очень неудачный, потому что он притянут за уши к ката, и какое-то великое понимание значения ката через много лет.

Вот что говорит о ката Микио Яхара: «Во время моего обучения инструктор JKA мастер каратэ JKA Накаяма часто говорил нам, что «каратэ начинается с ката и заканчивается ката». Мастер каратэ Накаяма учил нас, что для освоения движений одной ката требуется три года постоянной повторяющейся практики. Исходя из опыта, мне потребовалось более 10 лет, чтобы я смог использовать свою подпись Kata «Unsu» (Облачные Руки) в настоящем Kumite. Все, от ровного лежания на земле до полета по воздуху, позволило мне использовать большинство методов в реальном спарринге, что является идеальным. Чтобы достичь этого уровня, я должен был представить себя в разгар смертельной битвы и повторять Ката снова и снова, пока мое тело не поглотит его. Всякий раз, когда в JKA готовился матч, я проводил месяц, ведя к нему, тренируя «Унсу» 50 раз за одну тренировку, не отдыхая между ними. Многие люди говорили мне, что у моего «Унсу» есть душа, и я верю, что это потому, что я всегда представляю себя в бою при его исполнении. Если вы не соблюдаете принципы нападения и защиты и просто сосредотачиваетесь на том, чтобы выглядеть красиво, тогда вы не выполняете «Будзюцу» — Вы просто танцуете».

Я не случайно привел цитату Яхары – какой-никакой бальзам на сердце каратистов. Все, как рассказывают в каратэ. Но это только при поверхностном рассмотрении. А более глубже, что мы видим? Прежде всего, длительность обучения. А далее… «Все, от ровного лежания на земле до полета по воздуху, позволило мне использовать большинство методов в реальном спарринге, что является идеальным», - говорит Яхара. И он прав. Но в тоже время, надо понимать, что абсолютно любые движения, которые Вы будете выполнять непрерывно на протяжении 10 лет, лягут в основу вашего ведения боя. И они будут идеальными, потому что станут естественными. Ката в этом плане никакой уникальности не дает.

«Я всегда представляю себя в бою при его исполнении», - вот самое важное высказывание Яхары. В этом и проблема каратэ. Ученики на начальных этапах заняты разучиванием последовательности движений, которую они попросту не понимают. Затем они начинают концентрироваться на требуемом качестве движений и техники. Заметьте, все это время ментально-эмоциональная сфера не работает. Работает только тело.

Следующий этап – работа над качеством уже не каждого отдельного движения, а ката в целом. Это и смена ритма, и повышенная скорость, и распределение сил в ходе движений. В итоге – это умение работать всплесками. А всплески уже потребуют напряжения нервной системы, и, как результат, начнет работать психо-эмоциональная сфера, хотя и пассивно. Когда ката «врастет» в тело на физическом уровне и заработает психо-эмоциональная сфера, боец почувствует некую свободу действий и сможет сосредоточиться на ментальном поле, представляя себя в реальном бою. Этот результат и получается в результате "возница-тело погоняет лошадь-эмоции, которая тащит повозку-ум".

Вся суть и весь смысл ката, его мастерский уровень – это достижение ментальной работы и соединение ее с психо-эмоциональной работой. Поэтому реально ката могут выполнять только мастера после десятков лет тренировок, так как они начинают не с ментальной сферы, а с физической. И пока очередь доходит до ментала, проходят десятилетия. Считать, что бесконечный повтор физических движения определяют ментальную работу – одно из глубочайших заблуждений. Ментальная работа создается ментальной работой, и ничем другим. Десятилетия тренировок обусловлены тем, что боец долгие годы просто «ждет», когда же он дойдет до возможности начать ментальную работу. То есть стартовая точка начала ментальной работы расположена на пару десятков лет от начала тренировок. И это некая трагедия боевых искусств. В дополнение к этому еще стоит отметить, что при вознице-теле ментальная подготовка – пассивна. То есть она примитивна как Микио Яхары – он представляет себя в реальном бою, и на этом все. А вместе тем, ментальная подготовка – это уникальнейший и практически самый главный раздел в настоящих БИ.

Ментальная подготовка открывает двери в мир различиных сил и уникальных способностей, напрямую влияет на боеспособность и победу. Об этом много написал выдающийся японский фехтовальщик Миямото Мусаси еще в средние века.

Я как-то уже приводил пример поединка двух корейских мастеров, когда они стояли друг напротив друга, а потом один из них начал двигаться, размахивая руками и ногами. В это время второй просто подошел и тюкнул по кумполу оппонента. Бой закончился. Когда у победителя спросили, что произошло, он сказал, что внушил сопернику, что уже напал на него. Тот потерял реальность и начал защищаться от виртуального противника.

В прошлом году я публиковал статьи о самбо, и один из читателей написал коммент, как он видел поединок по самбо двух сотрудников КГБ. Они вышли на татами, постояли друг напротив друга. Один сказал: «Я победил». Второй согласился.

Мой хороший знакомый ездил в Шаолинь с группой. Там его завели в одну комнату. В глазах у него зарябило, в комнате ничего не было, кроме табуретки. Затем все это исчезло, и он увидел в комнате монаха, сидящего в Лотосе, а табуретки никакой и не было вовсе.

В общем, мы закончили рассмотрение ката на уровне Шаги Мастера. Человек ходит не ногами, а Сердцем. Ходьбу создает и управляет ею ментально-эмоциональная сфера. Просто понаблюдайте затем, насколько меняется походка у человека в зависимости от его эмоционального состояния или от того, над чем он думает.

Соответственно, вы можете влиять на свое сердце, эмоции и ум при помощи ходьбы. Ходьба – это вещь очень сложная.

Мы рассмотрели не все варианты ката, а всего лишь один из уровней. Например, ката Санчин не попадает в Шаги Мастера.