Сегодня в репертуаре «Бродячей собачки» больше 40 спектаклей. Большинство из них адресованы тем, кому всего 3, 4 или 5 лет, а некоторое время назад появился и беби-формат («театр на подушках») для малышей от полутора лет. Как работать с такой аудиторией? Об этом диалог Альфии АБДУЛИНОЙ (на снимке) и нашего обозревателя Екатерины ГИНДИНОЙ. — Альфия, как создаются спектакли для совсем юных зрителей? Каковы их основные особенности? — По времени они должны быть не дольше 40 минут, иначе дети утомляются. Еще одно обязательное условие — динамичность, постоянная смена событий, «цепляющая» картинка. Таковы особенности восприятия малышей. Конечно, спектакль должен быть ярким (не случайно же детские игрушки всегда ярко окрашены). Когда‑то я прочитала, что трехлетние дети не воспринимают синий цвет, он кажется им серым, но современные исследователи в этом не уверены. Зато уверены, что детям понятны и приятны яркие краски. #INJECT_1# Определенно, в постановке для маленьких не должно быть много текста. Важны ключевые фразы, определяющие развитие сюжета, но если литературный, книжный текст используется в большом объеме, ребенок отвлекается и вернуть его внимание сложно. — Вовлекаете ли вы своих зрителей в действие, в игру? — В беби-спектакли изначально заложен интерактив. А зрителей постарше и вовлекать не надо, они и так живо реагируют на происходящее! Недавно у нас прошла премьера — «Кот в сапогах» Шарля Перро. Один из героев, Людоед, не любит, когда поют: от песен у него пропадает аппетит. И дети начали петь, актерам пришлось импровизировать, чтобы «удержать зал». И это не единственный пример. В детском театре нет «четвертой стены», артисты всегда должны быть готовы к любым реакциям зрителей. — Дети начала 2000‑х и те, кто приходит к вам сегодня, отличаются друг от друга? — Дети изменились, изменилось их восприятие происходящего на сцене. Спектакли, которые двадцать лет назад были ориентированы на 5 – 6-летних, сейчас понятны детям трех лет. Именно поэтому у нас возникла идея создать беби-формат для детей от полутора лет. Сегодня у нас три таких спектакля, и мы планируем развивать это направление. Судя по аншлагам, это очень востребовано. Можно сказать, что мы таким образом воспитываем «свою» публику, приобщаем малышей к театру. — Вас смотрят в основном жители вашего района? — К нам приезжают со всего города, из Петергофа, Красного Села, Пушкина, дальних районов. Многим ехать далековато, но, хотя мы находимся не в центре, у нас вполне удачное расположение: рядом две станции метро и много наземного транспорта… — Как вам удалось стать известными? — Поначалу использовали печатную рекламу в прессе, афиши по всему городу… Я лично ездила в школы и детские сады, разговаривала с заведующими по внеклассной работе. Репертуар тогда был небольшим, и мы, чтобы удержать своего зрителя и привлечь нового, организовали фестиваль кукольных театров без своего дома («Бродячка-1», «Бродячка-2», «Бродячка-3»). Было много выездных спектаклей, летом работали в пионерских лагерях. Сейчас такой необходимости нет, но выездные спектакли мы все равно проводим. — С кем из режиссеров вы работали? — У нас ставили многие мастера: заслуженный деятель искусств РФ Николай Боровков — наш мэтр, датский режиссер Жак Матиссен, Руслан Кудашов, Борис Константинов и многие другие… Но мы любим работать с молодыми, открывать новые имена. В штате театра нет режиссера и художника, и это не случайно. Приглашая постановщиков со стороны, мы получаем возможность создавать спектакли разного стиля, почерка, видения. В каждом новом спектакле проявляется что‑то новое, удивительное, необыкновенное. Свое. Актеры получают возможность ознакомиться с новыми тенденциями театра кукол, а постановщики (иногда это вчерашние выпускники) — реализации в профессии. — Ваши постановки тоже есть в репертуаре? — Есть, и немало. Но я ставлю нечасто — раз в два-три года. Не потому, что не хочу, а потому, что много времени отнимает административная работа. Хочется ставить чаще. Радуюсь, когда получается интересный, фестивальный спектакль. Моя «Бабочка» по рассказам Тонино Гуэрры была поставлена к его 100‑летию и 75‑летию окончания Великой Отечественной войны в 2019 году. Она номинирована на «Золотой софит» за лучшую работу художника Натальи Бурнос, удостоена премии «Прорыв». «Снегурочка», поставленная в соавторстве с одним из лучших сценографов страны, лауреатом множества наград Юрием Хариковым, стала дипломантом «Золотой маски» в трех номинациях. «Дюймовочка» побывала во многих странах и получила множество наград… — Чем отличается фестивальный спектакль от прокатного? — Фестивальный спектакль можно сравнить с авторским кино. Он обычно более сложный, более смелый, часто — экспериментальный. Мы, однако, помним, что наша цель — приобщение зрителей к высокому искусству, и включаем фестивальные спектакли в действующий репертуар. И они имеют успех! — Какие у вас планы на этот сезон? — Мы только что открыли сезон премьерой — выпустили «Кота в сапогах». Поставили спектакль режиссер Людмила Федорова, художник Юлия Астапович и композитор Наталья Высоких. Следующими премьерами станут «Синяя собака» по Тонино Гуэрре (постановщиком буду я) и «Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка. Этот спектакль для малышей поставят недавние выпускницы ГИТИСа Анна Коонен и Александра Громова. Еще мы планируем сделать ремонт в новом помещении на Комсомольской площади и открыть вторую сцену. Это будет большой праздник с уличным представлением и, конечно, с новым спектаклем. Название пока в секрете, скажу только, что для этой постановки мы пригласили двух режиссеров с оригинальным творческим почерком — Диану Разживайкину и Алексея Шульгача. На новой площадке мы планируем создавать постановки для подростков и взрослых, проводить творческие лаборатории и другие интересные проекты. И, конечно, там будут идти репертуарные спектакли для малышей. Остается добавить, что в активе «Бродячей собачки» — дипломы 60 фестивалей, российских и международных, а также постоянные аншлаги.
Театралам полутора лет. Как создаются кукольные спектакли для детей?
29 сентября 202229 сен 2022
4 мин