Найти тему

Когда же, наконец, появится достойный аналог Booking. И почему мы по нему тоскуем

Хороший, удобный, адаптированный под смартфоны (а значит, легко применимый с колес) и интуитивно понятный агрегатор нужен нашему брату, путешественнику, как воздух. Booking почил в России еще в марте. А достойной альтернативы до сих пор не появилось. Рассказываем, почему мы в этом уверены. С точки зрения путешественников с собаками. Текст будет длинным, в двух частях, но информативным. Поехали!

По оценкам ФАСа, сервис занимал в России более 80% рынка (то есть 80% бронирований российские туристы совершали именно на Booking). Часть этих броней приходилась на путешествия по самой России. Отельеры на Booking традиционно ворчали, мол, забирал у них солидную комиссию – 15-20% от суммы заказа. И заставлял гостиницы соблюдать так называемый «паритет цен». Даже на своем сайте и даже напрямую в лобби отель не имел права предлагать гостям цену ниже, чем та, что значилась на Booking. Это многим не нравилось. Но мы уверены, что профи-Booking на все сто отрабатывал свой высокий процент.

Бутик-отель «Троицкий» в Вельске
Бутик-отель «Троицкий» в Вельске

Сейчас пирог бывшего монополиста делят десятки отечественных сервисов. Как старых, так и новых. Большинство, созданных на скорую руку, словно повинуясь стадному инстинкту в гонке за место выбывшего, с точки зрения туриста – жалкое подобие Booking. Неудобные, с жутким интерфейсом, с отсутствием понятного рейтинга отелей и массы нужных кнопок (например, в большинстве из них нельзя выбрать проживание с животными). Все действия сотрудники таких сервисов стараются перенести в телефонный разговор, что не всегда удобно и иногда раздражает. Но, главное, они не дают гарантии по брони. За гарантиями отсылают напрямую к владельцам отелей и апартаментов. Спрашивается, а зачем тогда нужны?!

На данный момент самый большой российский сайт бронирования – Ostrovok.ru, но на рынок выходят и другие игроки: есть Суточно.ру, Яндекс-путешествия привязали свою базу отелей и баз отдыха прямо к картам, пытаются создать свои системы бронирования РЖД, Ozon, ЦИАН, традиционно не сдает позиций Avito. Кажется, за полгода без Booking, мы успели протестить их все.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Усадьба «БайкКалина» в Иркутской области (поселок Утулик)
Усадьба «БайкКалина» в Иркутской области (поселок Утулик)

Без личного опыта никуда! А судьи кто, спрашивается? Объясняем!Путешествуя по России, мы ежедневно пользуемся гостиницами, гостевыми домами или апартаментами. Нам случалось каждый день ночевать в новом месте. Чтобы почувствовать местный колорит, обычно советуем останавливаться в домиках и коттеджах, которые сдают местные жители. Экстремальный вариант с палаткой, а также с остановками на реках и озерах для рыбалки и сбора грибов-ягод, оставим на усмотрение «пробитых» туристов. Палатки и кемпинги хороши в Карелии и на юге, но путешествуя по Вологодской и Архангельской области, удобных стоянок просто не найти. Зато здесь аномальное для городского жителя количество комаров и мошки. Нет подобных стоянок и по пути вдоль трассы «Дон», она утыкана мотелями по негуманным ценам. Так что, думайте, где будете съезжать с трассы на ночевку заранее. Оптимально делать это в каких-то исторических поселениях, чтобы совместить с утренней экскурсией, например, на Куликово поле.

С точки зрения инфраструктуры и сервиса, мы – туристы из золотой середины: любим комфорт, но не претендует на сегмент «лакшери». Для нас не станет препятствием «стиральная доска» бывшего Пудожского тракта, если вечером сможем вытянуть ноги в аккуратной гостинице на качественных простынях. Для нас идеальны апартаменты с оборудованной кухней, хотя раз в день стараемся питаться в ресторанах или кафе ради знакомства с местным колоритом. Кухня воспринимается нами как часть культурного кода того места, в которое приехали.

Только в
пятинедельном путешествии на Байкал и обратно в феврале-марте 2022-го мы потратили на гостиницы 104 000 рублей. Примерно такая же сумма ушла на топливо (у нас дизель, 114 000 рублей). Два раза шиканули в ресторанах – в Томске и Перми. Но с собаками сильно не разгуляешься, не везде пускают.

Жилье на Байкале очень дорогое. И в бюджетном варианте сервис там, прямо скажем, отвратительный. За комнату с двумя кроватями с удобствами на этаже отвалили 7 600 в сутки (это на бурятской стороне). На Иркутской, в Утулике за 6 000 уже сняли шикарный двухэтажный дом с тиле «шебби-шик». А отдельные апартаменты с видом на Казанский кремль
в столице Татарстана на обошлись, например, всего в 3 000 рублей.

Конечно, на круг и через турагентство выйдет дешевле, но важны ведь еще и личные предпочтения. Не забывайте, что мы путешествуем с двумя собаками. И путешествуем не только по окультуренным раскрученным местам. Та же Мальта или
Усолье-Сибирское, или Омутнинск, или Нижнеудинск в маршруты агентов обычно не попадают. При «централизованном» «посмотрите направо, посмотрите налево» много интересного остается за кадром, не успеваешь знакомиться с местными жителями (не с известными художниками или мастерами, а самыми простыми людьми). Например, в Дивногорске под Красноярском мы нашли семейную пиццерию, познакомились с ее хозяином сербом Слободаном. 16 лет назад он бежал от своей войны, но спутал Дивноморск Краснодарского края с Дивногорском Красноярского. При каком туре мы бы с ним проговорили два часа за пивом и сербской пиццей на берегу Енисея?! Но для ознакомления и первого раза, конечно, и с туром сойдет.

С советами и рекомендациями по сервису всегда есть определенные сложности: у каждого из нас свои ожидания, мерки комфорта и финансовые возможности. То же самое и с качеством дорог. То, что комфортно проходится нами на полноприводном «Соболе», может показаться адовой тряской легковушке или даже полноприводному паркетнику с низким клиренсом.

Дороги в России, кстати, не так плохи, как о них судачат, если ездить по федеральным трассам. Сами были удивлены. За Уралом их еще и убирают оперативно (для февраля было актуально), даже на хребте Хамар-Дабан. Самая задница, простите, на всем маршруте началась по пути обратно в Кировской и Костромской областях. Галич – Буй – совсем неприятно.

Так что, договоримся: наше мнение выслушайте, но под свои возможности адаптируйте. Критическое мышление никто не отменяет! И вернемся к сервисам по размещению.

Сколь-нибудь серьезного аналога Booking в России мы пока не видим. Сервисов и агрегаторов много, но, как оказалось,
ценность ушедшего из России монополиста была не в техническом решении сайта с удобным и интуитивно понятным интерфейсом, но и в партнерской программе для отельеров (объектов размещения). Да, Booking брал самый большой процент на рынке гостеприимства (по мнению отельеров завышенный), но он и взваливал на себя продвижение и раскрутку своего партнера – то есть тот самый объект размещения. Ни один из существующих сервисов в России, претендующих на место Booking, подобного не предлагает. А комиссию в 25 % некоторые отечественные сервисы уже перешагнули. У нас в России так принято: традиционно мало ресурсов вкладывается в продвижение и самого сервиса, и уже тем более, партнеров. Считается, что достаточно сделать сам сайт, агрегатор, а потом, как по мановению волшебной палочки, туристы о нем сами по себе узнают.

НЕ ПОМОЩЬ, А ПОМЕХА ТУРИСТУ

Еще раз про типовые минусы (кое-кто из новых сервисов собрал их все, кто-то грешит только одним или двумя, тем не менее, перечислим):

  • неадаптивные для смартфонов, невозможно пользоваться в дороге,
  • недружелюбный интерфейс,
  • отсутствуют удобные фильтры: с завтраком, с животными, с кухней и так далее,
  • отсутствие внятного рейтинга отелей и значимой программы лояльности для путешественников,
  • не несут гарантий за бронь – то есть сами не бронируют, а только размещают информацию о возможности заселения там-то и там-то,
  • стараются перевести контакт с потребителем в телефонный разговор.

Не раз столкнувшись с набором «грешков», вынесли для себя: лучше сразу искать сайты самих отелей или апартаментов с модулем бронирования, посмотреть реальные фото, а еще лучше – найти группу в соцсетях, и только потом принимать решение о брони.

Гостиница-музей в Ростове Великом
Гостиница-музей в Ростове Великом

Дело в том, что для оперативной работы с сервисами отелю нужна специальная CRM и отдельный специалист. Не сетевые, маленькие домашние гостиницы, гостевые дома и загородные базы отдыха, особенно в провинции, на этом экономят. Соответственно, в сервисах очень часто не отображается реальная картина по загрузке и изменению стоимости (особенно, если цены динамические). Многие агрегаторы (например, Едем-в-Гости.ру) еще и лукавят: пишут, что с помощью них можно забронировать отель, а на деле являются только сборщиками информации о предоставляемом в том или ином месте номерном фонде. Через них нельзя ничего забронировать. Можно только заявить о намерениях. А это, по большому счету, обман нас, туристов. И просто-напросто помеха в поисковой выдаче. Ни УТП, ни УЦП мы в таких сервисах не увидели.

А теперь представьте себя в дороге: форс-мажор, необходимо экстренно найти место для ночевки. В поисковой выдаче при запросе гостиницы в нужном населенном пункте на первой странице Яндекса выплывают только такие «информационные» агрегаторы. Вам нужно проскролить их все, запомнить название приглянувшегося отеля, отдельно найти его сайт или группу в VK, забронировать, если повезет, если нет – выписать куда-то телефон. Представили? А интернет то пропадает, то появляется, время идет, страницы грузятся долго… И вот уже готовое сформированное мнение о таких сервисах, как о помехе, цифровом шуме.

Итак, главные постулаты мы с вами определили, а эмоционально расшифруем их в следующий раз. Оставайтесь с нами!

Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас