76 подписчиков

Невротик или Философ: почему Гамлет оттягивает месть?

Английский театр эпохи Возрождения — явление уникальное. Люди во все времена требовали зрелищ. Шаманы и жрецы каменного века пленяли воображение охотников и собирателей мистическими ритуалами. Античные трагики вознесли театральное искусство на новую высоту. Даже в эпоху христианского темного средневековья, когда весь человеческий быт был подчинен идее будущей жизни на небесах, а реальность представлялась чем-то низким и несущественным, «сцена» сохраняла свое существование, используя сюжеты из Библии.

Ремесло становится искусством

Эпоха Возрождения значительно разнообразила сюжеты. В театр вернулись античные герои, авторы пьес все больше фокусировали свое внимание не на историях из Священного писания, а на драмах человеческих жизней. Человек с его страстями стал центром театральной постановки.

Театр стал одним из главных развлечений всех сословий — от матросов и городских оборванцев до влиятельных аристократов и королей. Лучшие актеры и драматурги приглашались ко дворам знатных вельмож и получали средства на постройку зданий театров и покупку костюмов. Театр из полулегального хобби превратился в очень выгодный бизнес. Возросло художественное качество пьес. По сути, в то время были написаны все главные шедевры драматургии. Взять хотя бы Гамлета и Отелло. Каждый из нас знает этих персонажей, даже если никогда не держал в руках пьесы Шекспира.

Английский театр эпохи Возрождения — явление уникальное. Люди во все времена требовали зрелищ. Шаманы и жрецы каменного века пленяли воображение охотников и собирателей мистическими ритуалами.

В чем же эта огромная мощь загадки Гамлета? Почему его герой до сих пор не сходит со сцены, вдохновляя режиссеров на новые идеи и подходы?

Истеричный невротик, разочаровавшийся философ или что-то еще?

Средневековая Дания. В королевстве происходит переворот — старый король мертв, на трон восходит его брат Клавдий. Более того, всего через пару недель он сочетается браком с Гертрудой — вдовой старого короля. Сын Гертруды — принц Гамлет — не находит себе места. Его разум смятен, он не может понять, как мать могла так быстро забыть отца. Наконец, в полночь Гамлету является тень бывшего короля и приносит ужасающею весть: король не умер, а был отравлен Клавдием, Гертруда — участница заговора.

Гамлет и призрак его отца. Художник Уильям Блейк
Гамлет и призрак его отца. Художник Уильям Блейк

Гамлет оглушен. Его первое инстинктивное и понятное желание — месть. Но вместо того, чтобы достать шпагу и проткнуть Клавдия, отравить узурпатора, подослать к нему наемных убийц или устроить, в конце концов, политический переворот, рассказав правду подданным, - вместо этого он ведет себя очень странно: приглашает актеров, разыгрывает перед королем и королевой странный спектакль, на вопросы отвечает расплывчато. Вместо прямой мести он начинает непонятную игру и даже когда абсолютно убеждается в измене Клавдия, продолжает бездействовать, пребывать в меланхолии и рефлексии, что в итоге оборачивается гораздо большей трагедией.

Выражаясь современным языком, Гамлет ведет себя, как типичный невротик. С одной стороны он хочет разрешения внутреннего конфликта, но постоянно откладывает выяснение отношений на потом. И как типичный невротик он прекрасно понимает, что пока борьба противоречий внутри него продолжается, он — живет. Он питается этими эмоциями, они словно топливо для его внутренней кипучей деятельности. Разрешение конфликта означает конец всего этого. Как жить, если невозможно больше будет смотреть в глаза дяде-предателю и не иметь возможности издеваться над его страхами и упиваться возможностью их разоблачения? Гамлет живет не местью, а предвкушением ее. Как только свершится месть, исчезнет и предвкушение.

Разговор Гамлета с могильщиками. Художник Эжен Делакруа
Разговор Гамлета с могильщиками. Художник Эжен Делакруа

С другой стороны, как молодой образованный человек нового времени, Гамлет философски осознает, что сам акт мести вряд ли что-то способен изменить в целом. Все самое страшное, что могло случиться, уже произошло. Его отец убит. Мать открыто изменяет бывшему супругу с деверем. У Гамлета в голове не укладывается, как такая ситуация могла произойти в принципе. Реалии жизни настолько поражают его, что у него опускаются руки. Какой смысл мстить? За что? За то, что так устроены люди? За то, что это и есть сама жизнь? За то, что ее реалии не совпали с твоими представлениями о ней? Что толку что-то исправлять, если обернуться не успеешь и все повторится вновь, как повторялось из века в век? Если ничего изменить невозможно и людские пороки вечны, они были, есть и будут всегда — не лучше ли забыться самому?

Смерть Офелии. Художник Эжен Делакруа
Смерть Офелии. Художник Эжен Делакруа

Быть или не быть? Действовать и довести дело до конца (но что дальше?) или, как Гаутама Будда, уйти из этого мира страстей, коварства и алчности?

Гамлет не может найти выхода из этого противоречия. Он уже ни в чем не видит смысла. Даже его возлюбленная Офелия перестает вызывать у него доверие. Он советует ей уйти в монастырь — довольно неоднозначное пожелание, учитывая, что «монастырями» в то время назывались не только уединенные обители, но и бордели. События, случившиеся с его семьей, пошатнули веру и рассудок молодого принца.

Гамлет, как состояние души

Вопросы, которые задает себе Гамлет, рано или поздно возникают у каждого из нас, когда мы лицом к лицу встречаемся с необъяснимыми реалиями жизни. Когда происходит что-то, что не укладывается ни в нашей голове, ни в нашем сердце. Когда грубая и пошлая сторона внешнего мира обрушивается на самые чистые идеалы нашего внутреннего Я.

Портрет Уильяма Шекспира
Портрет Уильяма Шекспира

Образ гамлетовского героя стал архетипом литературы, его духовные метания через личности различных героев проносятся сквозь века. Раскольников у Достоевского — тот же самый Гамлет, только с немного другими мотивами, но главные вопросы — все те же. Имеет ли он право или не имеет? Еще один яркий пример гамлетовского типажа — Леопольд Блум из «Улисса» Джойса. Правда, в наше время на вопросы супружеской измены смотрят несколько иначе, чем в эпоху Шекспира (научные революции, движение феминизации, стремление к индивидуализму сделали свое дело), но и герой Джойса мучается все теми же вопросами. Он знает, что именно в это время его жена изменяет ему с ее импресарио, но ничего не предпринимает, потому что не видит смысла что-то менять. Масштабы трагедии у Джойса, конечно, не шекспировские, но результат тот же — Блум закрывается от неприятных мыслей и топит свою неуверенность в пьянстве и разврате.

Гамлет неисчерпаем и, конечно, существуют и другие трактовки его мотивации и поведения. Тем и хорош Шекспир, что он дал нам героя на все времена. В том и уникальность величайшего драматурга, жившего, на секундочку, полтысячелетия назад, во времена, когда Фрейда сожгли бы на костре инквизиции.

Если Господь по праву претендует на первое место в деле Творения, то Шекспиру по праву принадлежит второе.
- Генрих Гейне
Английский театр эпохи Возрождения — явление уникальное. Люди во все времена требовали зрелищ. Шаманы и жрецы каменного века пленяли воображение охотников и собирателей мистическими ритуалами.-6
«Культурный хаос». Содержание и цели
Культурный Хаос18 сентября 2022

#шекспир #литература #драматургия #возрождение