Найти тему

Об условностях и… «не условностях»…

355 прочитали
Вот для тех, кто в это играет, книги писались!
Вот для тех, кто в это играет, книги писались!

Тут мне намедни, один из подписчиков, очень активно писал, что я снова придираюсь к «Вахе», что в ней всё нормально, и все эти «катапульты», «пикинеры» и прочее, на что я не раз обращал внимание – это, типа, «отражение того, что это настолка, и книги писаны для настолщиков, а не для таких, как я». Мол, это «условности сеттинга, простым людям не понять». Ну что же, я, конечно, человек простой, только вот, с разного рода сеттингами я знаком, смею заверить, довольно неплохо. Так что – поехали разбираться…

Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!

Фильм Линча был неплох, а вот и Стинг (Фейд-Раута) с режиком...
Фильм Линча был неплох, а вот и Стинг (Фейд-Раута) с режиком...

Для начала, давайте поговорим о том, что есть «условности Вселенной», а что – недоработка автора этой самой Вселенной. Вот скажите мне, уважаемые читатели и подписчики, читали ли вы «Дюну» Фрэнка Герберта? Если не читали, то искренне советую, так как эта Вселенная оказала немалое влияние на «Ваху». Ну так вот, открываем мы, значит, «Дюну», читаем её, просматриваем описания нескольких боевых сцен – и после отнюдь не первого прочтения (просто такие книги мало читать один раз, уж поверьте мне!), возникает, например, такой вопрос – это что же, все армии во Вселенной «Дюны», были вооружены только ножиками, рапирами и тому подобными вещами? Ну, просто палить из лазерного оружия было небезопасно – это и есть часть «лора» Вселенной, разного рода «стреляющие» вещи бесполезны – из-за щитов, а «станнер с медленными пулями» – не самая распространённая вещь, так как медленная пуля далеко не улетит. При этом все, кто хоть немного изучал историю войн – тех войн, которые были до огнестрела, знают, что главным оружием пехоты, был вовсе не меч (сабля, шпага и так далее), а… копьё. Или любое другое древковое оружие. Описал ли Герберт что-то такое в своих романах? Внезапно – нет. Знаете, почему? Потому, что он писал роман не об этом. «Боёвка» в его произведениях – вовсе не главное. Давайте вспомним тот же Джихад, который упоминается во втором романе. Он происходит, что называется, между книгами. Потому, что книги не об этом, потому, что Герберт даже и не думал о том, как писать эту самую «боёвку». Она была ему не нужна. «Дюна» и продолжения – об интригах, о «планах внутри планов» и тому подобных вещах. Кстати говоря, когда сын Фрэнка, Брайан, вместе со своим соавтором, написали книги с «боёвкой» – например, «Батлерианский джихад», вся эта самая «боёвка» вышла… нечитаемой.

Так вот – в данном примере я показал и «условности Вселенной» – например, то, что использование щитов почти что ставит крест на использовании огнестрельного оружия (хотя, если порассуждать об этом…), и пример того, что автор «недоработал» – просто потому, что ему это было не нужно. Собственно, я, может, попробую написать ещё несколько текстов по «Дюне» на другом своём канале…

Например - вот...

Сейчас кого-то на суп шинковать будет...
Сейчас кого-то на суп шинковать будет...

Теперь давайте вернёмся в нашу любимую «Ваху». Давайте посмотрим на то, какие у нас в ней есть условности. Начать можно… да, хотя бы с того, что Астартес, помимо огнестрела, таскают с собой и разного рода «рубяще-режущее» и «ударно-дробящее» оружие. И кто-то, кто не знаком с условностями этой Вселенной, или не понимает тактики применения Астартес, уже готов кричать о том, что «что это за фигня!». Но – Астартес как раз, из-за своей тактики, могут высадиться буквально «на голову» противника. Соответственно, они могут как перестрелять всех из своих болтеров, так и покрошить всех в капусту при помощи цепного или силового оружия. Как мне кажется – вполне себе логично, вполне себе верно, вполне себе грамотно…

Одна из условностей Вселенной...
Одна из условностей Вселенной...

Другой условностью можно назвать сервиторов. Не самая эффективная вещь, как мне кажется – хотя бы просто по логике применения и создания, хотя, если задуматься о том, что далеко не всех этих киборгов создают из людей – то эффективность может быть и довольно высокой. Тем не менее, понятно, почему Человечество использует сервиторов – потому, что не особенно доверяет «умной машинерии». Тем не менее, это вовсе не означает, что вся техника была заменена сервиторами. Если разобраться, то на больших заводах и фабриках «парней в красном», полно именно классических промышленных роботов. Просто потому, что работать они могут больше, а затрат на их обслуживание будет сильно меньше. И да, это тоже одна из условностей данной Вселенной…

Далее, кто-то как-то писал о том, что в «Вахе» нет никаких компьютеров и подобной техники. Ну, тут я уже даже разбирать это не буду, так как если внимательно посмотреть хотя бы на силовую броню Астартес, то становится понятно, что без большого количества микроэлектроники (а то и чего-то более совершенного), она просто не будет работать так, как она работает по книгам. И это тоже – условности этой Вселенной. Как и то, что любые пакеты управляющих программ и тому подобные вещи называют «машинными духами». И пока что тоже всё более-менее понятно, не так ли?

И если с условностями Вселенной «Warhammer 40000» у нас всё более-менее понятно (поверьте, их на самом деле немало, чтобы их все перечислить, нескольких статей не хватит), то есть и такая вещь, как «косяки авторов». Тот человек писал мне о том, что есть такой отдел контроля и редактуры, в котором сидят специально обученные люди, задачей которых является «заворачивать» излишне разыгравшуюся фантазию авторов. И, мол, если в тексте есть требушеты, катапульты и пикинеры (даже, если они в той или иной сцене вообще «не пришей ни к чему рукав») – раз это пропустили, значит, это нормально, значит, так и должно быть. Ну что я могу сказать… в идеале, наверное, это на самом деле работает. В какой-нибудь Вселенной, «в которой живут только пони, которые питаются радугой и какают бабочками». А вот в реальной жизни, как правило, руководствуются лозунгом о том, что «все равны, но есть те, кто равнее». Увы, но такое было всегда и всюду, и компания «Games Workshop» тут не исключение. Доказательства? О, их есть у меня!

Говорят, что это Кибре. Может, до Ереси - броня у него и тогда была чёрной...
Говорят, что это Кибре. Может, до Ереси - броня у него и тогда была чёрной...

Давайте просмотрим романы Аарона Дэмбски-Боудена про Искандара Хайона. Да, все уже поняли, что я скажу про Фалька Кибре по прозвищу «Вдоводел». Он там есть, он там действует, он там не последнюю роль играет. Опять же, если читать «Ловца душ», то когда герои идут на встречу сс Абаддоном, их там встречает отряд терминаторов, которым командует какой-то «Фальк». Может, Кибре, а может, и не Кибре. Но это мог быть и он… Только вот, проблема в том, что Фалька Кибре зарубил некто Натаниэль Гарро в катакомбах под Дворцом, и было это в романе «Сатурнин». Автор кто? Правильно, Дэн Абнетт. А как же «отдел контроля и редактуры»? Куда они смотрели? На самом деле – смотрели туда, куда им было приказано смотреть. Например, совершенно точно известно, что АДБ, хоть и пишет классные книги, не является «топовым автором» «конторы». А вот Абнетт – является. И, как говорится, «что позволено Юпитеру – не позволено быку». То есть, Дэн Абнетт может позволить себе писать то, что ему хочется – и почти никто не может сделать ему замечания. Ну просто потому, что он, типа «мэтр», известный писатель и всё такое прочее. А кто такой АДБ? Образно выражаясь, никто и звать его никак… Как бы это ни было прискорбно, но так у них на самом деле обстоят дела. Кстати, тут можно вспомнить и про «травлю» на Джоан Роулинг – тоже, казалось бы, известная и неглупая писательница – а с ней вон, что творят… Так что – ничего удивительного в этом нет…

Но это я написал только половину того, что я хотел бы… Есть и недоработки и косяки авторов. И тут всё очень и очень печально. Как я не раз писал, мало кто из авторов «Вахи» может похвастаться тем, что он понимает что-то в технике. Ну, вот так получается, что нельзя знать всё обо всём. К тому же, положа руку на сердце, они не пишут «твёрдой научной фантастики», так что – идеального понимания того, как работает тот же «плазменный реактор» от них никто и не требует. И, знаете, сие, в общем-то, логично и верно. Мол, написать просто «плазменный реактор», а дальше пусть воображение читателей работает. И оно работает, да – в меру своей испорченности разного рода знаниями, читатели представляют себе что-то вроде «термоядерного реактора». Конечно, на самом деле, далеко не все – но те читатели, которые всё же немного в технике понимают, которые следят за развитием науки и техники – они понимают, что на самом деле, такой источник энергии, как термоядерный реактор, вполне себе может обеспечить энергией весь тот летающий готический собор (кстати, это тоже одна из условностей Вселенной), которые тут выдают за «звёздные корабли». То есть – тут всё хорошо и тут всё логично. Более того, такая вот смесь высоких технологий (термоядерный реактор) и странного внешнего вида – корабль, украшенный соборами и тому подобными вещами – как раз очень хорошо смотрится – с точки зрения литературной эстетики…

Только вот, технические бездари добрались и сюда. И именно Дэн Абнетт придумал эпизод с кочегарами. Мол, это термоядерный реактор, это у нас тут такой аналог кочегарки на пароходе. И неважно, как это может работать, «я художник, я так вижу». Вопрос – зачем? Это как-то влияет на сюжет? Этот факт вообще на что-то влияет? Он показывает нам какие-то условности Вселенной? Он на самом деле показывает только одно – техническую безграмотность одного известного писателя, не более того. Он решил сделать «отсылку» к паровому флоту Её Величества (или тогда у них король был?) – но даже не подумал о том, как это будет смотреть в космическом бою. Кстати говоря, Дэвид Вебер, когда писал «Хонорвёрс», вполне себе делал немало отсылок на Англию, когда писал про Мантикору. И как-то обходился без кочегаров… Странно, не так ли?

Агроном, сын Агронома! И Король Гондураса!
Агроном, сын Агронома! И Король Гондураса!

И пора бы уже понять, что условности «Вахи» – это одно. Их на самом деле много, они есть, и без них, в общем-то, не обойтись. Они есть во всех фантастических и фэнтезийных мирах – любой, кто читал много книг, может это подтвердить. А ещё есть и «косяки» авторов. Можно хоть те же штаны Арагорна вспомнить. Деталь, которая на сюжет, в общем-то, не влияет – и понятно, что он не щеголял с голыми ногами, но – в тексте-то про это нет! Точно так же и здесь – авторитет Дэна Абнетта вовсе не говорит о том, что этот человек не может писать глупостей. А он – может. И пишет. И ему это «можно». Потому, что его книги приносят прибыль. А те, кто говорит, что Абнетт пишет чушь… ну, все мы знаем, как на Западе относятся к критике…

Ссылка на мой youtube, как и советовал сделать один из подписчиков... https://www.youtube.com/channel/UCzvs05F32fQYDmZBF8ZFaJw

Ролики. наверное, теперь будут выходить только на Rutube - по вполне понятным причинам... - https://rutube.ru/channel/23914124/

Мой Boosty: https://boosty.to/ghostleader

Поддержать автора. Тут снова Дзен чудит, кнопку убрали, так что - вот такая ссылка пока:

Поддержать автора