7,2K подписчиков

Cказка-быль о царе Петре-Салтане.

223 прочитали
О происхождении и символическом значении и смысле сказки Александра Сергеевича Пушкина "Сказка о царе Салтане...", написано много, сложено немало легенд, а я вам расскажу свою версию этой сказки.

О происхождении и символическом значении и смысле сказки Александра Сергеевича Пушкина "Сказка о царе Салтане...", написано много, сложено немало легенд, а я вам расскажу свою версию этой сказки.

Так о чем эта сказка? А вот о чем.

В некотором царстве, некотором государстве..., а вернее в Калужской области, жил-поживал и добра наживал посадский человек Абрам Гончар, а было это в эпоху царя-батюшки Петра Алексеевича.

Абрам являлся сыном ремесленника-гончара Ивана Дементьева, который в 1681 году купил у Анисима Козьмина, сына Воробьева... огородное место под дом и гончарную мастерскую. Значится, звался Абрам по старо-русской традиции Ивановым сыном, а Гончар было их прозвище - по ремеслу. Не очень трудно догадаться, что занимался Абрам Иванович, как и отец, гончарным делом, то бишь изготовлял глиняную или керамическую посуду, потому и прозвище имел - Гончар, а заодно пришлось ему заняться и делом купеческим, чтоб посуду-то сбывать. Дела шли не так уж и хорошо, на глиняных черепках особо не разбогатеешь. Но смекалистым был Гончар, поняв, что в эпоху, когда "ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет", то есть в эпоху развития Петром Алексеевичем флота, державе нужны будут корабельные паруса. Тогда Абрам Гончар к гончарному делу решил ткацкое дело присовокупить и наладил у себя какое-никакое ткацкое производство - первым во всей России пустил он в своей мастерской широкий станок для изготовления парусов. Однако, как водится, в родном отечестве его "ноу-хау" не сразу оценили, и тогда первые паруса Абрам каким-то образом продает то ли случайно, то ли умышленно "аглицкому" судну. И "аглицкие" моряки довольны, и он в достатке - "и нос в лапше, и губа в борще, и вообще".

Об этом прознают люди царя-батюшки Петра Алексеевича, и наведываются от великого любопытства к Абраму Гончару.

"Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву".

А потом докладывают обо всем любопытному царю. Помните, как в "Сказке...", только в сказке купцы докладывают Салтану о чудесах в городе Гвидона, а наяву они наверняка сначала докладывали царю Петру о "чудесах" в мастерской Абрама Гончара, а потом уж по сказке стали докладывать и о чудесах Гвидона:

"Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

"Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?"

О происхождении и символическом значении и смысле сказки Александра Сергеевича Пушкина "Сказка о царе Салтане...", написано много, сложено немало легенд, а я вам расскажу свою версию этой сказки.-2

Узнают "люди царя" и то, что кроме ремесла Абрамова - гончарного и парусного, имеются у него три раскрасавицы сестрицы на выданье, как говорится, не хлебом единым живет человек. Доложили об этом "засланцы" царю-батюшке, но сразу-то он не отреагировал, так как скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но в уме он "энти" паруса и станок абрамовский парусный держал. Ну, а дальше начинается сказка-быль.

О происхождении и символическом значении и смысле сказки Александра Сергеевича Пушкина "Сказка о царе Салтане...", написано много, сложено немало легенд, а я вам расскажу свою версию этой сказки.-3

В 1696 г. возвращался царь Петр I (назовем его Салтан) из Азовского похода - военной кампании России против Османской империи - с победой. Дай, думает, посмотрю, что за паруса такие знаменитые у Абрама Иваныча Гончара, авось и нам сгодятся, а заодно и отдохну с дороги на просторах русских, и заехал по дороге царь к калужскому купцу Абраму Ивановичу Гончару, да там царь со дружиною прилично выпил с дороги, да закусил и расположился переночевать в гончаровом гостеприимном доме. А перед сном, как водится, решил Петр Алексеевич "прогуляться", притулился к забору, да случайно подслушал под окном разговоры трех красавиц-сестер Гончара, ибо "во всё время разговора он стоял позадь забора" (фото в заголовке).

Далее вы все знаете из "Сказки...", но я напомню:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, —

Говорит ее сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрыпела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

И поскольку царь Петр был большим ценителем женского пола и женской красоты, да находясь под винными парами, да на кураже после удачного военного похода, то более всего обратил он внимание на последнюю сестрицу - "речь последней по всему полюбилася ему", а может та сестрица и была самой красивой и молодой. И... все само собой пошло, как по маслу.

Короче говоря:

"Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

Царь Салтан за пир честной

Сел с царицей молодой;

А потом честные гости

На кровать слоновой кости

Положили молодых

И оставили одних."

О происхождении и символическом значении и смысле сказки Александра Сергеевича Пушкина "Сказка о царе Салтане...", написано много, сложено немало легенд, а я вам расскажу свою версию этой сказки.-4

Впоследствии все было, как в другой сказке Пушкина "девять месяцев проходит, с поля глаз она не сводит..." ("Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"). А если придерживаться именно этой нашей "Сказки...", то:

"А царица молодая,

Дела вдаль не отлагая,

С первой ночи понесла."

Но результат этого мероприятия аналогичный в обеих сказках, только "Бог дает" и не царице, а сестрице, не дочь, а сына. Однако царь об этом не знал, и как водится, после знаменательной ночи уезжает в Москву праздновать победу и взятие крепости Азов. В сказке это событие замаскировано под то, что царь вернулся на войну, должно же у славного, доблестного воина быть оправдание:

"В те поры война была.

Царь Салтан, с женой простяся,

На добра-коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем, как он далёко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком

Как орлица над орленком;

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца."

В одной лишь оговоркой о том, что была в реальной жизни сестра Абрама Ивановича царю не женой, то бишь не царицей, поскольку за 7 лет до этого (в 1689 г) Петра матушка женила на Евдокии Федоровне Лопухиной, а так все события идут прямо, как по писанному.

И в реальной истории (и в сказке) у царя и красавицы-сестрицы Абрама Гончара родился сын - Афанасий Гончар - назовем его Гвидон, как в сказке.

Можно даже вычислить реальную дату рождения Афанасия Гончара, мне совершенно непонятно, почему ее до сих пор, спустя 4 века, никто точно не вычислил, пишут какую-то белиберду, мол "Афанасий Гончар родился предположительно от 1693 до 1705 гг". Чего там "предположительно", когда точная дата сама просится в метрики? Вот уж действительно, историки с математикой не дружат!

Русские войска взяли Азов 18 июля 1696 года, через некоторое время отправились во свояси с победой, а въехали в Москву 30 сентября 1696 г. - «Се и аз поздравляю взятием Азова и сам покоряюсь».

От Калуги (Калужской области) до Москвы 197.3 км, в наше время это расстояние преодолевают на автомобиле самое большое за 4 часа 50 минут, а в то время на лошадях да по бездорожью... Допустим гипотетический царь Петр-Салтан преодолевал расстояние по 50 км в день (средний уровень для того времени), то ему на это расстояние примерно в 200 км понадобилось бы 4 дня, а перезаложившись на то-се, пятое-десятое - 5 дней, перезаложимся еще раз и допустим, что неделю или даже 8 дней. Тогда получается, что в Калужской области царь гостил приблизительно с 22 сентября по 26 сентября 1696 года. Но известно, что все же не более 2-3-х дней. Если полнолуние в сентябре 1696 года было 10 сентября, то новолуние по календарю, то бишь зачатие, произошло приблизительно 23-25 сентября. В итоге ребенок, как правило, может родиться через 280 дней, то есть начиная от 15 до 20 июня 1697 года. Вот мы с вами и вычислили почти точную дату рождения Афанасия Гончара - Гвидона. Мне, например, нравится цифра 17 июня 1697 года - день рождения Гвидона (если выбирать от 15 до 20). И зачем огород городить?

Афанасий Абрамович Гончаров 17 июня 1697 года - 1784.
Афанасий Абрамович Гончаров 17 июня 1697 года - 1784.

Делать нечего, все девять месяцев семья реального Абрама Гончара скрывала "почетный позор" красавицы-сестрицы - безымянной девицы - от посторонних глаз. И как родился "сын в аршин" Афанасий, так Абрам с женой его и усыновили, чтоб сестрицу не опозорить. И стал он - Афанасием Абрамовичем Гончаровым, то бишь сыном Гончара - "Гончаров сын". А не Петровичем, к сожалению.((( Но все же организовалась побочная ветвь Романовых, хоть и официально непризнанная! Возможно, Петр о сыне и не сразу узнал, благодаря проискам и козням сестер роженицы - ткачихи с поварихой, а еще сватьи бабы Бабарихи.

"А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Извести ее хотят,

Перенять гонца велят;

Сами шлют гонца другого

Вот с чем от слова до слова:

"Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку".

О происхождении и символическом значении и смысле сказки Александра Сергеевича Пушкина "Сказка о царе Салтане...", написано много, сложено немало легенд, а я вам расскажу свою версию этой сказки.-6

Ну, ткачиха с поварихой могут быть и не только завистливые родные сестры роженицы, а вполне могут быть женщинами из окружения царя, например, его сестрами, женой или мало ли кем, но об этом ниже. Исследователи утверждают, что сестер Абрамовых царь тоже одарил и ткацким производством, и харчевней. Так зачем им на сестру клеветать? И может быть это даже жена Абрама Гончара и невестки - жены его сыновей. Зависть - дело темное.

А вот сватья баба Бабариха это скорее всего не та повивальная бабка, которая принимала роды, как это водилось на Руси, а ключевое слово здесь - "сватья", то есть мать одного из родителей ребенка, сначала можно было предположить, что это могла быть мать царя Петра - Наталья Кирилловна Нарышкина. Но вот беда-то какая Наталья Кирилловна скончалась 25 января 1694 года, еще до рождения незаконнорожденного внука, который родился по моим исчислениям 17 июня 1697 года. Наверное, по этой причине - дате смерти матери Петра - многие исследователи ставят дату рождения Афанасия Гончара, как 1693 год, т.е до того как..., а вторая причина кроется в сказке "царь уехал на войну". Тогда это скорее всего вторая "сватья" - мать Абрама Гончара и соответственно мать трех сестриц. Кому ж понравится, что родной сын, ее не спрося, усыновил сестриного ребенка? Пусть будет именно она - безымянная мать Абрама Ивановича, потому что далее в тексте Пушкин пишет :"жалко бабушки ему", т.е. Гвидону, превратившемуся в шмеля, жаль кусать бабушку в глаз, он ее и укусил в нос.

Вернемся к новорожденному.))) Современники говорят, что сын Афанасий был ростом и хваткой в царя Петра, а лицом пошел в мать - красавец, по рассказам современников писали: «ростом был высок, глаза быстрые, умерен, говорил громко, … был сведущ, имел о коммерции обширные сведения, все дела отправлял сам и щеты проверял» (журнал «Урания» в 1804 год). Еще бы родился "сын в аршин", 1 аршин это 70,9 см, а обычный ребенок рождается ростом в среднем от 48 до 55 см, Петр был ростом в 2,03 см, а Абрам был маленький, кругленький, толстенький.

Насчет того, что Афанасий "был сведущ, имел о коммерции обширные сведения, все дела отправлял сам и щеты проверял», мы тоже самое и из "Сказки ..." знаем: "И приставлен дьяк приказный/ Строгий счет орехам весть;". Там дьяк, а в жизни сам Афанасий, но суть одно - все подсчитывал и рассчитывал.

Позже, нашлась запись жены Абрама (имя которой почему-то умалчивает и Пушкин, и все исследователи, и советские историки), где она называет Афанасия пасынком (в архивной записи о разделе имущества Абрама Ивановича Гончарова от 1728 года). Это свидетельство того, что Абрам усыновил Афанасия - сестриного сына. Но если имелась бумага - архивная запись, то имя мачехи должно быть известно, но его по каким-то причинам от нас срывают. Пасынок-непасынок, а семья-то Гончаровых была небогатая, да вдруг немного разбогатела.

О происхождении и символическом значении и смысле сказки Александра Сергеевича Пушкина "Сказка о царе Салтане...", написано много, сложено немало легенд, а я вам расскажу свою версию этой сказки.-7

Вероятно, завелась у Афанасия Абрамовича в реале волшебница "царевна-лебедь", сестра семи богатырей - покровительница ( к ней мы еще вернемся) или даже именитая жена, об имени которой тоже все умалчивают, а может все же диковинная белка поспособствовала (что тоже смахивает на покровительницу) с помощью той же волшебницы-жены:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

О происхождении и символическом значении и смысле сказки Александра Сергеевича Пушкина "Сказка о царе Салтане...", написано много, сложено немало легенд, а я вам расскажу свою версию этой сказки.-8

Но историки утверждают, что никакая не царевна-лебедь помогла Афанасию разбогатеть, а якобы Афанасий Гончаров становится сначала компаньоном купца первой гильдии Карамышева, построившего полотняную фабрику по указанию Петра I в Калужской области. И за неимением детей или приемников после смерти "какого-то седьмой воды на киселе" Карамышева, Афанасий становится якобы его приемником и владельцем фабрики.

Но как бы там ни было, в 1718 году указом Петра I открылась близ Калуги первая ткацкая фабрика - Полотняный завод. А Афанасий Абрамович Гончаров стал основателем и поселения Полотняный завод, трех церквей и родового имения, в излучине реки Сухадрев . И Гончаровы, во главе уже с 21- летним Афанасием тоже сделались очень богатыми людьми.

"Из скорлупок льют монету,

Да пускают в ход по свету;

Девки сыплют изумруд

В кладовые, да под спуд;

Все в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты."

Отрясая грезы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей.

...

Город новый златоглавый,

Пристань с крепкою заставой;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

О происхождении и символическом значении и смысле сказки Александра Сергеевича Пушкина "Сказка о царе Салтане...", написано много, сложено немало легенд, а я вам расскажу свою версию этой сказки.-9

Капитал Гончарова настчитывал более шести миллионов рублей, Афанасий стал владельцем около 70 селений в 4 губерниях, железоделательных и чугунолитейных заводов на Брянщине, полотняной и бумажной фабрик в Полотняном заводе. С тех пор продукция Гончаровского полотняного завода пользовалась огромным спросом не только в России, но и за границей, а парусину продавали даже в Англию, по накатанному отчимом пути. По преданию Гончаровых, весь английский флот того времени ходил на «гончаровских» парусах.

В 1730-х годах в имении Гончаровых существовал трехэтажный дом с постройками и флигелями, огромный парк с оранжереями. В оранжереях выращивали заморские фрукты: ананасы, клубника и цитрусы. В калужском имении принимали множество гостей и вели шикарный образ жизни, а зимой переезжали в Москву, и там вели такой же широкий образ жизни, пока Гончаровы не разорились, усилиями Николая Афанасьевича Гончарова.

Дом Гончаровых.
Дом Гончаровых.

И было у Афанасия Абрамовича Гончарова три сына - Николай Афанасьевич Гончаров, Иван Афанасьевич Гончаров, Афанасий Афанасьевич Гончаров. От кого сыновья, кто их мать и кто жена легендарного Афанасия? Да неужели это, боюсь высказать предположение, царевна Елизавета Петровна - дочь Петра I, которая по предположениям современников рожала детей от Разумовского (или еще от кого) и припрятывала их в чужие семьи? Но это из области фантастики! Хотя на месте исследователей я б и за эту ниточку потянула. Ведь ее как раз и описывали в молодости современники, как редкую красавицу, каких мало прямо и просится к ее описанию: "Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит".

О происхождении и символическом значении и смысле сказки Александра Сергеевича Пушкина "Сказка о царе Салтане...", написано много, сложено немало легенд, а я вам расскажу свою версию этой сказки.-11

Теперь посмотрим, где ж этот сказочный остров Буян - «…мимо острова Буяна в царство славного Салтана». А остров Буян — это вполне реальная земля в Балтийском море, принадлежащая в наши дни Германии и именуемая Рюген. читается что что тысячи лет назад здесь жило славянское племя - руян, в честь которого и сам остров стали называть островом Руяном. И сам легендарный русский правитель Рюрик якобы был выходцем как раз из руян.

Архипелаг Рюген.
Архипелаг Рюген.

Вероятно, мать Афанасия Гончарова так и осталась на острове Буяне, удачно выйдя там замуж, или перебралась в Англию, с который Афанасий вел успешные торговые дела.

В свое время я поняла, что Александр Сергеевич пишет, как дышит, пишет, особенно стихи, как будто он непринужденно беседует сам с собой как бы и не в стихах, а в рифмованной прозе, рождая очень простые строки. Сами почитайте хотя бы данную сказку. И стоит ли искать сложное в простом? Вероятно в основу многих его произведений положены реальные сюжеты, завуалированные под сказку или выдуманное повествование. Считаю, что Пушкин частично изложил в "Сказке о царе Салтане" историю происхождения рода Гончаровых и осторожно указал на родство Гончаровых с Романовыми, а именно с Петром I. Ведь у него и по своей линиии родство или свойство с Романовыми было, в свое время 8 его родственников-предков Пушкиных голосовало на Земском Соборе за избрание Михаила Федоровича Романова на царство в 1613 году и четверо (5) подписали грамоту.

Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Нижегородский мещанин.

Дмитрий Николаевич Гончаров - брат Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной.
Дмитрий Николаевич Гончаров - брат Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной.

Всему, что я тут понаписала, имеется косвенное подтверждение. Дело в том, что А.С. Пушкин на Полотняный Завод приезжал несколько раз. Первый раз поэт останавливался на ПЗ еще женихом в 1830 году, а во второй раз он приезжал уже с женой и двумя детьми, тогда они жили в усадьбе с ранней весны до поздней осени 1834 года. Владельцем Полотняного завода тогда был родной брат Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной - Дмитрий Николаевич Гончаров, который руководил майоратом "Полотняный Завод" и был медынским (губернским) предводителем дворянства. Дмитрий Николаевич с удовольствием допустил Пушкина до огромной гончаровской библиотеки и семейного архива. Пушкин в семейном архиве Гончаровых искал документы петровской эпохи, мало того, что он готовил историю Петра Великого, но и заинтересовался происхождением рода Гончаровых и родством рода с Петром I. Сохранился перечень из 80 книг, которые Пушкин перечитал в библиотеке Гончаровых и затем увез с собой. А Дмитрий Николаевич Гончаров подарил шурину архив бесценных семейных документов времен царствования Петра. В этом архиве пытливый Пушкин разыскал собственноручное послание Петра Алексеевича к Афанасию Абрамовичу (Петровичу) Гончарову, в котором говорится: «Дорогой сынок! Я слыхал, ты разбогател и можешь вовсю заняться парусным делом. Благословляю тебя. Петр».

Ничего не напоминает? А мне напоминает строфы из "Сказки...":

Царь Салтан дивится чуду;

Молвит он: «Коль жив я буду,

Чудный остров навещу,

У Гвидона погощу».

В другом письме из Голландии царь Пётр I уведомляет Афанасия, что нанял там и высылает ему мастера, опытного в «усовершенствовании полотен, прописав его жалование; "а буде ему тягостно производить такое жалование", то "Государь будет ему платить сам". Не к каждому человеку Государь обращался со словом "сынок".

Интересно, что и Афанасию Гончарову разрешалось напрямую беспрепятственно обращаться к царю за наставлением и советом, и это было как бы не по чину и рангу, если не знать "Сказки о царе Салтане"))) .

Говорит им князь тогда:

«Добрый путь вам, господа,

По морю по Окияну

К славному царю Салтану;

Да скажите: князь Гвидон

Шлет царю-де свой поклон».

Как раз в архиве Гончаровых сыскалась купчая некоего Ивана Дементьева, которому в 1681 году “Анисим Козьмин сын Воробьев продал… купленное свое огородное место и усадьбу». Отсюда был сделан вывод, что отцом Абрама Гончара и был Иван Дементьев (т.е. сын Дементия), а Абрам был сыном Ивана - Абрам - Иванов сын, т.е. по правилам присвоения фамилий того времени - Абрам Иванов по кличке Гончар (часто отчество или кличка превращались позже в фамилию), а уж его сын в свою очередь - Афанасий Гончаров, Гончаров сын.

Далее Пушкин нашел множество любопытных сведений. Например, не только Петр I, по легенде бывший биологическим отцом "пасынка Абрама Гончара", но сестры государя Петра Алексеевича преподнесли Афанасию Абрамовичу Гончарову царский щедрый подарок, а именно несколько имений в Калужской области.

И... Гораздо позже покровительство Афанасию Гончарову оказывала императрица Елизавета Петровна после своего воцарения. В 1742 году Елизавета Петровна пожаловала 67-летнему Афанасию Абрамовичу чин коллежского асессора, который давал право на потомственное дворянство и на покупку вотчины с крепостными, что жаловалось только в исключительных случаях.

Что удивительно, и императрица Екатерина II 16 декабря 1775 года подтвердила это право Гончарова специальным высочайшим указом, после посещения родовое имения Гончаровых – Полотняного Завода. Тогда-то Афанасий Абрамович Гончаров попросил Екатерину II заверить высочайшей подписью своё завещание, которое он составил для сохранения капиталов и имущества рода.

В память о приезде Екатерины II граф Потёмкин подарил Афанасию Абрамовичу отлитую в Германии уникальную бронзовую статую императрицы (высотой 3,5 метра), где в каждом колечке второго ряда кружев воротника Екатерины Великой изображено лицо одного из ее придворных. Судьба статуи это отдельный роман.

 Николай Афанасьевич Гончаров и Наталья Ивановна Загряжская.
Николай Афанасьевич Гончаров и Наталья Ивановна Загряжская.

Отец Натали Пушкиной-Гончаровой, единственный наследник имения Полотняный Завод Николай Афанасьевич Гончаров женился на Наталье Ивановне Загряжской. На их венчании 27 января 1807 г. в дворцовой церкви присутствовала вся царская семья, включая будущего императора Николая I. И император Александр I молился перед алтарем за новобрачных, поскольку приходился троюродным братом Николаю Афанасьевичу Гончарову, несмотря на то, что Афанасий Абрамович Гончаров был непризнанным Романовыми сыном Петра I.

Скончался Афанасий Абрамович Гончаров в 1784 году, пожив долгую жизнь в 87 лет.

Вот такая хитро зашифрованная сказка-быль - "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" предстала пред нами, благодаря А.С. Пушкину. А "сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок".

Алена Л.

О "Государевых болезнях Петра I" здесь.

О походе на Дербент здесь.

P.S. Уважаемые Читатели и Подписчики!

Если вы заметили, я переименовала свой канал в Historyаны Алены Л. Этому были серьезные причины. Поменять подписи под текстами - дело времени.

Пожалуйста, подписывайтесь на мой канал Historyаны Алены Л, если вам интересно, у меня нестандартный взгляд на некоторые события. А также, пожалуйста, не забывайте ставить лайки или хотя бы дислайки, это поможет понять, какие темы вам интересны. Тем более, что монетизацию сейчас отменили, а у меня ее никогда и не было. Кроме того, лайки помогут избавиться от копирайтеров. У меня на сегодня 7 128 подписчиков, но под самыми интересными темами в среднем всего по 20-30 лайков. И я сбилась с мысли, что читателям интересно?

Спасибо, за внимание!