Очевидно, что проповедь - это служение словом. Но чтобы начать говорить о Христе, надо быть уверенным, что тебя готовы услышать. Иначе можно превратиться в комедийного персонажа из старых американских фильмов про конец света, где безумные проповедники с кривыми надписями на картонках, кричат: "Покайтесь!".
Начнем издалека.
Молчаливая проповедь тоже проповедь. Например, если священник просто ходит в приличествующих своему сану одеждах по городу, как бы это странно не звучало, он уже свидетельствует о живой Церкви.
Давайте обратимся к истории - она многому может научить.
В первые три века Церковь была гонимой, и никаких видимых знаков отличия у епископа или священника вне богослужения не было. Духовенство одевалось в привычные для своего времени и региона одежды. Только лишь во время богослужения диакона отличала особая лента на плече - орарь, священника белый плащ - фелонь и, немного отличающаяся от диаконской, лента - епитрахиль, а епископа кроме фелони еще чуть отличающаяся широкая лента - омофор.
После религиозных реформ св. императора Константина Великого (IV в.) начинает появляться особая внебогослужебная одежда, свойственная духовенству.
В то же время появляется еще один знак отличия - особая прическа. По-латински она называется тонзура, по-славянски - гуменцо или, не смейтесь, проплешина. Это выбритая на макушке лысина.
В моей любимой Ирландии до IX века тонзура представляла собой выбритую, от уха до уха, половину головы с сохранением волос на затылке. В латинской традиции - это венчик из волос с бритой макушкой, висками и затылком. В православной традиции - короткая стрижка с бритой макушкой.
Все это было необходимо и даже закреплено церковными законами (канонами) для того, чтобы выделить духовенство - клириков, от непосвященных - лаиков (по-русски, мирян). Зачем? Об этом ниже.
Когда Православие пришло на Русь, традиция уже полностью сформировалась и духовенство можно было выделить из толпы по их одежде, головным уборам, и собственно, лысине.
До XVII века т.н. поповская ряса не сильно отличалась от кафтана простого русского мужика, но все-же отличалась. Головной убор же отличался значительно. Для белого духовенства (женатые попы) это была сферическая шапочка - камилавка, у простых попов черная, у протопопов - красная или бордовая. Для черного духовенства (монахов) это была черная камилавка с наметкой (клобук) - особым шерстяным покрывалом с длинными "ушками", спускающимися на груди, и широким покрывалом до середины спины.
В XVIII веке в России проплешина у духовенства пропала, но из-за реформ Петра Великого одежда священства стала радикально отличаться от одежды мирян. В XIX - начале ХХ века - это была ряса и шляпа для белого духовенства, ряса и цилиндрический, по греческому образцу, клобук для монашествующих.
Священника было видно издалека и даже на рынке или в присутственном месте к нему можно было обратиться за духовным советом или благословением.
В ХХ веке в Отечестве нашем многое изменилось. За ношение рясы отправляли в "паломническую поездку" к мощам новомученников... в тюрьмы и лагеря. Поэтому обязательное ношение приличествующих духовному сану одежд отменили.
Священство ныне ходит вне храмов во всем в чем угодно, даже в шортах и футболках. А надо помнить, что проповедь Истины не только в словах.
Само присутствие священника во внебогослужебных одеждах - рясе или подряснике - уже, пусть молчаливая, но проповедь.
Сегодня ходить в рясе по городу не очень удобно. Причина до неприличия банальная: современная ряса, какие носят подавляющее число священнослужителей, - ряса греческая. Она произошла от турецкого халата после завоевания Османской империей некогда великой Византии. Это черный шелковый, или чаще из синтетики, халат с широкими рукавами и единственной пуговицей у шеи. Я называю ее "парашют". Крайне неудобная одежда. Намного более функциональна "русская ряса", приталинная, с двумя дополнительными пуговицами на, извините, животе. Но подрясник, очевидно по названию, носимый под рясой, длиннополая одежда с узким рукавом и подпоясанный кожаным ремнем (для черного духовенства) или пояском (для белого) - очень удобный и функциональный... надо только привыкнуть.
В XIX - начале ХХ века появиться на публике в подряснике было равносильно выйти в люди приличному человеку в рубашке без пиджака и без шляпы. Сейчас все уже забыли, что такое нижняя и выходная одежда, так что и в подряснике, думаю, будет прилично.
Подводя итог нашему экскурсу в историю, скажу, если священнослужитель, диакон, священник и, само собой разумеющееся, епископ не только в пространстве храма или на сугубо церковных мероприятиях появляется в подряснике или русской рясе, едет в трамвае, идет в магазин, приходит в школу своего ребенка на родительское собрание или на лекцию в университет, где преподает (среди духовенства много квалифицированных педагогов), - это уже миссия. Молчаливое свидетельство о во веки живой Церкви.
ПС. В Греции, где я имел радость изучать греческий язык, где не было событий нашего ХХ века, до сих пор всё духовенство везде, подчеркиваю! - везде ходит в приличных их сану одеждах. Это и есть безмолвное благовестие.