2,8K подписчиков

БПЛА S-100 CAMCOPTER. Ещё один австрийский успех.

1,5K прочитали

Сомневаюсь, что на момент создания австрийской компании Schiebel Corporation в 1951 году, кто-либо из её руководства мечтал о том, что она будет производить спустя полвека. Всё начиналось с производства небольших электронных компонентов для бытовой техники, в том числе стиральных машин. Однако, к середине 1980-х годов, возможно на волне всемирного успеха австрийского стрелкового оружия и других систем вооружений, кому-то из руководства пришла в голову отличная идея: "Почему бы и нам не сорвать куш на этом поле". И понеслось. Сначала было запущено производство миноискателей, а через десяток лет - разработки и производство БПЛА.

Источник фото: https://schiebel.net
Источник фото: https://schiebel.net

Следует отметить, что разработки данной компании, в области поиска мин, оказались весьма успешными и пользуются хорошим спросом по сей день, состоя на вооружении разных стран мира. Однако сегодня разговор о другом.

В 2003 году компания начала разработку беспилотного вертолёта S-100 CAMCOPTER. В этом деле её активно помогала немецкая компания Diehl BGT Defence GmbH & Ko KG (образована в 2004 году путём слияния Bodenseewerk Gerätetechnik GmbH и Diehl Munitionssysteme GmbH & Co. KG, которые сами по себе известны как разработчики и производители ракетного вооружения, авионики, гранатомётов и так далее). Данный немецкий производитель также известен как разработчик головки самонаведения к ракете IRIS-T, пользующейся успехом на рынке средств ПВО. Нет причин сомневаться, что Diehl BGT Defence GmbH & Ko KG внесла весомый вклад в создание S-100.

Источник фото: https://schiebel.net
Источник фото: https://schiebel.net

После двух лет испытаний, в 2005 году было развёрнуто серийное производство БПЛА, который до сих пор пользуется прекрасным коммерческим успехом.

Фюзеляж S-100 каплевидный, модульного типа с широким использованием прочных композиционных материалов и деталей из титановых сплавов, позволяющих использовать БПЛА в сложных условиях, в том числе морских. Внизу носовой части находятся вентиляционные отверстия. В верхней секции почти посередине располагается силовая установка, а в нижней средней части расположены крепления, на которые могут устанавливаться приборы для наблюдения или другие грузы. По бокам возможна установка пусковых установок лёгких ракет типа LMM. Шасси трехопорное и представлено двумя передними бесколёсными опорами, а также нижней частью хвостового оперения.

Источник фото: https://schiebel.net
Источник фото: https://schiebel.net

Несущий винт двухлопастный и расположен на небольшой высоте от фюзеляжа, хвостовой также двухлопастный и расположен по левому борту. Силовая установка представлена роторно-поршневым двигателем Austro AE50R (объём 0,3 литра, имеет двойное зажигание), мощностью 55 лошадиных сил, позволяющим развивать скорость до 220 км/ч. Кроме этого, в 2012 году разработана силовая установка Schiebel, позволяющая использовать более безопасное (чем бензин) для хранения и транспортировки тяжёлое топливо.

Источник фото: https://schiebel.net
Источник фото: https://schiebel.net

Список возможного радиоэлектронного оборудования и видов подвески достаточно внушителен и включает в себя следующие системы:

  • оптико-электронные системы POP-200 или POP-300;
  • оптико-электронная система MX-10;

  • РЛС PicoSAR;
Пример работы РЛС. Источник фото: https://schiebel.net
Пример работы РЛС. Источник фото: https://schiebel.net

  • громкоговорители;
S-100  с громкоговорителями. Источник фото: https://schiebel.net
S-100 с громкоговорителями. Источник фото: https://schiebel.net

  • связное оборудование;
  • системы идентификации "свой-чужой";
  • прожекторы;
  • оборудование для перехвата радиоизлучающих сигналов;

  • лазерные сканеры и так далее.

Возможна установка оборудования, позволяющего доставлять сбрасываемые грузы. Управление осуществляется с помощью специализированных рабочих мест, расположенных в перевозных контейнерах ( в случае наземного управления). При этом возможно как прямое управление БПЛА оператором, так и автоматический режим с следованием БПЛА через точки с заранее установленными координатами.

Тактико-технические характеристики:

  • Длина - 3,11 м.
  • Ширина - 1,24 м.
  • Высота - 1,12 м.
  • Диаметр несущего винта - 3,4 м.
  • Масса пустого - 110 кг.
  • Максимальная взлётная масса - 200 кг.
  • Максимальная полезная нагрузка - 50 кг.
  • Объём топливного бака - 57 литров.
  • Двигатель *1*55 л.с.
  • Максимальная скорость - 220 км/ч.
  • Критическая скорость - 240 км/ч.
  • Крейсерская скорость - 190 км/ч.
  • Скорость для максимальной продолжительности полёта - 102 км/ч.
  • Рабочий потолок - 5500 м
  • Дальность полёта - 180 км.
  • Продолжительность патрулирования - 6 часов при максимальной полезной нагрузке 34 кг (до 10 часов с дополнительными внешними топливными баками).
  • Ограничения по перегрузке - от +3,5 до -1,5.
  • Скорость ветра при которой возможны взлёт и посадка - 46 км/ч (проводились успешные тесты в морских условиях при волнении до 3 баллов и скорости ветра до 74 км/ч).
  • Температура при которой возможна эксплуатация - от -40 до + 55 гр. С.
Источник фото: Источник фото: https://schiebel.net
Источник фото: Источник фото: https://schiebel.net

Можно совершенно однозначно констатировать тот факт, что S-100 стал крайне удачной многоцелевой беспилотной платформой, которая применяется как в гражданских, так и в военных целях, включающих следующие области: обследование линий электропередач, лазерное сканирование местности, аэрофотосьёмка, сбор и измерение атмосферных проб, трёхмерное картографирование, пограничный контроль (включая контроль и патрулирование прибрежных вод), помощь в поисково-спасательных работах, целеуказание для боевых кораблей и наземных сил, дальняя разведка и нанесение ударов по выявленным целям.

S-100 с ракетами Thales LMM. Источник фото: dev.armyrecognition.com
S-100 с ракетами Thales LMM. Источник фото: dev.armyrecognition.com

Первым заказчиком БПЛА выступили ОАЭ, закупившие в общей сложности 80 вертолётов. За ними последовали и другие страны, благодаря чему общие поставки вышли далеко за 200 экземпляров. Camcopter проходил испытания в ВМС многих стран мира и на сегодняшний день состоит на вооружении или был закуплен для гражданского применения следующими странами: Аргентиной, Австралией, Бельгией, Великобританией, Египтом, Иорданией, Италией, Китаем, Ливией, Малайзией, Мальтой, Мозамбиком, Норвегией, ОАЭ, Россией (ОАО "Горизонт" выпускает по лицензии, 3 года назад стоимость составляла 150 миллионов рублей за 1 БПЛА; используется Пограничной службой ФСБ на кораблях проекта 22460), Румынией, США (куплена лицензия на производство), Таиландом, Тунисом, Финляндией, Францией (ВМС эксплуатируют не менее 50 БПЛА этого типа) и Хорватией.

Источник фото: https://www.militaryfactory.com.
Источник фото: https://www.militaryfactory.com.

S-100 применялся миссией ОБСЕ на линии разграничения сторон во время вялотекущего конфликта на Украине. ОАЭ применяло его во время боёв с хуситами (один был сбит).

Контейнер управления. Источник фото: https://schiebel.net
Контейнер управления. Источник фото: https://schiebel.net

За время эксплуатации было и как минимум два падения БПЛА, вызвавших гибель людей или иной ущёрю. В мае 2012 года S-100 упал прямо на машину управления, из-за чего погиб австрийский инженер, а двое его южнокорейских коллег получили ранения. Это произошло во время испытаний в южнокорейском городе Инчхон. В августе 2020 года падение S-100 в Хорватии вызвало пожар, уничтоживший 150 гектаров леса.

Источник фото: https://www.militaryfactory.com
Источник фото: https://www.militaryfactory.com

Другие статьи про БПЛА:

DCM Kailash/DCM Trishul (Индия)

Если вам понравилась статья, поддержите её лайком, а канал - подпиской!

Желаю всем успеха в делах и крепкого здоровья!