Для южной части нашей страны характерно такое явление, как возрождение казачества.
При этом, история нашего Отечества все еще постоянно дополняется, что дает хорошую почву для ее мифологизации. В этом сомнительном процессе казаки не стали исключением.
Свою народную любовь казаки никогда особо и не теряли ввиду образа "Защитника Отчизны", некого православного рыцаря. Но в годы советской власти про казачество стали забывать. Возрождение же казачества юридически присутствует в документе от 15 июля 1992 года №632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества".
Можно ли называть казаков отдельным народом, мы еще разберемся. Сейчас же определим актуальность данной проблемы в современности.
Начиная с недавнего времени, на казачьи дружины перекладывают функции полиции и всячески поощряют отделение казаков от русской истории. Для автора удивительно, что в государстве 21 века зачем-то "реставрируют"(хотя реставрируют очень грубо сказано) сословие, которое утратило свои функции еще 23 ноября 1917. Так помимо этого еще и дают уже изжившему себя сословию полномочия полиции. Напрашивается вопрос - зачем тогда нужна полиция, раз за порядком следят казаки? Давайте разбираться.
История казачества
Степные пираты.
Казак в переводе с тюркского - это вольный, свободный, независимый. Изначально казаками становились люди, бежавшие от усилившегося налогового гнета. Именно свободный от налогообложения человек тогда считался по-настоящему свободным. Но единственные места, где ты мог не платить налоги - это места без царской власти.
Таким образом, неосвоенные территории юга России становились отчим домом для людей, бежавших от дворянской эксплуатации. Междуречье Дона и Волги было мало привлекательными для жизни, ввиду агрессивно настроенных кочевых народов, которые там проживали. Тогда казакам пришлось доказывать свое право на существование силой, из-за чего со временем сформировалась полноценная военная демократия(есть еще версия про республику, но она не сильно популярна).
Изначально казаки, как и все, занимались солеварением, рыбным промыслом, скотоводством и другими рабочими промыслами, однако как только у казаков появилась военная сила в избытке, они с радостью стали демонстрировать ее соседям, занимаясь грабежом. Грабили казаки всех кого захотят, демонстрируя свою веротерпимость и толерантность. Если говорить о народах, которые бежали от казаков, то тут можно показать пальцем на всех соседей вольной степи и не ошибиться.
Чуть позже этот национальный котел очень сильно разбавили русские люди, который стали убегать в ответ на усиление крепостного права, и именно с этого момента появляется крылатая фраза " С Дона выдачи нет".
На заре своего существования казаки представляли из себя степных пиратов.(с) Жуков К.А.
Более цивилизованные казаки.
В России с 1440-ых годов появляются городовые казаки. Набор в ряды казаков осуществлялся из охотничьих людей, которые не состояли в государевом тягле. Основная их функция была в несении службы на различных украинках и окраинках, являясь прообразом современных пограничников. Плата за службу была простая - налоговые послабления в различных промыслах, т.е. суть названия от своих степных собратьев сохраняется.
Аналогичными формированиями решили обзавестить наши западные соседи, а именно Речь Посполитая решила взять некоторых казаков на жалование, т.е. записать их в реестр. Так и получились Реестровые Казаки
Закат степной вольности.
На государеву службу стремились поступить многие вольные казаки, однако бюджет не резиновый и брать всех не хотели. Все отринутые оставались жить в серой политической зоне и заниматься произволом, однако, рано или поздно, в связи с укреплением власти серая зона становилась белой. И вот в конце XVII - XVIII веков Российская Империя стабилизировала границы, где самостийным казачьим республикам не осталось места. Перед казаками открылись нерадужные перспективы, под угрозой находился их образ жизни.
Тогда часть казаков идет на поклон российскому императору, некоторые из которых ждали момента, чтобы взбунтоваться против государя российского (вспоминаем Мазепу). Некоторые переходили под руку Турецкого султана или полностью расказачивались. Как бы то ни было, именно с этого момента казаков переводят в нормальное сословное состояние, сформировавшие множество казачьих войск. Казаки продолжали быть прототипом пограничников, но помимо этого на них накладывались обязанность самостоятельного обеспечения. За это они получали освобождение от налогов и различные льготы ( интересный факт: некоторые голутвенные (нищие) казаки самостоятельно расказачивались и поступали на службу к государю как обычные солдаты, дабы им выдали все снаряжение).
Именно с этого момента можно отсчитывать историю казаков на службе Российской империи.
С чего начался казачья сепарация от русского народа?
Казакам хватило буквально одного золотого века, чтобы сформировать антирусское происхождение своего народа. Времена, когда у казаков не осталось грозных противников, а государева рука еще не дотянулась. Азовское сиденье и другие очень прибыльные набеги без какого-либо налогообложения увековечились казаками в народном творчестве.
И вроде бы ничего, но именно в это время начинает формироваться капитализм, который и является сподвижником формирования наций. Казачья верхушка начинает отождествлять себя как отдельный народ и стремится сепарироваться от всего русского, дабы беспрепятственно эксплуатировать казаков без царской конкуренции. Все это перерастало в конфликты с иногородними, которые давным-давно жили бок о бок с казаками, а иногда и казаки с казаками делили сферы влияния, естественно, в первую очередь верхушки делили свой эксплуатационный резерв.
Вывод
У казаков всегда был соблазн назваться отдельный народом, что в корне противоречит научному представлению об этносе. Все это сложилось из-за того, что казаки сами не до конца понимали кем они является, ввиду компактного проживания на определенных территориях. Другие же сословия всегда были распределены равномерно по всей стране и такого соблазна не возникало.