Долгое время на рынке не было единого инструмента, с помощью которого поставщики знакомили клиентов со своей продукцией, а заказчики могли искать аналоги зарубежных товаров. Хорошим решением этой проблемы смог стать Сервис импортозамещения, разработанный Электронной торговой площадкой Газпромбанка. Рассказывает Сергей Калинин, курирующий работу сервиса:
– Автозапчасти — одна из самых популярных категорий нашего каталога. Только по грузовым автомобилям у нас оцифровано более 87 тысяч наименований различных запчастей. В категории «тракторы» и «сельскохозяйственные машины» более 11 тысяч наименований.
Уже сейчас с помощью Сервиса может быть решено сразу несколько задач:
— Подбор альтернативной позиции-замены того товара, производитель которого покинул рынок РФ,
— Поиск потенциального производителя / поставщика заказной продукции,
— Есть возможность запросить актуальную стоимость у поставщика на товар и сроки его производства, если позиция заказная,
— Через ценовой запрос есть возможность запросить не только товар, но и услугу, например, НИР, НИОКР или проектирование и реинжиниринг.
— Определить перечень потенциальных поставщиков своего региона.
Сервис был запущен в марте текущего года по поручению Правительства РФ и при непосредственном участии Минпромторга России и Агентства технологического развития.
После предварительной демонстрации текущего функционала наших основных секций электронной площадки выбор был сделан в пользу функционала Торгового портала ЭТП ГПБ, который активно функционирует уже более 8 лет.
Основными требованиями к сервису были качественный подбор аналогов продукции и быстрый, не регламентированный жестко по срокам способ проведения закупки с оперативным привлечением к участию наибольшего числа потенциальных поставщиков.
ЭТП ГПБ с конца 2017 года является технологическим партнером Минпромторга России по теме развития ГИС промышленности. Несколько наших сервисов уже встроены в эту платформу, настроена сквозная авторизация пользователей, налажено отличное рабочее взаимодействие.
— Какой функционал предлагает сервис? Какие преимущества использования сервиса для заказчика и поставщика?
— По сути — это маркетплейс товаров, работ и услуг. В нем доступны все основные функциональные возможности электронной площадки ЭТП ГПБ плюс дополнительные «фишки», которые выгодно отличают нас от конкурентов. Ценовой запрос может быть закрытым, с указанием дополнительных требований к условиям доставки, а также имеется инструментарий, позволяющий заказчику выбирать поставщика на каждый товар ценового запроса, т. е. осуществлять так называемую попозиционную закупку. Одними из основных преимуществ для заказчика я бы выделил оперативность подбора аналога и публикации ценового запроса.
Для поставщика безусловным преимуществом является возможность заявить о себе и своей продукции через публикацию подробной информации о ней в нашем каталоге, если компания, например, является производителем. Эти данные увидят крупнейшие заказчики России, а наш маркетинговый центр подскажет, что нужно сделать, и поможет с продвижением этих товаров на рынке электронной коммерции РФ.
— Какое количество позиций сегодня находится в каталоге товаров отечественного производства (аналогов импортных товаров)? Какое количество компаний (поставщиков, заказчиков) зарегистрировано?
— Все наши текущие ключевые показатели публикуются в периодически обновляемой презентации на странице сервиса и доступны для скачивания. С марта по сентябрь 2022 года мы достигли следующих значений:
Новых зарегистрированных заказчиков — 2676
Новых зарегистрированных поставщиков — 23 993
Новых ценовых запросов — 44 301
Новых сделок — 32 649
Новых позиций в заказах отечественного производства — 145 895
Сумма новых сделок уже превышает 25 млрд рублей
— Кто имеет возможность добавить товар в каталог? Как модерируется система? По каким критериям определяется, что та или иная позиция является полноценным аналогом зарубежному товару?
— Товар в каталог добавляется нашей службой каталогизации. Данные вносятся оператором после верификации и тщательной проверки на соответствие данным из технических условий и/или ГОСТ. Исходную информацию, разумеется, мы получаем от поставщиков или производителей. Основными критериями для определения аналога являются параметры атрибутов соответствующей категории товаров. Для определения категорий мы используем наш собственный справочник, а также справочник ОКПД 2.
Так как нами были оцифрованы в том числе и импортные товары, которые закупались ранее нашими заказчиками, можно, основываясь на этих данных, успешно выявлять соответствия.
— Как работа сервиса упрощает осуществление закупки? Сколько времени в среднем тратится на выбор поставщика при использовании Сервиса импортозамещения?
— После регистрации в сервисе заказчик может сформировать и опубликовать ценовой запрос за 10–15 минут. Можно указывать время предоставления ответов от 1 дня до бесконечности, это право заказчика. После получения ответов от потенциальных поставщиков заказчик может сделать выбор поставщика за несколько минут и предложить ему перейти на этап заключения договора. После того как поставщик подтвердит условия, стороны могут заключить договор, в том числе в электронной форме прямо у нас в сервисе, функционал это позволяет.
— Как бы вы описали портрет потенциального пользователя вашей системы. Это малый, средний или крупный бизнес? Регионы или Москва? Какая отрасль?
— Это могут быть абсолютно разные компании из всех вами перечисленных сегментов. Сервис не имеет каких-либо ограничений по региональной или отраслевой принадлежности. У нас зарегистрированы в качестве заказчиков и поставщиков контрагенты из всех регионов РФ и не только, недавно мы зарегистрировали более 70 компаний из Белоруссии, есть интерес к сервису у компаний из стран-членов Евразийского экономического союза. По отраслям можно выделить заказчиков ТЭК, а также пищевую, фармацевтическую, транспортную и строительную отрасли.
— Насколько тяжело сельхозпроизводителям осваивать и использовать подобные сервисы? Проводите ли вы обучающие тренинги по работе сервиса импортозамещения?
— С сервисом может работать любой пользователь со средним уровнем компьютерной грамотности. У нас имеются и опубликованы на сайте подробные инструкции, а служба технической поддержки в режиме 24/7 сможет проконсультировать по всем вопросам как заказчика, так и поставщика. Мы постоянно проводим обучающие мероприятия и онлайн, и вживую, непосредственно на площадках, в том числе и на региональных. У нас есть свой обучающий центр, сотрудники которого проводят семинары, вебинары, дистанционные курсы, в том числе и по 223-ФЗ и 44-ФЗ.
— Использование сервиса бесплатно?
— Для заказчиков абсолютно бесплатно. Поставщик платит комиссию только после подтверждения заказа в соответствии с нашей тарифной моделью.
Более подробное обсуждение проблем импортозамещения состоится на Российском агротехническом форуме.
Источник: РАФ
Книга "Купола Кремля" здесь