14,6K подписчиков

Ортогональная Акустика - разработана специально для Ламповых УНЧ

1,4K прочитали

Всем Доброго Аудифильского!

Давайте сначала новости. 3д принтер трудится. Но тут возник интересный баг. Пластик на катушках бывает равномерно намотан, а бывает с переплетением слоев. И вот мне вчера такая катушка попалась. Причем у этого же производителя я уже 3 катушки отмотал. И все отлично было. А тут раз. И кривая намотка.

Это приводит к проблемам с подачей пластика. У меня половина сабвуфера напечаталась с таким багом. Я за принтером не следил, заботливо расположив его в заветном Холодильнике Посреди Огорода.

Баг не сильный. Система подачи у принтера достаточно мощная. Но некоторый визуальный момент есть. Правда, это второй саб. Я 2 системы разом делаю. И этот бак как будто даже в тему этой второй системы. Я через пару-тройку дней все сделаю, и фотки покажу.

Ну а сегодня у нас разговорчик об очень не простой инженерной мысли.

Как известно звуковоспроизведение объединяет в себе сразу 2 среды. Электрическую и акустчиескую.

А если мы возьмем курс физики, то мы вообще обнаружим, что уравнения движения в механике, в акустике, и в элекричестве - они одинаковые. Разница только в том, что в одном случае проблемы создает сила трения, в другом индуктивность, а в третьем сопротивление воздуха.

А сами процессы один в один, по одним и тем же формулам.

Это дело во всю использует современный цифровой мир симуляций. Особенно физики в различных экшОн играх.

Например нужна вам подвеска в автомобиле. Особенно в джипе мчащем по оффроуду.

Вы конечно можете ее математически вычислять, кучу ресурсов процессора гоняя. Но нужна ли вам такая точность для игры?

А можете поступить хитрее. Взять процессор Физикс от НВидиа. А он хитрый. Он часть приблизительных вычислений в аналоговый мир выводит.

Т.е. стоит колебательный контур, что ЛЦ-цепочка. Он этой цепочке задает параметры емкости и индуктивности. Дальше дает на нее зарядный импульс старта, и далее просто через АЦП записывает информацию о колебании.

А в игровом мире именно это колебание становится колебанием подвески.

Без всякой лишней математики. Просто качнули колебательный контур. Формулы-то те же.

В общем это я о чем вообще?

А это я про то, что в УНЧ честь такой процесс, как электрическое демпфирование басовика.

Ну это когда динамик качает полезный сигнал. А дальше он большой и тяжелый, и по инерции еще колебаний с пяток накачивает, чем явно смазывает четкость баса.

Но в это же время его катушка вырабатывает некоторый ЭДС. Она же движется в магнитном поле.

Этот ЭДС попадает в цепи ООС усилителя, оттуда во вход его в противафазе. Ну и понятно, что на выходе тоже противофазное торможение динамика.

Но это все хорошо, когда у нас Транзисторный УНЧ, который без ООС вообще нормально работать не хочет. Ну вот выходные каскады у него высокотоковые.

Но все меняется, когда мы берем Лампу, да на трансформаторе. У нее ведь выходной каскад теперь едва едва 100 мА достигает. А зачастую и того меньше.

Т.е. раз 25 -50 меньше, чем на выходных каскадах транзисторов.

А в таком режиме Лампа вполне себе и без ООС прилично выступать может. Транзистор конечно тоже так может в этом режиме. И даже есть компании, которые ставят его в Ламповый Режим. Не могу не упомянтуть тут про компанию Макинтош.

Да и как гласит история Аудиофильского конструирования, Лампа без ООС, да в однотакте - это невообразимо шикарный звук!

Теплый, прозрачный, детальный, мягкий, уютный.

Одна проблема. Басовик борзеет, качая откровенную кашу. Которая одновременно и резкая и ватная.

И как-то вот так надо исхитриться, но улучшить дело с басами, при этом не трогая схемотехнику усилителя.

Ну и вот инженеры думали думали. Еще думали думали. А потом каааааак Элементарно Ватсон врубили!

Называет это дело Ортогональная Акустика

Всем Доброго Аудифильского! Давайте сначала новости. 3д принтер трудится. Но тут возник интересный баг. Пластик на катушках бывает равномерно намотан, а бывает с переплетением слоев.

фото отсюда http://forumimage.ru/show/102878196

Всем Доброго Аудифильского! Давайте сначала новости. 3д принтер трудится. Но тут возник интересный баг. Пластик на катушках бывает равномерно намотан, а бывает с переплетением слоев.-2

фото из сервиса Яндекс.Изображения со ссылкой сюда https://all-audio.pro/c34/prochee/ortogonalnaya-akustika.php

И выглядит внутри и снаружи вот так.

Просто наклоненный назад динамик.

А порт фазика сверху. И все!

Но на самом деле процесс не простой. Дело в том, что воздух из фазика, с некоторой задержкой, дует теперь в... правильно. В диффузор.

Чем замечательно его оттормажиает, когда тот на пассивный инерционный круг намылился. Без активного сигнала из УНЧ.

Вот вам и акустическая пневмо-ООС. Делает все то же самое, что в УНЧ. И по сути подает сигнал с выхода на вход.

Просто с выхода фазика на вход фронтальной части диффузора.

Но как итог на Лампе, да в однотакте, да без ООС, бас внезапно приобретает должную артикулированность, должную прозрачность, и даже вполне себе приличную скорость.

Как говорится, конструкция крайне элементарна, а результат на лицо!!!

Правда есть один нюанс. Если вы к этой ортогоналке транзисторный УНЧ подключите, то вот эта пневмо ООС со своим временем задержки, несколько сведет с ума ООС в усилке, с несколько другим временем задержки.

Т.е. данная конструкция хорошо дружит с Лампой, но далеко не самым лучшим образом выступает на Транзисторе.

И бывает так, что народ собрав самоделку, по этой схеме, обнаруживают, что обычный фазик значительно лучше звучит.

Но теперь вы знаете почему. Они просто собрали эту схему для транзисторного УНЧ, который от нее с ума сошел!!!

Она для Лампы!

Вот такой вот обзорчик. А завтра будут колонки, которые пошли еще дальше в эволюции этой конструкции.

У нее есть небольшие моменты про искажения. Помните выше была фраза про "вполне себе приличную скорость". Так вот кто-то придумал как этой скорости ТУРБОНАДДУВ пристроить!!! Как искажения эти искоренить, оставив шикарную систему для работы с Ламповым УНЧ.

Но это уже завтра. Уже на реальных колонках!

Собственно сегодняшняя история, она как раз выступает как предисловие к завтрашней.

А на сегодня у меня все!

Спасибо, что дочитали!