Троцкий и Сталин. Война ангела с демоном и демона с ангелом. Начало

295 прочитали

Очень символично. Одно из немногих совместных фото Сталина и Троцкого. Вместе несут гроб. Нет не мирового капитала, а Ф. Дзержинского
Очень символично. Одно из немногих совместных фото Сталина и Троцкого. Вместе несут гроб. Нет не мирового капитала, а Ф. Дзержинского

Заносчивые и пристрастные писатели того времени, приписывая самим себе все добродетели и взваливая всю вину на своих противников, будто описывали войну ангелов с демонами.

Так пишет Эдуард Гиббон о писателях, поддерживающих одно из двух направлений победившего христианства в римской империи, лидерами которых были Арий и Афанасий. Это очень меткое заключение совершенно точно подходит под то как Сталин и Троцкий, видели свою роль в победе октябрьского восстания 1917 года, установлении советской власти в Российской империи и создании Союза Советских Социалистических республик. Пожалуй, единственное отличие было в том, что на образ Сталина, возглавившего созданный СССР (формально руководителем СССР до 1930 года был Рыков, а до 1941 Молотов) работали десятки писателей того времени, а изгнаннику и эмигранту Троцкому пришлось это делать самому.

Начнем с подготовки к вооруженному захвату власти большевиками в октябре 1917 года и с того, как они Троцкий и Сталин оценивают свое участие в этом событии.

В 1-м издании Большой Советской Энциклопедии (1939-й год) отмечена руководящая роль Сталина в Октябрьском восстании:

Из статьи в 1-м издании БСЭ (1939 год)
Из статьи в 1-м издании БСЭ (1939 год)

16 октября состоялось расширенное заседание ЦК партии. На нем был избран Партийный центр по руководству восстанием во главе с тов. Сталиным. Этот Партийный центр являлся руководящим ядром Военно-революционного комитета (ВРК) при Петроградском Совете и руководил практически всем восстанием.

Троцкий же, согласно этому источнику Сталинской пропаганды только мешал Сталину и вредил делу революции.

Из статьи в 1-м издании БСЭ (1939 год)
Из статьи в 1-м издании БСЭ (1939 год)

Заметим, что как самим Петроградским советом, так и ВРК руководил Троцкий. И Троцкий свою роль в Октябрьском восстании конечно же считает ключевой, а вот Сталин, по его мнению, на раннем этапе как минимум не поддерживал восстание, а на позднем совершенно устранился от участия в нем.

Конечно и мнение Сталинской пропаганды и мнение самого Троцкого, не имеет исторической правды. На мой взгляд занимательно, что поздняя советская мифология, совершенно исключила их обоих от участия в руководстве Октябрьским восстанием оставив в этой роли одного Ленина.

Серьезному и критическому читателю нужно не вероломное беспристрастие, которое преподносит ему кубок примирения с хорошо отстоявшимся ядом реакционной ненависти на дне, а научная добросовестность, которая для своих симпатий и антипатий, открытых, незамаскированных, ищет опоры в честном изучении фактов, в установлении их действительной связи, в обнаружении закономерности их движения.

В соответствии с этой цитатой Л.Троцкого в предисловии к его «Истории русской революции» предлагаю обратиться к «изучению фактов». Начнем с предыстории «Великого Октября».

8 августа 1917 года наконец принимается постановление о проведении выборов в Учредительное собрание. Выбранное в ноябре Учредительное собрание должно было положить конец временной и не легитимной власти в России (а по сути, ее отсутствию).

На этом месте необходимо дать пояснение, почему временная власть после Февральской революции так долго (6 месяцев) готовила эти выборы. Дело в том, что первоначально, еще в июне было объявлено, что все готово к проведению выборов в сентябре. И тут случилась первая попытка вооруженного захвата власти. Первыми забрать вооруженным путем власть у слабого Временного правительства попытались анархисты. Анархисты пользовались определенным влиянием в среде профессиональных дезертиров Петроградского гарнизона. Профессиональными дезертирами я называю части Петроградского гарнизона, которые ради того, чтобы не попасть на фронт поддержали Февральскую революцию. В награду за это их назвали революционными войсками и оставили в столице. Временное правительство было не в силах разобраться с этой солдатской массой, но решило нейтрализовать их наиболее реакционную и организованную политически часть – анархистов. Еще с мая 1917 на анархистов началось давление, отдельные аресты, возврат незаконно реквизированного имущества. Но анархисты находились под защитой Петроградского совета рабочих и в первую очередь солдатских депутатов. Поэтому серьезно им Временное правительство не угрожало, а вот как только в стране появится реальная власть, то первым делом она займется наведением порядка и прекратит всю эту анархию во власти, политически которую и пропагандировали анархисты, как борцы с любой централизованной властью. В июне 1917 Временное правительство сообщило не только о готовности наконец провести выборы в учредительное собрание, но и о необходимости поддержать союзников по войне с Германией и Австро-Венгрией, собственным наступлением на восточном фронте. Анархисты начали агитацию в частях Петроградского гарнизона, о том что особый статус с них снимут и пошлют на фронт в это наступление. До определенного момента профессиональные дезертиры, защищенные декретом о своем революционном статусе в это, не верили. Но в конце июня наступление русской армии начало буксовать, с фронта пошли телеграммы о необходимости резервов и подкреплений. Все это по тогдашней моде сразу же сообщалось в печати. Петроградский гарнизон был, по сути, единственной возможностью обеспечить собой эту поддержку. 2 июля солдаты несколько полков поверили наконец агитаторам анархистам о том, что их отправят на фронт и решили поднять вооруженное восстание. Их поддержали моряки Кронштадтской крепости, которые с Февральской революции, не подчинялись никакой власти и до 1920 года оставались, по сути, Ватиканом анархизма в центре столицы огромной страны.

П.Милюков из «Истории второй русской революции»:

Кронштадтский Совет выдавал эмиссарам особые свидетельства: "Н.Н. послан в свою губернию для присутствия, с правом решающего голоса, в уездных, волостных и сельских комитетах, а также выступать на митингах и созывать митинги, по своему усмотрению, в любом месте", с "правом ношения оружия, свободного и бесплатного проезда по всем железным дорогам и пароходам". При этом "неприкосновенность личности означенного агитатора гарантируется Советом города Кронштадта".

Небольшое отступление: Троцкий, как никто поддерживающий главную идею коммунистического марксизма – построение бесклассового общества, симпатизировал анархистам, имевших ту же самую цель. Да, методы у них были разные, у марксизма это мировая революция во главе с диктатурой пролетариата, у анархизма – борьба с любой властью до ее полного уничтожения. Но согласитесь на этапе, пока такая мировая революция не победила - методы полностью совпадают.

Но вернемся к событиям начала июля 1917 года и первой попытке вооруженного захвата власти.

2-го июля проходит собрание большевиков Петрограда. Руководство собранием поручено Сталину. На собрании представители пулеметного полка сообщают, что их полк собирается выйти на улицу с оружием в руках. Эту неожиданную информацию Сталин сообщает Ленину. Ленин категорически против неподготовленного выступления анархистов. Дается указание об организации контрагитации о неучастии в данном выступлении. Но времени на это не хватает, солдаты и матросы уже вышли на улицу. Тут уж, как говориться, если нельзя остановить, то лучше возглавить. Ленин и Зиновьев выступают перед солдатами и матросами с зажигательными речами о необходимости передачи всей власти советам, т.е. по сути о свержении Временного правительства. Правда они призывают сделать это путем мирной демонстрации данного требования, без оружия. Солдаты и матросы в недоумении, как может солдат что-то требовать без оружия? Д.Бедный так описывает это событие: "...удивленные солдаты после речей Ленина и Зиновьева обращаются к Сталину, мы же солдаты и матросы, как мы можем быть без оружия? Сталин отвечает: *Ну тут вам солдатам виднее. Вот, мы писатели всегда с карандашом». Скорее всего это красивая байка, придуманная Бедным, но в этом ответе, суть Сталина, он говорит, как бы эти писатели, которые только и могут писать и с речами выступать, сами не знают, что говорят. Сталин действительно часто дистанцировался от «идейных фантазеров» и всегда старался показать себя сторонником здравого смысла не зависимо от идейного содержания.

3-го и 4-го июля толпы вооруженных солдат и матросов продолжали увеличиваться на улицах Петрограда, но в отличии от Февральской революции массы их не поддержали. Оставшись в одиночестве без ясной цели и поддержки солдаты и матросы, по сути растерялись и немного постреляв, разошлись по казармам.

Главные мятежники - кронштадтские моряки требовали крови виновников неудачи. Чьей крови? Крови рабочих, не поддержавших это выступление. С огромным трудом Сталину лично удалось отговорить матросов от погромов рабочих кварталов на Выборгской стороне. Да, в личной отваге Сталину не откажешь, как и в умении договариваться с людьми, причем с людьми опасными, дикими и неуправляемыми. Что ему эти «идейные писаки»? Когда придет время он их всех как муравьев, обольет керосином (Сталин любил эту забаву, облить муравейник керосином, поджечь и смотреть как суетятся муравьи, спасая, то что уже не спасти).

Июльская попытка вооруженного восстания закончилась неудачей. С фронта были вызваны верные правительству ударные батальоны для разоружения и наказания виновников вооруженного выступления. Немцы, получив сообщение об отзыве с фронта единственной реальной и боеспособной силы русских 8-го июля начали собственное наступление. Фронт рассыпался, немцы за несколько дней продвинулись на сотни километров. Разгром русской армии был совершенный. Июльское вооруженное восстание сыграло ,пожалуй, главную роль в этом разгроме. Как всегда, в поражении начали искать внутренних врагов. На их роль были назначены большевики, которые хоть и не последовательно, но так или иначе восстание поддержали. В прессе появилась статья «Ленин – немецкий шпион», в ней была рассказана история о том как Ленин и остальные российские социал-демократы из швейцарской эммиграции были отправлены немецким правительством в Россию после Февральской революции. Статья не намекала, а прямо обвиняла Ленина в работе на Германское правительство.

Моральный разгром большевиков после этой статьи был сопоставим с разгромом русской армии на фронте. По словам Сталина, на следующий день после выхода статьи «многие товарищи, которые с нами активно сотрудничали, отказывались даже пожимать нам руку». Троцкий, вспоминает в свою очередь, что кронштадтская вольница сказала ему, что если бы моряки это знали, то не встречали бы восторженно на финском вокзале Ленина в апреле 1917, а отправила бы его обратно тем же поездом.

Ленин был полностью дискредитирован и хотя обвинения об участии в вооружённом восстании он избежал, но был вызван в суд для дачи показаний, особенно по германской теме. Зиновьев и Троцкий же были обвинены в участии и арестованы.

Интересно, что Троцкий в своей «Истории русской революции» события июльского вооружённого восстания обходит стороной. А это было безусловно очень важное событие в истории революции. И вот об этом важном, всего пара фраз, так мимоходом, как о неудачной попытке. Это стиль Троцкого - об удачах много и подробно в том числе и о себе, а о своих неудачах ничего. А то что Троцкий поддержал анаристов в июльском выступлении - несомненно. В этом существенное отличие Сталина и Троцкого. Сталин, хитрит, передергивает факты, говорит на белое - черное, но всегда борется и последовательно идет к своей цели невзирая на средства, даже в самой, безнадежной, ситуации. Троцкий если что-то не так и цель невозможно взять сразу приступом, умолкает, отворачивается и погружается в себя. Подведем итог, триумвират из Ленина, Троцкого и Сталина в большевистской партии после победы Октябрьского восстания сложился не на пустом месте. Каждый из них занял свое место в этой упряжке не случайно и с самого начала. Троцкий стратег и поджигатель, Ленин тактик и идеолог, Сталин хитрец и практик. Пока Ленин стоял во главе этой упряжки, тройка мчалась по русской дороге к светлому будущему...