От темплеров к тамплиерам
Читать Часть 1. Нечто «именное» — это пиар или дань памяти?
Читать Часть 2. Они имеют право оставить о себе память
Читать Часть 3. Преимущества суккота
Читать Часть 4. «Мы с тобою войдём в этот сад, наклонённый полого…»
Бросив последний взгляд на уходящую вверх панораму Бахайских садов (о них — в предыдущей главке), мы отправляемся по прозаическим делам, благо находимся как раз на той улице Бен-Гурион, где и нужное нам заведение — информационный туристический офис.
По пути к нему мы обнаруживаем справа и слева довольно похожие друг на друга, в большинстве своём крытые выцветшей красной черепицей двух- или трёхэтажные дома. Они неспроста отличаются от зданий на других улицах.
Добротно сработанные из камня, с толстыми стенами, летом хранящими прохладу, а зимой тепло, снабжённые печным отоплением, свидетельством чему — кое-где сохранившиеся трубы, эти здания почти всегда несут над входом фразу из библии, выбранную хозяином дома.
Слова не случайно написаны по-немецки: это, как его тут называют, Немецкий квартал. Хотя имеется и официальное название Мошава Германит — «немецкая колония».
История её появления начинается с приезда сюда в конце 60-х годов позапрошлого века переселенцев из расположенного на юго-западе Германии королевства Вюртемберг — нескольких членов секты темплеров.
Первым здесь построила дом чета Келлер. Причём Фридрих Келлер через некоторое время стал официально исполнять консульские обязанности.
Эта религиозная христианская община полагала, что в самом непосредственном будущем грядёт пришествие мессии. Произойдёт это на Святой земле, и человечеству следует самым решительным образом готовиться к этому событию, стремясь заслужить спасение своим благочестием и трудолюбием.
Обитателям же святых мест следует облагородить этот довольно дикий край, подготовив для достойной встречи мессии.
И темплеры, число которых вскоре перевалило за две сотни, собственным образом жизни стремились подать пример этого.
Возведя целый район по-немецки основательных особняков, они занялись всем тем, что составляет основу экономики — промышленным производством, сельским хозяйством, торговыми операциями, организовали транспортные перевозки. В их домах работали хлебопекарни, аптеки, винокурни.
Один из старинных домов до сих пор выполняет функцию гостиницы, где вы можете окунуться в атмосферу ушедших времён. Чего стоят только защёлки на ставнях: с одной стороны на них изображён бюст женщины, а с другой — торс мужчины. Когда-то их якобы поворачивали в нужную сторону в зависимости от того, постоялец какого пола проживал в данной комнате.
Подчеркнём, что темплеры не имеют никакого отношения к средневековым рыцарям-тамплиерам.
«Божьи люди», как в обиходе называли темплеров, получили своё название от наименования их общины — «Темпельгезельшафт» («Храмовое общество»).
Из песни слова не выкинешь. Столь продуктивно начавшаяся и не одно десятилетие успешно продолжавшаяся история деятельности темплеров в Хайфе кончилась весьма бесславно.
Всё же «божьи люди» были немцами, и с приходом к власти в Германии нацистов многие из них стали последователями фашистских и юдофобских идей.
Каждый третий вступил в нацистскую партию НСДАП. Молодые пошли на службу в вермахт, воевали в Европе и Африке. Часть представителей старшего поколения стала приветствовать друг друга вскидыванием вверх правой руки и возгласом «Хайль Гитлер!»
В итоге в начале Второй мировой войны темплеры-немцы решением британских властей были вначале интернированы, а в 1943 году высланы в Австралию либо обменены на узников нацистских концлагерей, имевших палестинские документы.
В память о давней странице остались крепкие, особенно после реставрации, дома темплеров, первые этажи которых отведены под рестораны, почту, различные культурные учреждения.
В одно из них, информационный офис для туристов, мы и направлялись.
Такими офисами уже давно обзавелись не только крупные города мира, принимающие иностранных путешественников, но и небольшие курортные городки-посёлки. Обычно там не только дают массу нужных вам сведений, но и снабжают картами, буклетами, проспектами, а то и дисками или флешками.
Наверняка то же ждёт нас и в здешнем офисе…
Нам пришлось спуститься в полуподвальное помещение, в каких темплеры некогда хранили запасы воды и снеди либо использовали под производственные нужды. И обнаружили очень тучную даму далеко запенсионного возраста, возлежащую позади конторки в кресле, наподобие зубоврачебного. То есть это было, видимо, обычное современное кресло, спинка которого просто откидывалась до почти горизонтального положения.
Сделав усилие и приподнявшись к нам навстречу, хранительница туристической информации попыталась изобразить внимание. Правда, у неё возникли проблемы с английским языком, а русский ей был вообще неведом. Кроме неё, одним из этих языков в Хайфе, да и вообще в Израиле владеют все...
Видимо, услышав нашу так называемую беседу, из глубин информационного офиса появилась другая дама, уже знающая английский. Нашим главным вопросом было: как можно съездить на экскурсии в близлежащие исторические города с русскоязычным гидом? В прежние приезды в страну с этим не было никаких проблем...
Дама задумалась, дама стала листать справочники, дама написала нам адрес турфирмы, которая, возможно, устраивает такие экскурсии.
А нельзя ли узнать в этой фирме поточнее?
Да здесь недалеко автобус, который туда идёт, а потом пешочком недалеко, там всё вам и растолкуют. Проспекты и буклеты? Извините...
Потом, вероятно, поняв, что совсем без ничего выпроваживать нехорошо, предложила нам посмотреть короткий видеофильм о городе. Что ж, мы были признательны и за это.
Добравшись до русскоязычной турфирмы, мы узнали, что в расположенный примерно в получасе от Хайфы город-крепость Акко съездить с экскурсией очень просто.
Надо к пяти утра приехать на сборный пункт, сесть там на экскурсионный автобус и отправиться в Тель-Авив (это ровно в противоположную сторону), часа полтора туда, затем, собрав тамошних туристов, двинуться назад в Хайфу. А уже отсюда в Акко.
На ошеломлённый вопрос, а нельзя ли присоединиться к экскурсантам, когда они часов в восемь утра будут проезжать Хайфу, последовало твёрдое: «Нельзя».
Но ведь придётся вставать в четыре утра, без всякого завтрака, на такси мчаться к месту сбора, а затем тратить часа три на ненужную поездку?.. Нет, возможна только такая экскурсия. И в другие исторические города, расположенные подле Хайфы, таким же макаром…
Поблагодарив улыбчивую и симпатичную, но неуступчивую турорганизаторшу, мы нашли находящуюся по соседству другую русскоязычную турфирму.
Солидный дядя по имени Моисей слово в слово, но уже по-русски, повторил безумный, по нашим понятиям, но вполне нормальный для местных экскурсионщиков маршрут.
Замечу, что ещё раньше мы пытались выяснить на отельном ресепшене возможность экскурсионных поездок, где в ответ нам лишь вручили координаты информационного офиса для туристов — того самого, в темплерском районе.
О пешеходных экскурсиях по городу, которые устраивают муниципальные службы, напористо рекламируя это в интернете, ни в отеле, ни в информационном офисе понятия не имели.
Короче, чтобы перебраться от темплеров к тамплиерам — съездить из Хайфы в Акко, — оставалось следовать лозунгу китайцев времён «культурной революции»: «Опора на собственные силы!»
Комфортабельная электричка домчала нас до Акко менее чем за полчаса.
Об этом городе-крепости — в следующей главке.
Владимир Житомирский