Корейское кино очень жестокое. Кто-то объясняет это драматичной историей самой страны, кто-то изощренной тонкостью восточной психики. Складывается ощущение, что после десятилетий прозябания на обочине кинематографа, современные корейские режиссеры, дорвавшись до относительной свободы самовыражения, немного начали перегибать палку.
Месть, агрессия, даже изощренный садизм — слабонервным просьба отойти от экранов! Наверное, первым в ряду независимых корейских режиссеров, из тех что начали свободно демонстрировать «страшные» картинки и сюжеты, стал знаменитый Ким Ки Дук. Но апофеозом изощренности пока остается фильм Пак Чхан-ука «Сочувствие господину Месть», вышедший в 2002 году.
Молодой глухонемой парень, рабочий завода, хочет помочь своей сестре, которая нуждается в пересадке почки. Денег у него нет, и он со своей девушкой решается на похищение ребенка богатого бизнесмена. Дело они надеются провернуть быстро и мирно, получить наличные, вернуть девочку ее отцу и оплатить операцию. Но что-то пошло не так. Ребенок неожиданно тонет в реке, а отец девочки начинает проводить собственное расследование.
Месть за дочку становится главной темой фильма. Причем методы этой мести могут вызвать желание выключить фильм и забыть его, как страшный сон. Великие и ужасные европейский монстры нервно курят в сторонке, с завистью присматриваясь к корейским способам восстановления справедливости.
Месть в этом фильме становится всем. «Я знаю, ты хороший парень», - говорит отец ребенка виновнику похищения и через несколько секунд хладнокровно перерезает ему… Я уверен, вы никогда не догадаетесь, что именно.
Это даже не убийство, не наказание, не возмездие, а какая-то садистская реализация личных маниакальных амбиций. Помните, как в фильмах про Вьетнамскую войну, где американские солдаты внезапно сталкиваются с такими изощренными испытаниями со стороны местных, что перестают верить в реальность происходящего. Можно вспомнить также знаменитые китайские пытки. Что-то странное творится в головах жителей Дальнего востока. Нечто необъяснимое для цивилизации Запада.
Между тем, режиссер «Сочувствия» Пак Чхан-ук получил европейское философское образование и стал один из первых корейских режиссеров современности, которые смогли сделать себе имя на западе и получить награды различных кинофестивалей. Его фильмами восхищается сам Тарантино — тот еще ценитель обилия красного цвета на экране. Но даже ужасному Квентину далеко до утонченной корейской любви к насилию.
Многие помнят Пак Чхан-ука по его фильму «Олдбой», который завоевал одну из высших наград на Каннском кинофестивале. «Сочувствие» снято до «Олдбоя» и является первой картиной в трилогии режиссера о вопросах мести. И по части кровавых сцен она даже превосходит более знаменитое творение Пак Чхан-ука.
Впрочем, не все герои фильма настолько раскрепощены в безудержной жестокости. Следователь полиции, который ведет дело об убийстве девочки, поначалу решает за материальное вознаграждение помочь отцу найти убийц. Но когда начинает видеть, к каким кровавым последствиям это приводит, возвращает деньги и пытается умыть руки. Даже для него, видевшего по роду своей службы многое, ситуация выглядит вышедшей из-под контроля.
Но механизм возмездия уже не остановить. Месть порождает еще большую месть. В конце концов жертвой этой замкнутой цепи становится и сам отец ребенка. Успешно закончив свою миссию, он искренне недоумевает, за что это он получил несколько смертельных ранений от неизвестных лиц, которые появляются в фильме лишь в последнем эпизоде. С его точки зрения он сделал все правильно и такой неожиданный финал не укладывается в его голове.
«Сочувствие господину Месть» - фильм, который Пак Чхан-ук хотел снять всем сердцем. Эта картина — результат выданного режиссеру карт-бланша, после огромного успеха его предыдущего фильма. Сценарий «Сочувствия» был написан за один присест в течение двадцати часов, хотя сама идея вынашивалась режиссером несколько лет.
Фильм был довольно прохладно принят на западе. Даже самые радикальные европейские и американские критики были поражены настолько откровенной и неприкрытой жестокостью. Сейчас, через два десятилетия после выхода фильма, ко многому мы уже привыкли. Те же «Паразиты» несколько лет назад завоевали главный «Оскар» за лучший фильм. Но в начале 2000-х для многих корейская жестокость была не только в новинку, но и вызывала прямую негативную реакцию.
Восток — дело действительно тонкое. Когда-то Куросава принес в европейское кино причудливый мир самурайского духа, и это казалось чем-то новым и необычным. Сейчас шедевры великого японца смотрятся немного медленными и скучноватыми, хотя и не перестают оставаться великими произведениями. Двадцать лет назад по проторенной Ким Ки Дуком тропе пошли многочисленные его последователи из Кореи, Японии и Китая. И это было уже совсем другое кино.
Которое в будущем, я надеюсь, мы разберем более детально.
Что посмотреть еще:
#кино #пакчханук