76 подписчиков

Не для слабонервных: идеальная месть по-корейски

103 прочитали

Корейское кино очень жестокое. Кто-то объясняет это драматичной историей самой страны, кто-то изощренной тонкостью восточной психики. Складывается ощущение, что после десятилетий прозябания на обочине кинематографа, современные корейские режиссеры, дорвавшись до относительной свободы самовыражения, немного начали перегибать палку.

Месть, агрессия, даже изощренный садизм — слабонервным просьба отойти от экранов! Наверное, первым в ряду независимых корейских режиссеров, из тех что начали свободно демонстрировать «страшные» картинки и сюжеты, стал знаменитый Ким Ки Дук. Но апофеозом изощренности пока остается фильм Пак Чхан-ука «Сочувствие господину Месть», вышедший в 2002 году.

Молодой глухонемой парень, рабочий завода, хочет помочь своей сестре, которая нуждается в пересадке почки. Денег у него нет, и он со своей девушкой решается на похищение ребенка богатого бизнесмена. Дело они надеются провернуть быстро и мирно, получить наличные, вернуть девочку ее отцу и оплатить операцию. Но что-то пошло не так. Ребенок неожиданно тонет в реке, а отец девочки начинает проводить собственное расследование.

Герой фильма Рю хоронит сестру на берегу реки. Кадр из фильма «Сочувствие мистеру Месть», режиссер Пак Чхан-ук
Герой фильма Рю хоронит сестру на берегу реки. Кадр из фильма «Сочувствие мистеру Месть», режиссер Пак Чхан-ук

Месть за дочку становится главной темой фильма. Причем методы этой мести могут вызвать желание выключить фильм и забыть его, как страшный сон. Великие и ужасные европейский монстры нервно курят в сторонке, с завистью присматриваясь к корейским способам восстановления справедливости.

Месть в этом фильме становится всем. «Я знаю, ты хороший парень», - говорит отец ребенка виновнику похищения и через несколько секунд хладнокровно перерезает ему… Я уверен, вы никогда не догадаетесь, что именно.

Корейское кино очень жестокое. Кто-то объясняет это драматичной историей самой страны, кто-то изощренной тонкостью восточной психики.-2

Это даже не убийство, не наказание, не возмездие, а какая-то садистская реализация личных маниакальных амбиций. Помните, как в фильмах про Вьетнамскую войну, где американские солдаты внезапно сталкиваются с такими изощренными испытаниями со стороны местных, что перестают верить в реальность происходящего. Можно вспомнить также знаменитые китайские пытки. Что-то странное творится в головах жителей Дальнего востока. Нечто необъяснимое для цивилизации Запада.

Между тем, режиссер «Сочувствия» Пак Чхан-ук получил европейское философское образование и стал один из первых корейских режиссеров современности, которые смогли сделать себе имя на западе и получить награды различных кинофестивалей. Его фильмами восхищается сам Тарантино — тот еще ценитель обилия красного цвета на экране. Но даже ужасному Квентину далеко до утонченной корейской любви к насилию.

Рю в обнимку с чемоданом денег рядом с похищенной девочкой. Похититель еще не знает, что ждет его за соседней дверью. Кадр из фильма «Сочувствие мистеру Месть»
Рю в обнимку с чемоданом денег рядом с похищенной девочкой. Похититель еще не знает, что ждет его за соседней дверью. Кадр из фильма «Сочувствие мистеру Месть»

Многие помнят Пак Чхан-ука по его фильму «Олдбой», который завоевал одну из высших наград на Каннском кинофестивале. «Сочувствие» снято до «Олдбоя» и является первой картиной в трилогии режиссера о вопросах мести. И по части кровавых сцен она даже превосходит более знаменитое творение Пак Чхан-ука.

Впрочем, не все герои фильма настолько раскрепощены в безудержной жестокости. Следователь полиции, который ведет дело об убийстве девочки, поначалу решает за материальное вознаграждение помочь отцу найти убийц. Но когда начинает видеть, к каким кровавым последствиям это приводит, возвращает деньги и пытается умыть руки. Даже для него, видевшего по роду своей службы многое, ситуация выглядит вышедшей из-под контроля.

Ангелы возмездия из революционной анархической организации. Кадр из фильма «Сочувствие мистеру Месть»
Ангелы возмездия из революционной анархической организации. Кадр из фильма «Сочувствие мистеру Месть»

Но механизм возмездия уже не остановить. Месть порождает еще большую месть. В конце концов жертвой этой замкнутой цепи становится и сам отец ребенка. Успешно закончив свою миссию, он искренне недоумевает, за что это он получил несколько смертельных ранений от неизвестных лиц, которые появляются в фильме лишь в последнем эпизоде. С его точки зрения он сделал все правильно и такой неожиданный финал не укладывается в его голове.

«Сочувствие господину Месть» - фильм, который Пак Чхан-ук хотел снять всем сердцем. Эта картина — результат выданного режиссеру карт-бланша, после огромного успеха его предыдущего фильма. Сценарий «Сочувствия» был написан за один присест в течение двадцати часов, хотя сама идея вынашивалась режиссером несколько лет.

Одна из ключевых сцен фильма. На секунду кажется, что отец готов простить смерть ребенка, которого уже не вернуть. Кадр из фильма «Сочувствие мистеру Месть»
Одна из ключевых сцен фильма. На секунду кажется, что отец готов простить смерть ребенка, которого уже не вернуть. Кадр из фильма «Сочувствие мистеру Месть»

Фильм был довольно прохладно принят на западе. Даже самые радикальные европейские и американские критики были поражены настолько откровенной и неприкрытой жестокостью. Сейчас, через два десятилетия после выхода фильма, ко многому мы уже привыкли. Те же «Паразиты» несколько лет назад завоевали главный «Оскар» за лучший фильм. Но в начале 2000-х для многих корейская жестокость была не только в новинку, но и вызывала прямую негативную реакцию.

Восток — дело действительно тонкое. Когда-то Куросава принес в европейское кино причудливый мир самурайского духа, и это казалось чем-то новым и необычным. Сейчас шедевры великого японца смотрятся немного медленными и скучноватыми, хотя и не перестают оставаться великими произведениями. Двадцать лет назад по проторенной Ким Ки Дуком тропе пошли многочисленные его последователи из Кореи, Японии и Китая. И это было уже совсем другое кино.

Которое в будущем, я надеюсь, мы разберем более детально.

Что посмотреть еще:

«Преследователь» (2008), На Хон-джин
«Преследователь» (2008), На Хон-джин

Корейское кино очень жестокое. Кто-то объясняет это драматичной историей самой страны, кто-то изощренной тонкостью восточной психики.-7
«Культурный хаос». Содержание и цели
Культурный Хаос18 сентября 2022

#кино #пакчханук