U magazine встретился с руководителем Фонда развития науки и культуры «Таволга» Мариной Бондаревой, чтобы узнать, чему будет посвящена масштабная выставка «Сны Сибири», которая откроется 28 октября в Государственном историческом музее, и почему ее обязательно стоит посетить
Что подтолкнуло к созданию выставки?
У нас большая страна, а Сибирь — большая часть страны, о ней все знают, слышали и читали, но не все там бывали. Поэтому нам захотелось сделать историю этого края ближе к людям, показать через коллекцию археологиимногообразие культур и традиций народов, проживающих на ее территории, то, что скрывает за собой слово «Сибирь». Мы попытались отказаться от стереотипов про снега и медведей и представить Сибирь как уникальное и глобальное Евразийское пространство.
Как родилось название выставки «Сны Сибири»? Что оно означает?
Такое название мы выбрали не случайно. Через сны к нам приходят образы, которые могут трансформировать обычные предметы в новые формы и давать им новую интерпретацию. Сон, как и археология, — это всегда путешествие в иную реальность. Поэтому мы решили расширить границы традиционной выставки и представить археологические находки в новом прочтении, показать их как нечто более сложное и нестандартное. У нас будетмультимедийное оформление со звуковыми, визуальными и тактильными эффектами, которые сделают экспозицию максимально иммерсивной и позволят посетителю получить новый визуальный и даже чувственный опыт. Культуры Сибири и Дальнего Востока уникальны, и нам хочется передать ихособенности, поэтому мы сделаем акценты разными способами и постараемся устроить зрителюсамое полное погружение в эту историю.
Что касается современных художников, мы пригласили к участию тех из них, кто живет этом обширном регионе. Это Даши Намдаков, Сергей Ануфриев, Олег Комаров и многие другие. Их работы не всегда можно увидеть даже в Сибири, зато здесь, в Москве, они идеально дополнят наш рассказ об удивительной культуре и этнографии региона. Этот проект — прекрасный пример того, как работа с культурным наследием превращается в уникальное поле для встречи науки, бизнеса и современного искусства. Мне кажется, это очень здорово.
Как задействован Фонд в выставке?
Фонд «Таволга» — идейный вдохновитель проекта.Чтобы его осуществить, мы подключили к работе над выставкой научного куратора Николая Смирнова, лабораторию «АрхеоЛаб» во главе с Петром Бирюковым, который разработал художественную и смысловую концепции экспозиции, региональные музеи, которые предоставили свои экспонаты, куратора по современному искусству Кирилла Светлякова, отобравшего работы современных сибирских художников, чтобы проект получился максимально интересным и комплексным.
В чем уникальность вашего проекта?
Это будет необычный проект. Несмотря на то, что в основе «Снов Сибири» лежат археология, традиции и культура Сибири и Дальнего Востока, мы представим его в преломлении современного искусства. Это стопроцентный эксперимент! Впервыена одной площадке встретятся археологические находки, произведения древнего искусства и работы современных сибирских художников, которые черпают из артефактов вдохновение и переосмысляют их. Это попытка объединить искусство древности и современное искусство, максимально приблизить прошлое к сегодняшнему дню. И более того, в истории отечественного искусства, в том же модернизме или авангарде, мы встречаем подобный интерес к архаике. Например, Василий Кандинский использовал рисунки шаманских бубнов для создания своей художественной системы. Эти архаические пиктограммы помогли ему перейти от жанрового изображения к знаку.Он даже сравнивал картину, натянутую на подрамник, с бубном шамана, а взгляд зрителя — с ударом в бубен, и это сравнение до сих пор вдохновляет художников.
Вы можете назвать три самых удивительных экспоната на выставке, которые обязательно стоит увидеть?
Всем, кто придет на нашу выставку, я бы рекомендовала обратить внимание на фрагмент сосуда с портретом древнего божества, созданный в начале III тысячелетия до нашей эры. Древние рыболовы Нижнего Приамурья создавали целые миры образов — покровителей своей вселенной, располагая их на хрупких стенках сосудов.
Также хочу обратить внимание на бронзовый идол-меч эпохи раннего железного века Восточной Сибири. Умелый мастер-литейщик создал удивительный портативный алтарь-трансформер — эманацию древнего бога войны, наделенного признаками человека и зверя, в виде огромного бронзового меча, который легко становился невидимым для непосвященных.
И третий экспонат, который нельзя пропустить, — «звериная душа охотника» — ажурный образ мифического предводителя воинов-охотников кулайской культуры (IV–VI вв. до н. э.).Бронзовый герой, хромой на одну ногу, так как вместо ступни у него птичья голова, многорукий — с руками-лосями и плечами-выдрами, скороход с крылатыми коленями-птицами, легко преодолевающий лесную чащу, пугал врагов и защищал соплеменников. Таким его представил и создал человек.
И, конечно же, нельзя пропустить на выставке саму Сибирь — удивительное пространство древних и современных культур и географических ландшафтов, которое, пожалуй, впервые стало основным героем повествования в стенах крупнейшего национального исторического музея в столице нашей страны.
А почему вы решили объединить археологию и современное искусство?
Проект также приурочен к 130-летию Транссибирской магистрали. Но Транcсиб — это ведь не просто дорога, которая связала труднодоступную Сибирь в единое Евразийское пространство, обеспечила новые торговые и деловые связи. В культурном и социальном планеэто железная артерия, давшая массу открытий, потому что при ее строительстве тоже работали археологи, историки, музейные специалисты. И конечно, она дала колоссальный толчок к изучению культур народностей, по территории которых она проходит.И все археологические находки (а ведь строительство началось еще в конце XIX века) стали основой для многих музейных коллекций. В результате строительства Транссиба и БАМа мы получили поразительное сочетание археологии, древнего и современного искусства и понимания необъятного культурного наследия, которое скрывается в Сибири.
Именно поэтому мы решили показать эту историю Сибири через артефакты, найденные в разное время при реконструкции Транссиба и БАМа. Мы представим и совсем новые находки — большую гордость сибирских археологов — это яркие образцы скифо-сибирского звериного стиля, характерные для тагарской культуры, — фигурные пластины с изображением оленей, которые могли быть не только декоративными элементами, но и выступать тотемными знаками или символами социального положения владельца. Обнаруженные недавно артефакты будут экспонироваться впервые на нашей выставке и только после отправятся в музейный фонд РФ. Но мы покажем и то, что довольно затруднительно к перевозке, — стелы из Хакассии или петроглифы. И все будет связано единым пространством и единым рассказом.
Как проходил отбор работ современных художников? Что было в фокусе внимания кураторов?
Искусствоведы называют современное искусство Сибири неоархаикой, и нам стало интересно раскрыть этот художественный феномен широкой публике. На выставке можно будет увидеть маски Сергея Ануфриева, бубны Олега Комарова, нефритовые «обереги» Зандана Дугарова, а также бронзовые фигуры Александра Баранмаа, отсылающие к археологическим находкам. Причем интерес к архаике наблюдается в последние десять лет по всему миру, о чем свидетельствуют различные международные выставки.Сегодня художники обращаются к тем историческим периодам, когда искусство не существовало отдельно от других форм человеческой деятельности и произведение искусства было скорее инструментом коммуникации, а не предметом для отвлеченного любования.
Кому будет интересна выставка?
Буквально каждому. Как погруженному в археологию знатоку, так и простому посетителю музея — взрослому или школьнику, интересующемуся историей своей страны. А современные технологии, которые мы используем, позволят сделать путешествие в Сибирь максимально иммерсивным, что даст возможность глубже погрузиться в наш рассказ и почувствовать (иногда в прямом смысле слова, поскольку у нас будут тактильные экспонаты) все многообразие культур народов, проживающих на этой обширной территории.
Какие современные технологиивы задействуете на выставке? Мы знаем, например, что в проекте есть инклюзивная составляющая.
Мы задействуем сразу несколько эффектов для полного погружения посетителя. Во-первых, это общий световой фон выставки — полумрак и одновременно индивидуальное освещение каждого объекта, а также динамический свет и лазерные подсветки, которые будут проявляться в зависимости от близости зрителей к отдельным ярким акцентам на выставке. Во-вторых, этозоны с изолированным звуком, призванные погрузить зрителя в географическую составляющую выставки — горы, степь, лес.
Основой экспозиции с точки зрения инклюзивности станут тактильные модели, дополненные описанием на языке Брайля. Почти все элементы выставки, за исключением оригинальных предметов, можно будет потрогать. А для ключевых экспонатов, таких как гигантские стелы из Хакассии, мы сделали тактильные копии в натуральную величину. Кроме того, будут организованы специальные экскурсии для людей с ограничениями по слуху и зрению.
Чем лично вам интересен этот проект?
Можно сказать, что сделать проект про Сибирь было моей мечтой. Меня многое связывает с этим краем, начиная с того, что мой дедушка был одним из тех, кто строил сложнейший участок «Иркутск — Слюдянка» железной дороги «Москва — Улан-Батор — Пекин»с 1945 по 1947 годы.
А сама я, работая в крупной компании, проехала многократно территорию от Тайшета до Владивостока, почти всю Якутиюзадолго до того, как эти места стали популярным туристическим направлением, и «открыла» для себя этот удивительный край, многообразие культур, фантастическую природу. Это было сродни путешествию на другую планету. Там живет много людей, которых я люблю, уважаю и которыми не перестаю восхищаться. Постоянно возвращаясь мыслями к тем сильным эмоциям и впечатлениям, я всегда хочу рассказать об этом людям. Поэтому выставка — не только рассказ о том, как ощущали этот край древние люди, как видят его сегодня художники и ученые, которые участвуют в проекте, но и мой взгляд тоже.
Коллекционируете ли вы предметы искусства?
Да, я увлеченный археологией человек, но собираю современное российское искусство. В моей коллекции есть работы Ильи Гапонова, Натальи Спечинской, Михаила Тихонова, Павла Бушуева.