На днях я приобщалась к высокому искусству. В этот раз был поход в Большой театр, на 25-ю церемонию награждения лауреатов Российской оперной премии «Casta Diva». Большой театр, новая сцена – всё замечательно. Но такого шока я давно не переживала, и степень обнаруженной мной какой-то запредельной наглости просто не поддаётся описанию.
Сначала ничего не предвещало какого-то подвоха. Прекрасные, великолепные певцы, чудесные сильные голоса. Но уже с первой арии – арии Джульетты, которая называется «Я не хочу умирать», – что-то начало меня беспокоить.
Потом пошли арии из малоизвестных опер, исполняемые столь же прекрасными голосами… Например, ария «Мама, чао!», где солдат прощается с матерью, уходя на дуэль, на которой он погибнет.
И дальше по возрастающей. На русском языке было исполнено две арии, обе из Мусоргского. Первая – из «Бориса Годунова», та сцена, где Борису является призрак убиенного им царевича, и он страдает, раздираемый муками совести. Вторая ария – из «Хованщины», где герой-предатель размышляет о судьбах России, называя её злосчастной. В либретто этих арий совершенно конкретный и очень жёсткий по отношению к судьбе России текст.
Казалось бы, куда дальше?!
Мы уже перестали хлопать и сидели в шоке. Я не уходила только потому, что хотела увидеть всё это до конца и понять, к чему это всё будет доведено.
Следом была ария из «Фауста», когда дьявол соблазняет Фауста, предлагая ему продать душу взамен на молодость, красоту и что-то ещё. Фауст сначала отказывается, но потом соглашается, и прямо в арии они подписывают этот контракт, очень ярко изображая, что происходит, после чего Фауст, совершенно счастливый, убегает. На экране при этом транслировался козлерогий, прямое изображение сатаны…
А в следующей арии, между прочим, на экране плыла жёлто-голубая лента, понятно, что изображающая. Юридически придраться достаточно сложно, потому что это не был флаг, это была лента, фантазийная такая лента. Но расположение цветов было совершенно очевидным и считывалось исключительно единственным способом.
Но вернёмся к арии Фауста. Когда после арий из Мусоргского вышел ведущий и с придыханием, с упоением, очень пафосно и торжественно сказал: «А сейчас сюда явится сатана!», мы просто расхохотались. До этого было постоянное нагнетение: «Мы все умрём», «Царь у нас злодей, убийца», «Россия – злосчастная страна, судьба которой незавидна». И вдруг – сатана!
Стало понятно, что это был своего рода каминг-аут, которым они явили своего хозяина и предложили всем подписать с ним контракт, облегчив душу, перестав волноваться, потому что уже будет нечем волноваться. А дальше, когда душа продана – какая разница, какую повестку отрабатывать: нужно просто выполнять пожелания своего божества, своего хозяина, сатаны. После той арии с сатаной было ещё лишь две: та, в которой плыл жовто-блакитный флаг, а завершалось всё «Кармен» с очевидным прогнозом, что погибнет и Украина, и Россия… Но вот хозяин будет жить и дальше, хозяин победит.
Зал аплодировал, не жалея рук. Мы были единственные, кто не хлопал: я ходила с подругами и, хотя мы ни о чём не договаривались, в какой-то момент всем стало понятно, что происходит… Обычно посещение храма искусства даёт какую-то степень наполнения души, наполнения эмоциями – больше или меньше, в зависимости от качества представления. Но впервые за долгое время поход в театр оставил после себя не просто желание помыться, а даже потребовал проведения определённой реабилитации, восстановления. Это было как нападение на душу, на что-то человеческое в нас, потому что я, например, физически ощущала боль в районе живота. В центре Москвы, в открытую, ничего не боясь, упиваясь своим превосходством, считая, что все зрители либо на их стороне, либо ничего не понимают!..
А на следующий день вышла статья Охлобыстина о том, какая инфернальная жуть прёт с той стороны фронта. О том, что те, кто попадают на фронт, это понимают и возвращаются другими, а люди, живущие здесь, находятся в иллюзии и не способны понять степень нечеловечности того, что на той стороне… И дело здесь не в людях, а именно в той силе, которая находится сейчас на той территории и которую наша задача – изгнать, потому что в противном случае она сожрёт и пожрёт всё и вся.
Зачем я пишу эту статью? В первую очередь, ради обнародования. Эта премия финансировалась ВТБ и Абрамовичем. Я заплатила за билет, и меня никто не предупреждал, что меня будут обрабатывать таким бессовестным способом, я на это не подписывалась. Это нарушение! Я продолжаю считать, что гражданскую позицию нельзя высказывать вот так. Давайте интервью, пишите статьи, выступайте по телевизору… служите Мельпомене, если вы ей служите… Но не служите сатане! Или честно пишите в афишах о том, что вы собираетесь сделать.
Понятно, что честности ждать там не приходится, но самое главное, что я в очередной раз поняла, почему трудно от них дождаться адекватной оценки ситуации. Ведь они тоже погибнут, если царь, которого они обвиняют в кровавости, падёт. Если Россия падёт, им не будет места, они не нужны в этом новом мире, который строится той стороной.
Именно проданная душа не даёт возможности почувствовать этот ужас, а то управление, на которое они согласились, создаёт абсолютно однозначную картинку мира, в котором всё для них хорошо.
Один из певцов, обладающий действительно великолепным голосом, по-моему, баритоном, сказал: «Я хочу петь во всех театрах мира». И сразу стало понятно, как он оказался на этом шабаше: он зарабатывает пропуск в мировое театральное сообщество, чтобы оно его не отвергло и он смог доносить красоту своего голоса всему миру. Хорошо, доноси, кто же против. Не надо нам гадить в душу!..
Вот такие дела.
Людмила Осипова
#осамомглавном #ЯСНаПоле_актуальное #castadiva #войнаимир #россиясегодня #большойтеатр