Найти тему
Ритм Евразии

Вислинский канал как пролог к ремейку Вестерплатте

Десятилетняя скандальная эпопея польского строительства Вислинского канала через Балтийскую (Вислинскую) косу близится к финалу. Торжественное завершение первого этапа строительства официальная Варшава отметила 17 сентября. Было произнесено много пафосных речей. Однако практической отдачи от проекта придётся ждать очень долго – если таковой будет.

Дата выбрана не случайно: в этот день в 1939 г. Красная армия начала Освободительный поход на почти 20 лет находившиеся под польской оккупацией территории Западной Белоруссии и Западной Украины. В Белоруссии день 17 сентября объявлен государственным праздником в память о воссоединении белорусского народа в созданном большевиками первом белорусском национальном государстве. Польский официоз считает 17 сентября 1939 г. трагической датой, приравнивая РККА к вермахту, разгромившему к тому времени польское государство и вынудившему правительство Польши бросить всё на произвол судьбы и сбежать в Румынию.

Вислинский канал почти десятилетие был темой жарких дебатов. Экологи до сих пор бьют тревогу. Решение о строительстве канала было обнародовано в 2006 г. премьер-министром Ярославом Качиньским. Начало реализации проекта неоднократно переносилось, так как Варшава активно рвала любые связи с Москвой и отнюдь не стремилась выполнять свои международные обязательства. В их числе – конвенцию Эспо об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Непосредственно строить канал Польша начала в 2019 г. Подготовительные работы включали геологические и прочие изыскания. Началось проектирование новых мостов через канал и дорог. На польском участке Балтийской (Вислинской) косы был вырублен лес, снят грунт и вырыт огромный котлован. Также был сооружён искусственный остров.

На реализацию первого этапа проекта было затрачено около 2 млн злотых (около полумиллиарда евро). Канал протяжённостью 1,3 км и глубиной всего лишь 5 м был прорыт на польской части Балтийской косы, которую в Польше называют Вислинской.

Канал позволяет проплывать судам длиной до 100 м и шириной до 20 м. То есть лодки и катера через него пройдут, а баржи и другие более серьёзные коммерческие или военные суда нет. Дальше они плыть смогут только при условии дноуглубления реки Эльблонг, которая входит в систему созданного немцами Эльблонгского канала. Река соединяет одноимённый город с Балтийским морем.

Город был основан крестоносцами в XIII веке. Эльбинг был центром прусской Помезании и с 1937 г. входил в округ города Данцига – того самого эксклава, который дал название знаменитому «Данцигскому коридору». Сегодня о нём часто вспоминают в связи с инсинуациями вокруг «Сувалкского коридора».

В 1945 г. Сталин провёл через Потсдамскую конференцию решение союзников об обширных компенсациях Польше за ущерб, нанесённый гитлеровской Германией. Город переименовали на польский манер, спешно выселили немцев и отдали их имущество польским переселенцам из СССР. Эльблонг был в обширной компенсации Польской народной республике за Западную Белоруссию и Западную Украину – бывшие польские «кресы всходние» («восточные окраины»), вошедшие после референдумов 1939 г. в составы БССР и УССР.

Канал строили долго, но полностью работы не завершены и до сегодняшнего дня
Канал строили долго, но полностью работы не завершены и до сегодняшнего дня

Пока что безопасно по новому каналу могут проплывать рыбацкие лодки и патрульные катера польских пограничников. Даже такое положение стало поводом для бурного восторга польской элиты. Смысл проекта пояснил обывателям польский президент Анджей Дуда: «Речь идет о том, чтобы эта дорога была открыта также символически, чтобы не нужно было спрашивать согласия страны, которая не является дружественным нам государством».  Речь – о России, через территориальные воды которой проходили польские суда на этом морском участке (Калининградский морской канал).

«Открытие канала укрепит наш суверенитет от России», – подчеркнул Дуда. Он также отметил, что объект стал «большой победой Польши». Как обычно бывает в таких случаях, в России ни большой, ни маленькой польской победы не заметили. Эксперты серьёзных западных изданий эту «перамогу» тоже проигнорировали.

Польский министр инфраструктуры Анджей Адамчик так попытался представить экономическое обоснование проекта: «Канал на Вислинской косе для Польши является стратегической инвестицией. Благодаря ему впервые в послевоенной истории Польши появится возможность заходить в Вислинский залив в обход российских территориальных вод. Легитимность решения правительства инвестировать в этот проект особенно очевидна с учетом сегодняшней геополитической ситуации».

На самом деле очевидность этого политического проекта ясна только тем, кто осваивал бюджетное финансирование. Естественно, к процессу были допущены только те, кто готов был делиться с чиновниками.

Оппозиция в сейме ещё до начала строительства пыталась получить от правительства калькуляцию коммерческой целесообразности. В ответ поступали отписки, мол, торг неуместен, когда речь идёт о боеготовности Войска Польского и безопасности границ в снова «непростое время».

Коррупционная составляющая проекта станет яснее позже, когда будут обнародованы все документы с указанием всех лоббистов, подрядчиков и субподрядчиков. Пока же есть основания считать, что этот акт политического «пиара» не обошёлся без согласования с Еврокомиссией, пообещавшей Варшаве компенсировать убытки финансовой помощью по другим направлениям.

Таким образом, налоги польских обывателей были канализированы в Вислинский канал с надеждой на поддержку ЕС. Здесь как раз и возникла проблема: еврокомиссары заблокировали дотации Польши из-за несогласия официальной Варшавы обеспечить приоритет норм Евросоюза над национальным законодательством. Дуде сотоварищи припомнили всё: и жёсткие ограничения абортов, и ущемление независимости судейского корпуса, и многое другое. В итоге Польша недосчиталась миллиардов евро дотаций, попала под многомиллионные штрафы, а второй этап строительства канала ещё не завершён.

По словам польского замминистра инфраструктуры Марека Грубарчика, углубление реки Эльблонг будет завершено к осени 2023 г. По завершении второго этапа проекта будут соединены 1,3-километровым каналом Вислинский и Гданьский заливы. Уровень воды будет регулироваться шлюзом и системой затворов. Со стороны Гданьского залива на приграничной с Калининградской областью территории будет обустроен порт. Подрядчики уже договорились о доставке камня из Скандинавии для строительства волнорезов.

Также будет обустроен искусственный остров в Вислинском заливе площадью 181 га. Формально его сделают для гнездовий птиц. На убийство засолением пресноводной фауны и флоры, на нерест рыб и прочие особенности уникальной экосистемы махнули рукой. Пляжный отдых тоже под вопросом.

Вполне вероятно, что на острове вскоре поселятся военные. Тогда у них появляется шанс повторить истории польских защитников Вестерплатте 1-7 сентября 1939 г. или украинских на острове Змеиный в ходе нынешней СВО.

Вислинский канал после достройки никак не повлияет на основной поток морских перевозок, которые Польша осуществляет через другие порты. Накануне церемонии открытия канала в Польше разгорелся скандал. Мэр Эльблонга Витольд Врублевский заявил о коммерческой бессмысленности проекта – во всяком случае, на нынешнем этапе. Углубление канала завершилось почти за километр до городского порта.

Врублевского не пригласили на открытие знакового объекта. Его коллега – мэр Гданьска Павел Адамович, выступавший против строительства канала, был убит в 2019 г.

Расследователи выяснили, что даже после завершения всех работ с выходом на фантастические объёмы перевозок прибыль появится примерно через 450 лет. При этом ещё не ясно, сколько сот миллионов евро придётся потратить на постоянное углубление фарватера.

Экономическое и политическое значение канала и связанных с ним объектов Варшавой сильно преувеличено. Остаются выгоды военных, которые пока тоже не очевидны, потому что строительство их объектов требуют кратно больших вложений, чем уже затрачено на реализацию бессмысленного прожекта.

Зато очевиден ущерб экологии, который польское правительство нанесло Балтийской косе и региональной экосистеме в целом. Однако ни Варшаве, ни Брюсселю, ни знаменитым зелёным Евросоюза и «экологическим организациям» вроде Greenpeace до связанных с польским каналом проблем нет никакого дела. Потому что это политика и, как верно отметил польский президент, речь идет о России.

Эксплуатация очередного русофобского жупела с явной коммерциализацией его – вот истинная подоплёка активности польских прожектёров. Они не жалеют денег, чтобы хотя бы попытаться повторить успех немцев, создавших в позапрошлом веке восхитительную систему шлюзов и пяти гидравлических судоподъёмников. Сегодня она известна как Эльблонгский канал.

С 1945 г. система служит новым владельцам, восхищая туристов перевозкой кораблей посуху на платформах без камер с водой по переименованному Oberländischer Kanal. Детище германской инженерной мысли стало одним из многих незаслуженных подарков «тоталитарного сталинского режима», с которыми официальная Варшава не спешит расставаться.

Что касается Калининградской области, то ей есть чем ответить на приграничный вызов. Главным козырем России в этой пародии на геополитическую игру является Балтийский флот.

Оригинал статьи размещен здесь