76 подписчиков

Как играют джаз на Сатурне: «Atlantis» Sun Ra

Сороковые годы прошлого века — эпоха расцвета биг-бэндов. С точки зрения джаза, сороковые вообще принято называть «ревущими». Джаз в те времена был скорее танцевальной музыкой, чем искусством. Затем наступили 50-е и рев начал стихать. Содержать большую группу музыкантов и разъезжать с ней по стране становится все накладнее, а сами биг-бэнды в глазах молодежи кажутся вымирающими динозаврами.

Обложка альбома «Atlantis», 1967 год
Обложка альбома «Atlantis», 1967 год

Однако, полностью со сцены биг-бэнды не ушли. Более того, в джазе оставались люди, которые стремились сохранить традицию больших оркестров и придать ей актуальное авангардное звучание. Одним из таких экспериментаторов был Sun Ra.

Биографы до сих пор не пришли к общему мнению по поводу даты рождения музыканта, но о месте рождения известно с его собственных слов. Во второй половине 1930-х годов Sun Ra пережил контакт с инопланетной цивилизацией:

Все мое тело превратилось во что-то другое. Я мог видеть сквозь себя. И я поднялся... Я не был в человеческой форме... Я приземлился на планету, которую идентифицировал как Сатурн... они телепортировали меня. Они хотели поговорить со мной. У них было по одной маленькой антенне в каждом ухе. Маленькие антенны над каждым глазом. Они говорили со мной. Они сказали мне прекратить посещать колледж, потому что в школах будут большие проблемы ... мир погрузится в полный хаос ... Я буду говорить посредством музыки, и мир будет слушать меня. Так мне сказали.
Из интервью Sun Ra

По сути, инцидент с инопланетянами с Сатурна можно признать фактом второго рождения музыканта. Всю последующую жизнь Sun Ra проведет так, как будто он является гостем на нашей планете. Но гостем очень нетривиальным.

Сороковые годы прошлого века — эпоха расцвета биг-бэндов. С точки зрения джаза, сороковые вообще принято называть «ревущими». Джаз в те времена был скорее танцевальной музыкой, чем искусством.-2

Если большинство джазменов, склонных к религии, были людьми традиционными и относили себя к христианам, то Sun Ra не стал мелочиться и связал свою родословную с богами Древнего Египта. Впрочем, теологические и философские увлечения музыканта были весьма разнообразны: он черпал вдохновение из каббалы, розенкройцерства, нумерологии, масонства. Sun Ra с опаской относился к Библии, полагая, что эта книга часто использовалась для оправдания рабства. Разносторонность музыканта отражалась и на его музыке.

Sun Ra в студии звукозаписи. Нью-Йорк, 1966 год
Sun Ra в студии звукозаписи. Нью-Йорк, 1966 год

Одним из главных вкладов Sun Ra в историю джаза является его альбом «Atlantis», на котором музыкант использовал новую для того времени фишку — специальный синтезатор, который назывался «солнечный звуковой инструмент». Звучание пластинки можно описать словами «космический джаз». Качество записи, если честно, оставляет желать лучшего, но именно этот альбом стал предтечей многих популярных стилей не только в джазе, но и музыке вообще. Особенно выделяется последний трек, который полностью занял всю вторую сторону диска.

Творчество Sun Ra было не просто безумно экстравагантным, но и довольно идейным. Музыканта часто называют основоположником «афрофутуризма». Постмодернистские тенденции Sun Ra перекладывал не только на музыку, но и на свой образ жизни и на манеру одеваться. Он был ярым сторонником того, чтобы выходцы из Африки сохраняли свои культурные корни и могли соединять их с традициями древних мистерий и цивилизаций с других планет. На его концертах можно было встретить представителей самых разных культурных парадигм — от древнеегипетских жрецов до представителей внеземных рас.

Мы еще вернемся к Sun Ra на страницах нашего блога.

Сороковые годы прошлого века — эпоха расцвета биг-бэндов. С точки зрения джаза, сороковые вообще принято называть «ревущими». Джаз в те времена был скорее танцевальной музыкой, чем искусством.-4

#sunra #джаз #фриджаз