Встречайте, её Величество, королева рисунка – перспектива! Разбираемся, как нарисовать кота и дерево на картине такими же, как в реальной жизни.
Если говорить теоретическим языком, перспектива – это принцип изображения действительного мира на плоскости с визуальными искажениями пропорций тел, для передачи их положения в пространстве. Переводя на простой язык: у нас есть орган зрения – наши глаза, благодаря которым мы видим окружающий мир. Глаза видят картинку и передают её в мозг, он обрабатывает её и, таким образом, мы воспринимаем окружающий мир. И именно благодаря правильной перспективе предметы, изображаемые на картине, смотрятся более убедительными и реалистичными.
Великий педагог академического рисунка Павел Чистяков писал: «Всё существующее в природе и имеющее какую-либо форму подлежит законам перспективы». И это действительно так.
Говоря об основных и важных моментах, можно выделять следующую базу, про которую нужно помнить и знать.
Линейная перспектива
Графический способ передачи глубины пространства на плоскости, благодаря которому можно добиться эффекта удаления пространства посредством уменьшения размеров изображаемых предметов. Это всё то, что мы с вами рисуем на плоскости бумаги.
Сюда относятся:
- фронтальная перспектива (с 1-ой точкой схода на линии горизонта);
- угловая перспектива (с 2-я точками схода на линии горизонта).
Точки схода всегда располагаются на линии горизонта (линия горизонта – это наши с вами глаза. Уровень взгляда и горизонт – это одно и то же).
И здесь следует отметить ещё одну перспективу – обратная. Она получается тогда, когда есть нарушение в построении предмета. Как правило то, что ближе к нам больше по размеру, а то, что дальше – меньше. В обратной перспективе наоборот – и это принято считать за ошибку!
Воздушная перспектива
Это про удалённость предметов от нас. Всё, что ближе к нам больше, а то, что дальше - меньше. И уменьшаются в размере не только сами предметы, но и расстояние между ними сокращается.
В тоновом отношении аналогичная схема. Всё располагается ближе к нам будет ярче, насыщеннее, более детально прорисовано, а то, что дальше, менее насыщенное, не прорисованное и более размытое.
Рисунок с основами перспективы должен быть точен
Приступая к работе, ученик выбирает точку зрения, которой будет придерживаться, пока работа не завершится. Эта точка лежит на линии горизонта, и к ней сходятся все остальные линии рисунка. Расхождение линий – верный признак ошибки. Нельзя пересаживаться во время работы. Потому что тогда композиция картины сместится, угол соединения линий будет другой.
Придерживаясь этих главных правил, можно быть уверенным, что ваш рисунок будет правильным и убедительным.
А чем больше вы будете применять знания на практике, тем лучше будет результат. Так что рисуйте как можно чаще – и перспективу в том числе! Научиться этому можно самостоятельно – или под руководством преподавателей школы рисования Grafika.
____________
Лия Галиева, преподаватель школы рисования Grafika Пермь