Фил Найт — американский бизнесмен. Найт родился в Портленде, штат Орегон. После окончания Орегонского университета его призвали на службу в армию, где он прослужил один год. После службы Найт поступил в Стэнфордскую школу бизнеса, которую с успехом окончил дипломированным магистром в 1962 году. По окончанию он отправился в путешествие по миру. В Японии Найт узнал о бренде спортивной обуви Тайгер, которую решил распространять в США. Тогда он работал бухгалтером в Портленде. Примерно через год он получил первые образцы Тайгер и связался с Биллом Бауэрманом — тренером по легкой атлетике. Они создали предприятие «Blue Ribbon Sports», которое затем превратилось в Nike. Первоначально оно специализировалась на заказе кроссовок в азиатских странах и последующей продаже их на американском рынке.
С чего все начиналось?
В 1963 году первая партия кроссовок из Японии в количестве 300 штук поступила на продажу. В качестве склада Фил использовал родительскую прачечную.
В 1964 Найт приглашает к сотрудничеству Билла Бауэрмана на условиях полноправного партнерства. Тренер и его бывший ученик вкладывают по 500 долларов на общее дело и пожимают друг другу руки.
Их бизнес строится на личных контактах – Билл и Фил продают первую партию кроссовок знакомым спортсменам, тренерам, рассказывая о преимущества легкой и удобной обуви. На перепродаже 300 пар кросовок они заработали около 8000 долларов. Через год компания начинает расширяться. Джефф Джонсон становится первым штатным работником «Blue Ribbon Sports». На своем фургоне он ездит на соревнования по легкой атлетике и продает кроссовки Tiger спортсменам. Попутно он расспрашивает легкоатлетов, какую именно обувь они хотели бы покупать, получая бесценную информацию для создания рыночной стратегии Nike.
«Так что в то утро, в 1962 году, я сказал себе: пусть все назовут твою идею безумной… просто продолжай двигаться. Не останавливайся. Даже думать не смей об остановке до тех пор, пока не достигнешь цели, и особо не заморачивайся о том, где она. Что бы ни случилось, просто не останавливайся». (с) Фил Найт
Откуда взялся знаменитый логотип бренда?
Джефф — автор названия бренда: в 1965 году ему приснилась крылатая богиня победы Ника. В ее же честь вскоре была переименована компания. Уже в 1966 году Джонсон начинает шить обувь в первой мастерской Blue Ribbon Sports — это было небольшое помещение в Санта-Монике, где родились на свет первые опытные образцы, стало и первой розничной точкой продажи.
Изобретения компании Nike, которые принесли им успех.
Компания к 1973 году стала довольно известна. Было продано кроссовок уже на более чем на 1 миллион долларов, но чистая прибыль была не большая. "Найки" получила широкую известность благодаря вафельной подошве. А придумал ее Билл Бауэрман, сидя на кухне и смотря на вафельницу своей жены. Вафельная подошва позволяла сделать обувь легче и немного увеличить толчок во время бега. Именно это изобретения вывело "Найки" в лидеры. Этому так же способствовало мода на фитнес, поэтому кроссовки хорошо продавались.
Знаменитую технологию Air, которая открыла новый уровень комфорта спортивной обуви и принесла миллиардные доходы компании, придумали еще в 1979 году. Авиационно-космический инженер Фрэнк Руди предложил Nike использовать идею воздушной подушки в подошве. В отличие от классических резиновых трубок, она не спрессовывалась через несколько миль и оставалась мягкой, пружинистой, надолго. Компания тут же реализовала идею – и выпустила профессиональные беговые кроссовки Tailwind по цене 50 долларов за пару.
«Мы всегда работали над тем, чтобы сделать нашу обувь инновационной. В кроссовках все сводится к комфорту, весу и амортизации. Идея Френка была куда более революционной, чем все, что было у нас в запасе» (с) Фил Найт
Air Jordan: коллаборация, принесшая успех.
Дизайнером Air Jordan 1 стал Питер Мур. Изначально Джордан не собирался сотрудничать с Nike. В те годы он играл в кроссовках adidas и Converse. К подписанию контракта Джордана уговорил его агент Дэвид Фальк, когда Фил Найт озвучил сумму контракта с юным дарованием — 2,5 млн. долларов и процент с продажи каждой пары. Скорее всего, он видел в этом лишь финансовую выгоду, но все мы знаем, что дало это сотрудничество компании Nike, Майкла и индустрии баскетбольных кроссовок.
Дебют Air Jordan I состоялся в 1985 году. По правилам лиги 51% поверхности обуви должен был быть черный или белый цвет. Черно-красная пара нарушала регламент НБА. Компании Nike пришлось платить 5000$ за каждый выход баскетболиста в этих кроссовках.
После уже первого выхода Майкла на поле, спрос на кроссовки превысил все ожидания. Чуть больше года понадобилось Nike, чтобы увеличить доходы с 850 млн. до 5 млрд. долларов. С тех пор компания практически ежегодно выпускает новые кроссовки Air Jordan в новых цветовых решениях.
Заключение контракта с молодым Майклом Джорданом — это переломный момент в истории развития компании Nike, который вознёс её на первое место в индустрии спортивных брендов.