Диапазон — звуковой объем певческого голоса — находится в числе основных понятий вокальной педагогики. Голос профессионального певца должен составлять больше двух октав полноценного однородного звучания со сглаженными регистровыми переходами. Кроме того, в нижней и верхней части диапазона должен быть «запас» возможностей примерно в пределах терции для большей свободы, удобства и естественности при исполнении предельных нот. Объем голоса зависит от природных данных, умения пользоваться головными и грудными резонаторами, от дыхания, правильной работы глотки.
Сила звука. Пение, особенно оперное, требует достаточно сильного звучания голоса, который может наполнить большой зал, способного выдержать фактуру и динамику оркестрового сопровождения на forte. Сила голоса — проявление совокупности работы дыхательных и речевых органов, результат взаимодействия различных вокальных «механизмов». М. Гарсиа в своей знаменитой «Школе пения» в главе «Звуко образование» совершенно точно указывает, что «сила звука зависит от количества воздуха, которое прорывается сразу через голосовую щель». А громкость — это иное: некоторая функция нашего восприятия звука. Кроме интенсивности (силы) звуковой волны на это восприятие влияет и частота этого звука. Профессиональные певцы пользуются «законом природы» напрямую, правильно применяя приемы резонансной техники. Но всегда надо помнить, что петь не значит «кричать». Когда неопытный певец задается целью «громкого пения», то обычно форсирует голос, начинает «орать». В результате — невероятная утомляемость голоса, и уже никто не обращает внимание на тембр и даже громкость производимого звука, так как первым характеризующим показателем такого пения становится фальшь, низкое интонирование из-за «разбалансировки» работы звукообразующих органов.
Полетность. Качество полетности голоса связано с тембром и выработкой резонансного ощущения. В голосе присутствует, как правило, несколько формант разной интенсивности. Если энергия обертонов голоса преимущественно сосредоточена в низкочастотной форманте порядка 500 Гц, то голос воспринимается как мягкий, округлый. Если же достаточно ярко выражена так называемая «высокая форманта» (область частот порядка 3000 Гц), то голос приобретает металличность, звонкость. Именно с этой формантой связано такое качество голоса, как полетность. Хотя голоса всех выдающихся певцов отличаются исключительным своеобразием тембра, всё-таки наблюдается одна общая закономерность — у всех сильно выражена высокая певческая форманта, которая и придает им чарующий серебристый оттенок. Формирование спектра певческого звука с концентрацией энергии в области высоких частот — важнейшее физиологическое использование голосового аппарата для получения максимальной слышимости при минимальной затрате энергии. В вокальной практике это явление называется высокой вокальной позицией звука.
Авторы - Т. Д. СМЕЛКОВА, Ю. В. САВЕЛЬЕВА "Основы обучению вокальному искусству"