Адам Рафферти: Как правильно слушать свою игру на гитаре?

Адам Рафферти (Adam Rafferty) - всемирно известный фингерстайл-гитарист, виртуоз
Адам Рафферти (Adam Rafferty) - всемирно известный фингерстайл-гитарист, виртуоз

Прислушиваетесь ли вы к мелким и важным деталям? Или вы стараетесь услышать музыкальную картину в целом? Как следует правильно слушать свою игру на гитаре? Давайте поговорим об этом подробнее…

Когда художник работает над деталями, он находится чрезвычайно близко к картине. Каждый мазок, текстура и тени имеют значение. Для этого необходимо уметь сосредотачиваться на предмете! Однако есть другой способ смотреть на холст, при котором вы как бы откидываетесь назад и смотрите на картину как на единое целое. И такое восприятие помещает все крошечные детали в совершенно другой контекст.

Восприятие музыки тоже может быть таким. Мы можем быть очень близко и слышать мелкие детали. Или мы можем отступить назад и услышать звучание в целом. Слушать детали - это хорошо, и сделать шаг назад и услышать весь музыкальный микс - тоже хорошо. Чтобы найти средний путь, нам нужно несколько раз изменить положение прослушивания. Подойдите поближе и послушайте, а затем отойдите назад и посмотрите на общую картину.

Давайте рассмотрим следующие 2 сценария.

1. Прослушивание с близкого расстояния (детали)

• Барабаны на записи группы Steely Dan. Идеально подходит для микширования всех барабанов, идеально разделенных в студии, чтобы в миксе можно было управлять каждым отдельным звуком. Каждый звук совершенно изолирован.

• Интимный джаз-клуб, в котором певица гладко поет в микрофон. Каждый слог звучит очень четко через усилитель, как-будто она шепчет вам на ухо.

• Вы играете пальцами на гитаре в тихой комнате.

2. Делаем шаг назад и слушаем (увеличенная картина)

• Два расположенных сверху микрофона, запечатлевших всю ударную установку для более натурального звучания в джазовых записях.

• Госпел-певец в церкви громко поет без микрофона, используя акустику комнаты.

• Вы играете на гитаре, когда люди поют вместе.

Обратите внимание, ни один из способов не является лучшим - это просто разные точки зрения.

По моему опыту, ситуации с большей дистанцией (барабаны с микрофонами сверху или госпел-песнопения) позволяют играть более естественно и легко. Это не просто объем. Существует звук окружающего пространства, воздуха, через который должен проходить звук. Неприятные звуки, которые обычно бывают высокочастотными, затухают с расстоянием и становятся менее слышимыми.

Близко расположенный микрофон (звукосниматель или сценический монитор), когда каждая деталь становится более четкой, может заставить вас почувствовать себя более осознанным, поскольку каждый скрип звучит отчетливее, чем, возможно, вы этого хотите.

Моя самая большая дилемма (скажу вам нечто очень личное) заключается в том, что мне нравится мягкий сокровенный близкий звук, как будто ваши уши расположены прямо на гитаре. Особенно это касается басовых нот. Проблема в том, что такой звук может заметно ослабнуть в общем звучании ансамбля и не будеть звучать так же хорошо на расстоянии. С расстояния около метра мягкая игра звучит джазово и интимно, но на расстоянии 5-7 метров то же самое звучит слабо и неясно.

С другой стороны, энергичная игра с микрофоном на расстоянии 15-20 см будет довольно неприятной. А такого же качества игра с микрофоном на метровом расстоянии звучала бы очень даже хорошо.

Видите, как понятие расстояния от источника звука меняет наше восприятие, подобно тому, как художник находится рядом или отступает назад?

Попробуйте следующее. Если вы, к примеру, играете фингерстайл, возьмите свой телефон и запишите себя двумя разными способами: с близкого расстояния не более метра и через всю комнату. Внимательно послушайте оба варианта. Что в слышите: Чисты ли басовые линии? Разборчиво ли звучит мелодия? Радует ли вас баланс мелодии, баса и аккомпанемента? Находятся ли в правильном балансе перкуссионные или технические звуки (скрип струн, например)?