Положительный герой здесь "странный", как его характеризуют остальные, но из всех действующих лиц только он один не увлечен до крайности собой, а занят вполне конкретными, настоящими делами. Обаятельного и умного Лешего, в миру Михаила Львовича Хрущова, играет Юрий Яковлев.
Вообще, когда за дело бралось золотое поколение вахтанговцев, оторваться от спектакля зрителю было невозможно. Ювелирная проработка образов, погружение в Чехова, свойственное истинным талантам советских артистов, делает неважными сценические условности.
Три прекрасные актрисы - Юлия Борисова, Людмила Максакова и Нина Русланова - заняты в постановке 1981 года "Леший". Можно, конечно, говорить о возрастных соответствиях исполнительниц женских ролей и образов, прописанных Чеховым. А стоит ли? Разве это главное в телевизионном спектакле, который мы сегодня вам представляем?
Чехов не боялся критики. Его "Леший", которого литературоведы именуют предтечей "Дяди Вани", нарушал все привычные формы. Антон Павлович, вдохновленный успехом поставленного в январе 1889 года в Александринке "Иванова" (своей первой пьесы), написал "Лешего" быстро.
Автор стремился создать на сцене новый мир, непривычный для театральной публики. Не должно быть эффектных героев и героинь, "ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни". Так считал драматург, и так он действовал.
Именно здесь впервые прозвучало: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Известная всем и каждому фраза высказана устами Хрущова, того самого "странного" Лешего. И до того она понравилась автору, что в "Дяде Ване" Астров (тоже Михаил Львович) говорит ровно то же самое, развивая и углубляя эту мысль.
Если экранизаций и постановок "Дяди Вани" не счесть, то вахтанговский "Леший", которого мы предлагаем вам посмотреть ниже, - единственный записанный советским телевидением спектакль по пьесе Антона Павловича. Также даем под плеером ссылку на "Дядю Ваню", созданного силами Ленинградского БДТ.
Канал Гостелерадиофонда с советскими фильмами и спектаклями - по этой ссылке. Мы в соцсетях: Telegram, VK, Oдноклассники.