Филипп Кузьмич Миронов был очень ярким представителем «красного казачества» периода Гражданской войны. Один из первых кавалеров ордена Красного знамени, командир Второй Конной армии и, в целом, интересная личность, отражающая в себе многие противоречия собственно лагеря «красных». Который может и не являлся таким разношерстным, как антибольшевистский лагерь, но тоже был весьма разнообразным.
Ф. К. Миронов был ярым противником белого движения и «белых казаков». Отчасти — по личным причинам. Белые в 1919 году расстреляли одну из дочерей Миронова — Валентину Филипповну, которая была сестрой милосердия. Кстати, родной брат Ф. К. Миронова, Феофан Кузьмич, воевал за Батьку Махно. А вторая жена Ф. К. Миронова, Суетенкова Надежда Васильевна — была сестрой милосердия у... белых. Попала в плен к «мироновцам» и... вышла за Филиппа Кузьмича. Кстати, дожила до 1960-х годов. В общем, биографии Ф. К. Миронова и его родственников дадут фору многим романам.
Одновременно, донской атаман П. Н. Краснов проводил собственную политику «белого расказачивания», то бишь выселял и уничтожал сочувствующих красным казаков и иногородних (по некоторым данным, его действия затронули до 30 тысяч человек). Кроме того, Филипп Кузьмич искренне верил в социалистические идеи. Об этом он и писал лично Владимиру Ильичу Ленину, в июле 1919 года (но был нюанс):
«Я стоял и стою не за келейное строительство социальной жизни, не по узкопартийной программе, а за строительство гласное, в котором народ принимал бы живое участие. Я тут буржуазии и кулацких элементов не имею в виду. Только такое строительство вызовет симпатии крестьянской массы и части истинной интеллигенции...» (с) из письма Ф. К. Миронова В. И. Ленину, 31.07.1919. / РГВА. Ф. 24406. Оп. 3. Д. 1. Л. 63–73об. Машинописный экземпляр; ЦА ФСБ РФ. С/д Н-217. Т. 5. Л. 32–42.
Однако, по мнению Ф. К. Миронова, строительству новой, справедливой жизни мешали не только белогвардейцы и казаки П. Н. Краснова. Филипп Кузьмич полагал, что партия большевиков наводнена «случайными людьми» или просто бандитским элементом. Который, к тому же, не желает вообще признавать казаков, ни в каком формате.
«Работники на местах» вызвали у местных такую ненависть к себе, что это стало причиной масштабного антисоветского выступления — знаменитого Вёшенского восстания (март-июнь 1919 года, буквально «только что»). Последнее в литературе было описано Михаилом Александровичем Шолоховым.
А в перспективе это восстание привело к резкому усилению позиций белогвардейцев А. И. Деникина в регионе (П. Н. Краснова тогда уже освободили от должности). И тут Миронов пишет Ленину вот такое:
«Я передал в Реввоенсовет Южфронта много заявлений (поданных на Дону). Между ними такое: крестьянин 34-го отдела, переименованного в Ленинскую волость, семья 21 человек — своя коммуна, четыре пары быков. За отказ идти в коммуну комиссар быков отобрал, а когда крестьянин пожаловался, он его убил.
Туда же я передал доклад председателя одного из трибуналов, Ермакова, от слов которого становится жутко. Повторяю, народ готов броситься в объятия помещичьей кабалы, но лишь бы муки не были так больны, так очевидны, как теперь.
Чистка партии должна быть произведена по такому рецепту: все коммунисты после Октябрьской революции должны быть сведены в роты и отправлены на фронт. Вы сами увидите тогда, кто истинный коммунист, кто шкурник, а кто просто провокатор и кто заполнял все ревкомы, особотделы. Пример: Морозовский ревком, зарезавший 67 человек и потом расстрелянный».
А сколько ходит этих негодяев, еще нерасстрелянных...» (с) из письма Ф. К. Миронова В. И. Ленину, 31.07.1919.
Ф. К. Миронов полагал, что «перегибы на местах» (включая грабежи и бессудные расстрелы) от большевиков зеркально отражают произвол «белых банд» (и только увеличивают масштабы Гражданской войны).
Миронов задавал Лениун вопрос: как можно построить «новый справедливый мир» подобными методами? Кроме того, Филипп Кузьмич узнал о советских приказах, касающихся «работы ответственных товарищей в казачьих районах». В наиболее известном есть такие строки:
«Необходимо, учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы...» (с) РЦХИДНИ / Ф. 17. Оп. 65. Д. 35. Л. 216.
Ну и там были еще другие приказы, например, о заселении казачьих земель представителями крестьянской бедноты. Этого Миронов принять не мог, считая такие директивы попыткой стравить казаков и крестьян. Кстати, в письме к Ленину Ф. К. Миронов прямо указывает, что казаки — это часть русского народа (что его отличало от «казачьих националистов»). Но почему к этой части русского народа относятся так плохо?
«Требую именем Революции и от лица измученного казачества прекратить политику его истребления...
Социальная жизнь русского народа, к какому принадлежат и казаки, должна быть построена в согласии с его историческим, бытовым и религиозным мировоззрением, а дальнейшее должно быть предоставлено времени...» (с) из письма Ф. К. Миронова В. И. Ленину, 31.07.1919.
Интересно, что это письмо Миронова к Ленину стало де-факто циркуляром: сам Филипп Кузьмич признался Владимиру Ильичу, что разослал текст «многочисленным верным друзьям».
На самом деле это, как мне думается, был «казачий» вариант анархистов и левых эсеров. Последние тоже обвиняли большевиков в излишней жестокости, только в отношении крестьянства. Н. И. Махно полагал, что необходим «союз левых партий» и большая свобода личности в «новом революционном мире».
При этом, и левые эсеры, и махновцы, и «мироновцы» были противниками откровенно ретроградского (по крайней мере, в глазах левых революционеров уж точно) белого движения.
Ну а совсем скоро, за этим письмом, последовало и знаменитое, но очень загадочное «выступление Миронова». Л. Д. Троцкий обвинял Миронова в «мятеже» и первоначально выступал против возвращения его на службу. Тем не менее, на службу Филиппа Кузьмича тогда все-таки вернули. Кроме того, политика большевиков в отношении казачества была серьезно смягчена. Возможно, это письмо Миронова все же дошло до Ленина?
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.