53 подписчика

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ АКТУАЛЬНЫ ВНОВЬ. ЧАСТЬ 3. ОСНОВНЫЕ ИДЕОЛОГИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В XX ВЕКЕ

Г. М. Панарин

В первой части статьи изложена история возникновения базовых идеологий капиталистической эпохи. В XIX веке такими идеологиями были консерватизм, либерализм, марксизм. Их характеристики кратко рассмотрены во второй части статьи.

Идеологии взаимодействуют и изменяются в политическом пространстве. Возникают новые идеологии. Для привлечения новых сторонников некоторые идеологии заимствуют теоретические и программные положения конкурентов.

Повсеместный подъём рабочего движения, укрепление социалистических партий, позволили европейским рабочим в конце XIX века добиться некоторых успехов. В ряде стран длительность рабочего дня была сокращена до 11 – 10 часов, приняты законы об охране труда подростков и женщин. В некоторых странах рабочие добились политических уступок – расширения избирательных прав.

Вместе с экономическими и политическими успехами в социалистических партиях стали проявляться реформистские течения. История второго Интернационала – это в значительной мере история борьбы социал-реформизма и революционного (ортодоксально марксистского) направления в социал-демократическом движении. Большинство российских делегатов относилось к числу наиболее последовательных революционных социал-демократов.

В дальнейшем реформистское направление в марксизме привело к созданию идеологии, ориентированной на эволюционное преобразование западного общества - социал-демократизма.

После Первой мировой войны в самых разных странах возникли массовые движения, которые потом получили общее наименование «фашистских». В некоторых странах установились фашистские политические режимы. Идеологию фашизма рассмотрим отдельно в четвёртой части статьи.

3.1. Наиболее крупный вклад в развитие революционного направления в марксизме внёс Владимир Ильич Ленин (Ульянов, 1870 – 1924). После смерти В. И. Ленина это направление революционного перехода к социализму и соответствующая идеология получили название марксизма-ленинизма. Оппоненты для обозначения марксизма-ленинизма обычно используют термин «коммунизм».

Ленин выступил с концепцией авангардной партии профессиональных революционеров, привносящих идеи марксизма в рабочее движение (1902). Стержнем идеологии В. И. Ленина и его соратников стала идея бескомпромиссной борьбы против классового неравенства и осуществления пролетарской революции. Начиная с 1903 года последователей В. И. Ленина в Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) стали называть большевиками.

Г. М. Панарин В первой части статьи изложена история возникновения базовых идеологий капиталистической эпохи. В XIX веке такими идеологиями были консерватизм, либерализм, марксизм.

В. И. Ленин (Ульянов), 1897 год. Фрагмент фотографии В. И. Ульянов среди членов петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Источник http://lenin-ulijanov.narod.ru/photo_8.html

Оценивая развитие монополистического капитализма (1916 год), В. И. Ленин определил его как высшую и последнюю стадию капитализма – империализм. Он показал, что основной чертой империализма является смена свободной конкуренции господством монополий, что на его стадии все капиталистические противоречия достигают наивысшей степени и создаются предпосылки для перехода общества к социализму. Он установил, что к социализму разные страны придут не одновременно из-за неравномерности экономического и политического развития, присущей империализму. Он сделал вывод о том, что возможна победа революции первоначально в нескольких или даже в одной стране. Причем произойти это может в той, которая составит самое слабое звено империализма. Таким самым слабым звеном в цепи империализма В. И. Ленин считал Россию.

В. И. Ленин обосновал необходимость союза рабочего класса с основной массой крестьян и других слоёв трудящихся для социалистической революции под руководством пролетариата. Он указал рабочему классу союзника в лице освободительного движения угнетённых народов Европы, а также в лице народов колоний и зависимых стран.

Летом 1917 года в книге «Государство и революция» В. И. Ленин развил учение К. Маркса о «диктатуре пролетариата» как о радикальной классовой трансформации буржуазного государственного строя и о последующих «двух фазах» коммунистической формации: низшей, определяемой как социализм, и высшей – собственно фазе коммунизма.

После революционного прихода большевиков к власти в России осенью 1917 года марксизм стал официальной государственной доктриной Советской России (а затем и СССР) и основой построения социалистического общества.

Из-за враждебной реакции лидеров европейских социал-демократических партий на политику «военного коммунизма» и «красного террора» произошло окончательное размежевание внутри марксизма между социал-демократией и большевизмом.

После смерти В. И. Ленина произошло превращение марксизма-ленинизма в систему непререкаемых догматических положений, направленных на легитимацию советского общественного строя в его сложившихся формах, а также на обоснование путей превращения общества в коммунистическое.

В учение марксизма-ленинизма включались труды И. В. Сталина, а впоследствии тезисы его преемников, лидеров партии и государства. Марксизму-ленинизму отводилась роль «истинного» знания, способного объяснять законы общественного развития.

В январе 1934 года на XVII съезде партии Сталин, подводя итоги первой пятилетки, сказал: «СССР за этот период преобразился в корне, сбросив с себя обличие отсталости и средневековья. Из страны аграрной он стал страной индустриальной. Из страны мелкого единоличного сельского хозяйства он стал страной коллективного крупного механизированного сельского хозяйства». Он делает вывод: «Факты говорят, что мы уже построили фундамент социалистического общества в СССР и нам остаётся лишь увенчать его надстройками…»

В июне 1941 года Советский Союз подвергся нападению фашистской Германии, которая к этому времени захватила многие страны Европы. Советский народ, руководимый коммунистической партией во главе с И. В. Сталиным, преградил путь германскому фашизму к мировому господству, вынес на своих плечах основную тяжесть второй мировой войны и внёс решающий вклад в достижение победы.

СССР в послевоенные годы упрочил своё международное положение. Советская модель социализма распространилась на ряд стран Восточной Европы и Азии. В мире росло число компартий. Укреплялись связи страны с народами, боровшимися за своё национальное освобождение.

В 1960 – 1970-е годы происходит процесс перерождения советской правящей верхушки – высших партийных и государственных чиновников. Формируется номенклатурная система, её закрытый «правящий класс», заинтересованный в политической стабильности при расширении своих привилегий. Новое поколение правящего слоя было лишено веры революционеров первого призыва в осуществление идеала социального равенства, для них марксистская идеология стала лишь привычной риторикой. К середине 1980-х годов «правящий класс» уже искал пути для приватизации общественной собственности. Этот процесс завершился через несколько лет с ликвидацией советской модели социализма, а затем и самого СССР в 1991 году.

В конечном счете, кризисные явления в марксизме-ленинизме привели к тяжелому поражению коммунистических сил и крушению социалистического строя в ряде стран.

3.2. Европейская социал-демократия во второй половине XX века, исходя из опыта марксистско-ленинского социализма в СССР, пошла на окончательный разрыв с марксизмом и на признание непреходящей ценности принципов правового государства и эволюционного развития капиталистического общества. Социал-демократы считают, что социализм неразрывно связан с демократией и его утверждение есть постепенная демократизация политики, экономики и всего общества.

Идеологической основой современной социал-демократии является доктрина демократического социализма. Ее основные ценности – свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность.

Социал-демократы пытаются найти баланс между свободой и равенством. В отличие от либерального равенства прав и возможностей, социал-демократическое равенство подразумевает социальные гарантии: право на труд, достойную человека зарплату, право на отдых и т.д. Причём, малоимущим социальные права предоставляются за счёт налогов, собираемых государством с граждан. В таком перераспределении национального дохода социал-демократы видят социальную справедливость. Гарантией социального равенства и справедливости выступает солидарность всех трудящихся.

Политические ценности демократии состоят в гарантии прав и свобод граждан, всеобщем избирательном праве и многопартийности, законности и реальном участии в управлении обществом.

Рыночная экономика признается необходимой для достижения социального благосостояния. Провозглашается курс на её общественное регулирование в соответствии с фундаментальными ценностями солидарности и справедливости.

Начиная с 1980-х годов, в идеологии социал-демократов появились консервативные тенденции. Уже не считается необходимым постепенное увеличение государственного сектора экономики.

Социал-демократические партии активно участвуют (или участвовали) в правительствах Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, ФРГ, Австрии, Франции, Великобритании, Испании, Италии, Португалии и других европейских стран. В России социал-демократы представлены партией «Справедливая Россия – Патриоты – За правду».

3.3. В ХХ веке процесс взаимовлияния идеологий западного общества привёл к уменьшению различий между ними. К началу XXI века кредо почти всех идеологических течений Запада стали: рыночная экономика (при некотором допустимом уровне вмешательства государства в неё), свобода, демократия, права человека.

Процесс социал-демократизации либерализма особенно интенсивно протекал в 30-е и 60-е годы XX века. Ключевой принцип либерализма – свободной конкуренции производителей – дополнился признанием необходимости вмешательства государства в экономические и социальные процессы с целью предотвращения чрезмерной поляризации общества. Складывавшийся тип либерализма стал обозначаться терминами «неолиберализм», «социальный либерализм» и «либерал-реформизм».

В 60-е годы социал-демократическая тенденция в либерализме получила развитие в программах, ориентированных на создание «общества благосостояния».

Фундаментальной ценностью остаётся право частного и корпоративного бизнеса (теперь он приравнивается законом к частному лицу) действовать в рамках свободного рынка. Важным принципом считается свободное перемещение капитала между секторами экономики, регионами и странами. Тарифы, налоги должны быть сведены к минимуму.

Неолиберализм способствует усилению экономической власти транснациональных и многонациональных корпораций, управляющих глобальной экономикой.

Со второй половины 90-х годов внутри либерального лагеря усилились позиции глобализаторов. Они исходят из тезиса о происходящем «размывании» национальных государств и их суверенитетов, прогнозируют неизбежность слияния человечества в единое целое благодаря экономической интеграции, демократизации политического пространства, развитию коммуникаций. На основе подобных представлений в США сделан вывод о возможности «гуманитарных интервенций» в отношении государств, где нарушаются права человека.

Наиболее влиятельными партиями, приверженными доктрине неолиберализма, являются Демократическая партия США, Либерально-демократическая партия Японии, Свободно-демократическая партия Германии.

3.4. С конца 70-х до начала 90-х годов XX века значительную роль в становлении постиндустриального общества в наиболее развитых странах сыграл неоконсерватизм. Это идейно-политическое течение сочетает либерально-технократическую приверженность прогрессу, свободе и экономическому росту с ориентацией на определённое участие государства в жизни общества, превалирование общих интересов нации над частными, индивидуальными, возвращение к традиционным ценностям (семья, религия, национальные традиции, уважение старших). Для неоконсерваторов характерен поиск врага на мировой арене в целях «сплочения народа».

В США самые известные неоконсервативные идеологи вышли из либеральных кругов, близких к демократической партии. Европейский неоконсерватизм также имеет либеральные корни.

Наиболее значимых результатов неоконсерватизм достиг в США и Великобритании. В практике европейских государств неоконсервативные взгляды не получили широкого распространения. Неоконсервативными идеями руководствовались известные политические деятели Р. Рейган, Дж. Буш (США), М. Тэтчер, Дж. Мейджор (Великобритания), Ф. И. Штраус и Г. Коль (Германия).

Неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы своего времени, как потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал.

Социальную базу неоконсерватизма составили слои, заинтересованные во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, включая группировки «молодого капитала» из электронной, аэрокосмической, авиационной и других современных отраслей экономики.

Наряду с ограничением своего участия в регулировании экономики государство активно способствовало обновлению основных фондов производства, совершенствованию структуры капиталовложений, усилению финансирования перспективных отраслей, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Американские неоконсерваторы первой волны выступили за усиление идеологизации политики Соединенных Штатов. Эта установка проявилась в объявлении Советского Союза «империей зла», которую необходимо уничтожить, а в начале XXI века стала идеологической составляющей политики «экспорта демократии», проводимой Соединенными Штатами с целью обеспечения своего доминирования в мире.

Суть нынешней внешнеполитической программы неоконсерваторов состоит в том, что Соединенные Штаты призваны осуществлять «гуманную глобальную гегемонию» во всем мире в силу изначального превосходства своих моральных, культурных и политических ценностей. Эта гегемония должна устанавливаться как с помощью международных институтов (например, Международного Валютного фонда и Всемирного банка), так и путем наращивания военного потенциала, осуществления силовых акций.

3.5. К концу ХХ века процесс взаимовлияния идеологий (а также либеральные корни неоконсерватизма) сделали различия между неолиберализмом и неоконсерватизмом несущественными. В мировом масштабе их часто рассматривают как одну идеологию западного общества - неолиберализм. Например, Н. М. Сирота в своём учебном пособии отмечает, что неолиберализм в США получил название неоконсерватизма [Сирота 2009, с. 17].

Основные источники

Сирота 2009 – Сирота Н. М. Идеологии и идеологические течения: Классическое наследие и современность. Учебное пособие. 2009.

Исаев Б. А. Политология. Учебное пособие. 2015.

Боровиков А. П. Начала марксизма-ленинизма. Учебное пособие. | POLITPROS.COM URL: https://www.politpros.com/library/2/519/

Игнатьев Д. Коммунизм против капитализма. Третий раунд / Д. Игнатьев – «ЛитРес: Самиздат», 2019. URL: https://www.litres.ru/dmitriy-ignatev-18855972/kommunizm-protiv-kapitalizma-tretiy-raund/chitat-onlayn/