Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

«Грандиозный шухер» и «безмозглая ситуативная политика»: что ждет Польшу в ближайшие полгода?

Оглавление

Специально для «Минской правды» политолог Андрей Лазуткин прокомментировал слова Президента на расширенной встрече в комплексе «Хатынь».

О так называемом «Союзе поляков»

«И эту Борис бедную терзают сейчас, как флаг: в Польшу, туда-сюда. «Нет, — она говорит. — Спасибо. Вы мне помогли, когда я там сидела? Никто не помог».

Здесь речь идет о председателе незарегистрированного в Беларуси «Союза поляков» Анжеле Борис. Судя по словам Президента, после освобождения женщину пытались использовать, ввести в состав общественных структур на территории Польши, но та отказалась сотрудничать.

Председатель незарегистрированного в Беларуси «Союза поляков» Анжелика Борис
Председатель незарегистрированного в Беларуси «Союза поляков» Анжелика Борис

Действия Польши здесь имеют несколько причин. Во-первых, «польский» центр, в отличие от «литовского», который находится под прямым контролем США, испытывает постоянную нехватку политических фигур. Между центрами идет внутренняя борьба, и до последнего поляки пытались использовать Павла Латушко, группируя вокруг него некие собственные структуры. Борис, по их задумке, должна была усилить именно польское крыло в оппозиции. Однако эта тактика успеха не имела, а после начала СВО поступила команда слить все имеющиеся группы в один «кабинет», который теперь затачивают исключительно на военную тематику. Борис, которую освободили в конце марта 2022, уже никак не могла повлиять на эту расстановку сил.

Что касается незарегистрированного в Беларуси Союза поляков, то, несмотря на то, что они активно поддерживали государственный переворот, сама его организация шла не через «старые» структуры оппозиции, а через «новые», которые власть до определенного момента не видела. Это и фанатское движение, и мелкий криминал, и иностранный околофутбол, и лица, временно проживавшие на Украине, и «кроты» внутри силовых структур, и так называемая новая оппозиция в лице бывшего банкира и его окружения. Союз поляков и прочие организации, типа оппозиционных партий, наоборот, работали на усыпление внимания, показывая, что выборы пройдут «как обычно». Поэтому Борис для нас не имеет ценности как некий организатор; а что касается ее критики в сторону Польши, то очевидно, что пребывание в СИЗО никого не делает благодарным. Как отметил Президент, в трудный момент Борис освободили по личной просьбе матери, но никак не польских государственных структур. Люди такие вещи хорошо помнят.

О внутренней польской политике

«Они [польская власть] накануне грандиозного шухера — у них выборы. И они эту чашу, как мы в 2020 году с их подачи, изопьют до дна».

У нас существует ложное представление, что западные системы монолитны внутри, и что они сообща работают против нас. Это не так, и даже в польской публичной повестке Беларусь уже не занимает значительного места.

Контролируя Польшу по линии «оборонки», а также поддерживая ее в противостоянии с Германией, США добились полного выполнения собственных внешнеполитических задач
Контролируя Польшу по линии «оборонки», а также поддерживая ее в противостоянии с Германией, США добились полного выполнения собственных внешнеполитических задач

Схема выглядит так: условно, есть некие пожелания американских хозяев, которые правящая в данный момент партия старается исполнять. Цена вопроса — американская поддержка и деньги, к примеру, от оборонных заказов. Как правило, в этих закупках всегда есть коррупционные элементы, потому тендеры по военным заказам не проводятся открыто, как в гражданских структурах, и там всегда есть простор для неформальных договоренностей.

Таким образом, контролируя Польшу по линии «оборонки», а также поддерживая ее в противостоянии с Германией, США добились полного выполнения собственных внешнеполитических задач. Но при этом «хозяевам» глубоко безразлично, какая именно партия в Польше будет у власти. Кто бы ни победил на выборах, они в любом случае пойдут на поклон к американцам. Поэтому Штаты не лезут в польскую внутреннюю политику, а предпочитают наблюдать, кто победит, тем более, что с нынешней демократической администрацией у «Права и справедливости» не самые хорошие отношения. Ранее они сильно ошиблись и поддержали Трампа.

Поэтому сейчас, перед выборами, американцы вернут им должок — оставят один и один с внутренними проблемами. Это и есть «грандиозный шухер», о котором говорил Президент.

Об отношениях Польши и Германии

«Прежде чем требовать от немцев компенсацию, подумай, что ты же тоже кому-то должен. Это такая безмозглая ситуативная политика».

Чтобы перекрыть внутренние проблемы, польская власть уже несколько лет изобретает способы, как быстро найти денег. Самый простой — это потребовать их у Германии безвозмездно, например, в качестве военных репараций. Как эти репарации считать – отдельный вопрос, потому что единого признанного механизма подсчета нет, то есть называть можно абсолютно любые цифры ущерба. Здесь работает правило — попрошу рубль, дадут хоть копейку, поэтому с Германии затребовали астрономические 1,3 ТРИЛЛИОНА евро. Чтобы читатель понимал, весь польский бюджет на 2022 год — около 100 миллиардов евро, то есть с Германии запросили примерно 13 годовых бюджетов Польши. Все эти годы поляки смогут вообще ничего не производить, не тратить, не платить налогов и только лежать на печи. Конечно, перспектива заманчивая, поэтому польское население такие выпады горячо поддерживает.

Польша потребовала от ФРГ более триллиона долларов репараций
Польша потребовала от ФРГ более триллиона долларов репараций

Но почему эта политика «безмозглая»? Во-первых, Польша получала экономическую помощь от Советского союза в счет немецких репараций, что было закреплено договорами с ПНР. Во-вторых, от Германии не было прямых репараций, потому что Польше передали земли бывшего третьего рейха восточнее линии Одер-Нейсе: Западную Пруссию, Силезию, Восточную Померанию и Восточный Бранденбург. Если исходить из логики репараций, все это нужно будет вернуть.

Третий момент — это претензии других стран к Польше. Например, ко Дню народного единства была озвучена инициатива оценить нанесенный Польшей ущерб во время польской оккупации 1921-1939 годов западных территорий нашей республики. Опять же, если польское правительство не признает международных договоров ПНР, встает вопрос и о статусе Белостокской области, переданной Польше в 1945, то есть «незаконно» с точки зрения нынешней польской власти.

Поэтому пересмотр послевоенных границ — это действительно «безмозглая ситуативная политика», чистый популизм, рассчитанный на избирателя. Шантажируя Германию, Польша не только ничего не добьется в плане денег, но и рискует создать прецедент, что претензии выставят уже на польские территории. Сегодня об этом в Польше мало кто думает, но можно посмотреть на Украину образца 2012 и нынешнюю, хотя всего 10 лет назад украинские послевоенные границы тоже казались чем-то незыблемом.

Текст: Андрей Лазуткин

Фото: из открытых источников