Все знают заповедь "Не убий" и рассуждают так, я никого не убил за свою жизнь, значит не грешник, подразумевая, конечно, преступления уголовные с применением оружия. А как же погибшие дети от абортов, а те которым мы не оказали своевременной помощи (зачем подходить к лежащему человеку, напился наверно, пусть проспится; горит сильно, наверно не смогу помочь; тонет далеко, наверно не доплыву; не смогу занять, самому мало и так далее). Мы не ударили, не тронули их и пальцем, но и не протянули руку помощи, и люди, наши братья и сестры по духу, старые и малые, ушли из этого мира.
Как покаяться перед Богом за все такие случаи в жизни? Их и вспомнить невозможно. Особенно, если учесть, что исповедать нужно грехи содеянные с семилетнего возраста, а подумал ты об этом только ближе к 60.
Это лирическое отступление, но вернемся к классическому пониманию заповеди - непосредственному действию- убийству. Чаще всего на этот шаг толкает человека страсть называемая ГНЕВ. Кто не предается гневу, тот, без сомнения, не решится на убийство; кто обуздывает гнев свой, тот, конечно, не даст воли рукам своим. Корень убийства есть гнев. (Свт. Иоанн Златоуст)
Страсть гнева имеет свои стадии, и для каждой Господь дает нам предостережения, чтобы мы одумались, остановились, не дали гневу в нашей душе разгореться до стадии смертного греха - убийства.
Итак, для большего сохранения древнего закона Христос дал закон новый: "всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду". Первое предостережение человеку. Этими словами Он не устраняет гнев совершенно:
во-первых, потому, что человек не может быть свободен от страстей; он может сдерживать их, но совершенно не иметь их не властен;
во-вторых, потому, что страсть гнева может быть и полезна, если только мы умеем пользоваться ею в надлежащее время.
Как толкуют слово "напрасно"?
Авва Пимен: " если гневаешься за всякую обиду, которой обижает тебя брат твой. Даже хотя бы брат выколол у тебя правый глаз или отсек тебе правую руку, и ты стал бы на него гневаться – ты гневался бы на него всуе. Тогда только гневайся на брата, когда он удаляет тебя от Бога".
Блаж. Феофилакт Болгарский: "кто гневается по разумным основаниям, в целях воспитания или по духовной ревности, тот не будет осужден. Напрасно гневаемся мы в том случае, если гневаемся из-за имения или славы."
Прот. Иоанн Бухарев: "говорится о гневе без надобности, без причины, о гневе по самолюбию, нетерпеливости, со злобою."
Прав. Иоанн Кронштадский: "помни всегда при осуждении, по злобе сердца твоего на брата за грехи его, что ты сам не без грехов. Притом брат твой своему «Господеви стоит или падает» (Рим. 14:4), а не тебе. А если против тебя согрешил брат, то ты непременно должен простить ему обиду, тебе от него причиненную, или погрешности его против тебя. Ты сам ежедневно крепко нуждаешься в прощении тебе грехов Отцом Небесным и молишься: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6:12).
Но, человек не слышит предостережений Господа, и к чему привел его гнев? Человек стал разговаривать пренебрежительным тоном, говорить обидные слова, оскорблять других. " Рака" - распостраненное в ветхозаветные времена оскорбление - глупец. Кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону. Второе предостережение от Бога.
Но, гнев разгорается, и произносятся тяжелые, грубые слова - урод, безумный. “А кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной”(значит быть достойным мучений в аду). Третье предостережение.
Смотри, как постепенно Он переходит от малых наказаний к большим, и тем как бы защищает Себя пред тобою, показывая, что Он сам вовсе не хотел бы употреблять подобных угроз, но что мы сами заставляем Его произносить такие приговоры. Я сказал тебе, говорит Он, не гневайся напрасно; потому что повинен будешь суду. Ты пренебрег этим первым предостережением. Ты сказал брату своему: «рака». За это Я подверг тебя еще другому наказанию — суду сонмища. Если ты, презревши и это, прострешь далее свою наглость, то Я не стану более налагать на тебя таких умеренных наказаний, но подвергну тебя вечному мучению гееннскому, чтобы ты наконец не покусился и на убийство.
Не гневайся напрасно, пресекай свой гнев в зародыше, не давай ему расти. Береги свою бессмертную душу и помни, что христианство - религия любви и всепрощения.
#гневчеловеческий #гневбожий #гнев #заповеди