После небольшого перерыва продолжаем наши путешествия во времени.
В этой заметке пройдем по улице Каретный Ряд, затронув историю ее возникновения и сравнивая виды прошлых лет с сегодняшними. Посмотрим, как раньше выглядело здание легендарной Петровки, 38. А также отвлечемся на рубрику Москва в кино!
В общем, сразу подписывайтесь, чтобы не пропустить новое и...
Мы на Садовом кольце. Прямо уходит Краснопролетарская улица, назад - улица Каретный Ряд.
Немного задержимся на этом перекрестке.
Снесенная в связи с расширением Садового кольца старая застройка между Оружейным переулком и Садовой-Каретной. Сегодняшний вид узнаем по бывшему доходному дому А.В. Лобозева (Оружейный переулок, 43), 1911–12 гп., архитектор Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее.
Сейчас здесь департамент здравоохранения города Москвы.
В сторону Самотеки.
Угол Садовой-Каретной и улицы Каретный Ряд, уходящей в сторону Петровки.
Пойдем в этом направлении.
Протяженность улицы совсем небольшая, всего 350 метров. На дальнем плане видна колокольня Высоко-Петровского монастыря, а визуально слева от нее дом с самым известным номером на Петровке - здесь Петровка переходит в улицу Каретный Ряд, которая изначально была ее частью.
Новое название этого северного отрезка Петровки других ассоциаций и не вызывает - здесь селились мастера, занимавшиеся изготовлением, продажей и ремонтом телег и карет. Так к началу XIX века отделившаяся часть стала сначала Тележным, а затем и Каретным Рядом.
Почти все нечетную сторону улицы, правую по ходу нашего движения, занимает сад "Эрмитаж", основанный в 1894 году. Благодаря купцу Я.В. Щукину сад появился и стал по-настоящему театральным!
Интересных старых кадров улицы в принципе очень мало, а этой стороны можно сказать, что нет совсем, поэтому смотрим, как с 1950-х годов изменился вход в парк и переключаемся на получившиеся сравнения противоположной, четной стороны Каретного Ряда.
Угловой дом уже показанный выше. Садовая-Каретная, 18 в объективе Мартина Манхоффа.
Кстати, об авторе. Майор армии США Мартин Манхофф в 1952-1954 годах работал помощником военного атташе США в СССР, пока его не выслали по обвинению в шпионаже. Архив фото и видео материалов Манхоффа был обнаружен в 2016 году, оцифрован и показан. Не хочется разбираться в шпионских тонкостях, но по ощущениям фотографировал майор все подряд, где бы не находился, в поездках, путешествиях, на отдыхе, дома, из окон посольства, из автомобиля, в итоге запечатлев много деталей Москвы 50-х.
К его фотографиям, думаю, стоит вернуться в отдельной заметке!
Следующим после углового дома идет бывший доходный дом В.В. Муратова (д.8), построенный в начале 1900-х по проекту архитектора К. Дуванова.
Дом долгое время стоял заброшенным. Пережил пожар, обрушение кровли под тяжестью снега - в общем мог и не сохраниться. К счастью сейчас восстановлен и даже не надстроен.
Далее стоит очень интересный особняк (д.6), о котором, к сожалению, совсем нет информации. Сейчас он отремонтирован и надстроен. Велика вероятность, что от старого здания остался лишь фасад, напоминающий оригинальный.
В советские годы он входил в число строений гаража Совнаркома, занимавшего обширную территорию всей остальной части улицы до Малого Каретного переулка и вдоль Лихова переулка (сейчас использование территории то же - «Автобаза № 1» УДП РФ).
В общем-то логичная преемственность: телеги - кареты - автомобили)
С трансформацией средней части с арками не совсем все понятно… Ракурс не идеален, но перестроения налицо.
Здесь и на следующем сравнении просматривается сохранившийся особняк с мезонином (д4с4).
Его построил себе купец Александр Дмитриевич Марков, который владел несколькими каретными лавками и экипажной фабрикой, основанной ещё в 1784 году.
Дом знаменит тем, что в нем в 1903-1920 гг проживал один из самых известных (если не самый) русских театральный деятелей Константин Сергеевич Алексеев, которого большинство знает под псевдонимом Станиславский.
В связи с тем, что в особняке разместилась транспортная комиссия Совнаркома Станиславскому пришлось покинуть дом. Но на улице он не остался. За него похлопотал первый нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, благодаря ходатайству которого Константин Сергеевич сам выбрал себе новый дом в Леонтьевском переулке (д.6).
Сейчас особняк на реставрации.
Транспортное хозяйство разрасталось. Старые здания, изначально предназначенные для транспорта на конной тяге, естественно, не могли удовлетворить все потребности правительственного автопарка - как минимум было тесно.
Так в 1920-е годы правее особняка было возведено новое конструктивистское здание гаража по проекту архитекторов Г.П. Гольца и В.Н. Третьякова, ставшее первым московским двухэтажным паркингом)
Переместимся в Успенский переулок.
На фото Вера Николаевна Абрикосова, внучка известного предпринимателя Алексея Ивановича Абрикосова (основал «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосов и сыновья» - ныне концерн «Бабаевский»).
Перекресток на дальнем плане: налево Каретный Ряд, направо Петровка, прямо Средний Каретный переулок.
Изменившийся угловой дом в центре кадра - бывшие Петровские казармы жандармского полка, переданные после революции московской милиции.
Двухэтажный особняк с боковыми флигелями был перестроен до неузнаваемости в 1952-1958 гг по проекту архитектора Бориса Сергеевича Мезенцева.
Здание ГУВД Москвы с разницей в 48 лет.
Так на углу поменялся указатель номера этого дома.
И завершим прогулку несколькими киношными сравнениями в Большом Каретном переулке.
«Берегись автомобиля», 1966, Реж. Э. Рязанов.
В погоне за Деточкиным Люба поворачивает с Садового кольца в Большой Каретный переулок (тогда улица Ермоловой), но контактная линия туда не идет, докаталась в общем)
«Девушка без адреса», 1957, Реж. Э. Рязанов.
За спиной героев на другой стороне Садового Доходный дом Страхова, 1916 гп, архитектор С. Воскресенский.
И вид в обратном направлении, лестничный подъем на месте.
Все! Буду рад любым дополнениям. Узнаём новое вместе!
При желании можете поддержать проект любой, даже самой незначительной суммой. Спасибо!
Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь ! Канал в telegram
Все показанные кадры прошлых лет взяты на самом лучшем pastvu.com, где вы их также сможете посмотреть!
#past_today #стараямосква #историямосквы #улицымосквы #былостало #фотосравнения #интересныефакты #москвавкино #ретрофото #архитектурамосквы