Я в аэропорту Горно-Алтайска, самый конец августа. Тепло и солнечно - утренний туман к обеду рассеивается, и мы встречаем задержанный из Москвы рейс. Меня ждёт самая прекрасная на свете работа: следующие двадцать дней я проведу гидом-переводчиком с двумя группами франкоговорящих туристов, которых мы с коллегами сопровождаем в туре на мотоциклах «Урал» по Алтаю.
В команде нас пятеро: мы с француженкой Лори Бернар (Laurie Bernard) сотрудничаем с французским агентством путешествий, а парни из Новосибирска - Виталий (гид), Игорь (механик) и Андрей (повар) - работают в компании «Уралмото Сибирь», предоставившей мотоциклы. Наконец из здания аэропорта начинают выходить зрелые мужчины и женщины в мотоэкипировке: в первой группе у нас семеро французов. Знакомимся, помогаем загрузить багаж в автобус и приезжаем на базу «Берендеевка», где гостей ждёт знакомство с «Уралами».
После обеда и подписания бумаг нашим туристам предстоят инструктаж по технике безопасности и тренировочные заезды по закрытой грунтовой площадке. Все наши гости - бывалые мотоциклисты с огромным стажем путешествий, но половина не имеет опыта езды с коляской… которая требует очень специфических навыков! Спустя час - ценой двух разбитых поворотников, помятого крыла и положенного набок мотоцикла - наши туристы осваиваются за рулём, и мы направляемся в небольшой вечерний прохват на горную пасеку.
Утром покидаем базу: с каждым днём мы будем удаляться от цивилизации, забираясь во всё более дикие места без интернета, душа и «европейских» туалетов. Отмечаю про себя, насколько профессионально новосибирцы всё организовали: открывают и замыкают колонну автомобили, между которыми осуществляется связь по рации. В переднем джипе - инструмент и все необходимые запчасти, в заднем - полевая кухня, провиант, посуда и раскладные столы: всё, что нужно для пикника.
Я еду в замыкающем автомобиле с Андреем, нашим поваром. Под колёсами проносится великолепный асфальт Чуйского тракта, сбоку иногда блестит бирюзовыми волнами Катунь, пейзажи кружат голову и захватывают дух. Повсюду свободно разгуливают животные, иногда выходя на шоссе: коровы, овцы, козы, лошади. Андрюха без умолку болтает про мотоциклы, охоту и невероятные повороты своего жизненного пути, я поддакиваю и наслаждаюсь пейзажами. Чуйский тракт недаром считается одной из самых красивых дорог мира: природа и рельеф радикально меняются через каждые пятьдесят километров. За окном проплывают все возможные виды гор: поросшие густой тайгой, покрытые альпийскими лугами; каменистые утёсы, красноватые скалы, покатые зелёные склоны….
Все наши туристы - пенсионеры, ведь французская молодёжь почти не путешествует: либо очень много работают, либо живут на пособия по безработице. У нас четыре экипажа: Жоэль и Жан-Шарль проводят отпуск с жёнами, друзья Эммануэль и Жак делят «Урал» на двоих и меняются за рулём, а Реми путешествует один - поэтому он идёт первым и везёт Лори. Наша француженка хочет постоянно контролировать ситуацию и всю дорогу едет, развернувшись в коляске задом наперёд. На остановке Игорь делится идеей специальной версии мотоцикла «Урал Гид» с установленной наоборот коляской, специально для Лори… смеёмся.
Что может быть прекраснее путешествия на мотоцикле? Только путешествие на русском мотоцикле «Урал» по нашей прекрасной Родине, такой красивой и разнообразной. Ещё приятнее помогать зарубежным гостям открывать для себя культуру и обычаи нашей страны. Видеть, с каким удивлением и восторгом они познают привычные нам вещи: «Этот суп называется борщ, он со свёклой». «Пельмени - это русские равиоли с мясом… и обязательно добавьте сметану, по-французски это - свежие сливки». «Баня - такая русская сауна, мы иногда проводим так несколько часов с друзьями и разговорами. А веник - это не больно, такая СПА процедура, очень приятно, попробуйте!» Да, мы такие разные и в то же время такие одинаковые….
После слияния двух рек покидаем долину Катуни и берегом Чуи следуем на юго-восток, приближаясь к монгольской границе. Слева и справа возвышаются горные хребты, вдали замерли стеной снежные вершины. Виталий указывает рукой на горизонт: «налево - Монголия, прямо за хребтом - Китай, а справа - Казахстан». С сегодняшнего вечера у нас не будет привычных городских удобств: полевые туалеты с дыркой в полу, которые французы называют «турецкими», мытьё - в бане, электричество от генератора. Наверняка лет через десять Чуйский тракт будет пестреть современными гостиницами со всеми удобствами, у нас же пока есть возможность насладиться первозданностью этого края.
Сворачиваем в какой-то посёлок, пересекаем Чую по мосту, навстречу на эндурике проносится девушка в бикини и шлёпанцах. Мы грунтовками устремляемся к невысокой горной гряде: едем на Марс. В степи дорожки сходятся и расходятся - можно выбрать любую, но дисциплинированные европейцы строго следуют друг за другом колонной, глотая пыль. Что же - пусть едут, как им спокойней.
Перед затяжным каменистым подъёмом Виталий с Игорем останавливают группу, чтобы провести инструктаж и включить приводы на колесо коляски - так мотоциклы меньше тянет вправо. Жан-Шарль, привыкший ездить только по асфальту, очень боится боковых уклонов: на крутом подъёме он сразу же съезжает в канавку. Но в этом сложном месте предусмотрительно дежурит Игорь, который немедленно приходит на помощь… вскоре все мотоциклы собираются на вершине холма, откуда открывается головокружительный вид на ущелье и скалы всех оттенков красного: мы на Марсе!
Продолжение следует...
***.
Уважаемый читатель-пикабушкник, если Вас заинтересует, в интернете на платных и бесплатных ресурсах можно найти мои книги "Оппозитчики: путевые заметки водителя мотоцикла" (сборник историй о мотопутешествиях) и "Планктон и Звездочёт" (роман о нелепой московской офисной любви). На Пикабу я ничего не продаю, это не реклама, информация для сведения.
С уважением,
Виталий "Бордо" Боровский.