Найти тему
Родители, приём!

После трёх уже поздно: 5 простых советов логопеда

Оглавление
Елена Вренёва, учитель-логопед, дефектолог
Елена Вренёва, учитель-логопед, дефектолог

Многих родителей беспокоит речевое развитие их ребенка. Если еще лет 10 назад родители зачастую впервые обращались за логопедической помощью в пять, а то и в семь лет, то современные мамы начинают обращать внимание на проблемы в развитии их малыша уже на втором-третьем году жизни. Лучший период для коррекции многих тяжелых нарушений речи – возраст 2-3 года, считает учитель-логопед, дефектолог и автор пособий по развитию речи Елена Вренёва.

Что могут предпринять родители для профилактики речевых нарушений в раннем возрасте (до 3 лет)? Елена Вренёва делится своими советами.

Совет первый: своевременно отучайте ребенка от пустышки

На эту тему было много сказано и даже написан ряд научных статей, но всё равно приходится встречать детей, которые уже прекрасно ходят, при этом сосут пустышку. Почему это так критично? Сосательный рефлекс затухает после первого года жизни. Сохранение его после этого возраста может свидетельствовать о неблагополучии нервной системы малыша. Кроме того, пустышка негативно сказывается на речевой активности ребенка и может стать причиной формирования открытого прикуса.

Совет второй: давайте ребенку твердую пищу

Пережевывание твердой пищи необходимо не только для правильного развития зубов, но и для четкого произношения. Когда ребенка долго кормят протертой пищей, мышцы его артикуляционного аппарата не развиваются должным образом. Если ребенок не может жевать и глотать твердую пищу, обратитесь к специалистам.

Совет третий: не сюсюкайте с ребенком

Речь ребенка раннего возраста развивается подражательно. Ребенок должен видеть артикуляцию взрослого, речь на первых годах жизни должна быть ситуативной, т. е. иллюстрироваться наглядными действиями. По этой причине радио или телевизор, работающие фоновым шумом, не способствуют развитию речи. То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевым эталоном. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня холёсенький», то ребёнок так и выучит это слово. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие ребенка.

Совет четвертый: дайте ребенку сказать

Поддерживайте любые попытки малыша проявить речевую активность. Не предугадывайте его желания, не ограничивайте его стремление общаться. Разговаривая с ребенком, делайте паузы, чтобы он мог в силу своих возможностей ответить вам. Всегда внимательно выслушивайте его и не отмахивайтесь, даже если у вас мало времени.

При этом не стоит вдаваться в другую крайность: говорить громоздкими предложениями с малознакомыми, непонятными ребенку словами. Такая речь также тормозит развитие ребенка. Помните, что объем его памяти еще очень невелик.

Совет пятый: следите за здоровьем ребенка

Как правило у часто болеющих детей бывает отставание в речевом развитии. Закаляйте ребенка! Уделите внимание двигательному развитию и координации. Крупная, мелкая и артикуляционная моторика взаимосвязаны. У детей с нарушениями речи, как правило, страдает и двигательная сфера.

-2

Помните, что в 2-2,5 года здоровый ребенок начинает говорить фразами. Это правило касается и мальчиков, и «стеснительных» детей. Если ребенок в два года не говорит даже отдельные слова, он не ленится, а, скорее всего, отстает в развитии.

Относитесь внимательно к речевому развитию ребенка. Начиная с двух лет раз в год показывайте ребенка логопеду, чтобы убедиться, что речевое развитие соответствует норме или вовремя начать его коррекцию.
#родителиидети #логопед #логопедия #издательствотойвиль #логопед-дефектолог