113 подписчиков

ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА. Как создавались полотна.

177 прочитали
 	Византийская мозаика – это искусство составления единой картины из мелких цветных кусочков непрозрачного стекла – смальты. 	Благодаря византийским мастерам храмы были украшены великолепными фасадами.

Византийская мозаика – это искусство составления единой картины из мелких цветных кусочков непрозрачного стекла – смальты.

Благодаря византийским мастерам храмы были украшены великолепными фасадами. Мозаика была широко распространена, так как изготовление смальты было недорогим и быстрым. Кроме того, смальту сложно раскрошить, она прочнее керамики, не выгорает и не требует специального ухода.

Как и любой другой вид творчества, византийская мозаика имела свои особенности исполнения картин:

1) Мастера добавляли в стекло различные природные красители, а также золото, серебро и ртуть. Часто красители смешивали. Это позволяло получить определённый цвет, оттенок или полутон.

2) Картины всегда имели золотистый фон. Для этого в стекло добавляли частицы золота. Создавался эффект «божественного сияния».

3) Фрагменты стёкол устанавливали под разными углами. От этого поверхность становилась неровной и это придавало объём изображению.

4) Чтобы получить контур у объекта или рамки картины, мастера использовали кубики смальты тёмных цветов.

5) Часто в картинах использовали точные пропорции людей или животных. Их изображали в полный рост и в движении.

6) Тематикой византийской мозаики всегда были библейские и христианские истории, а также изображения святых.

​Определённой была техника изготовления картины. Для обработки стёкол мастер брал обычные слесарные инструменты. С их помощью кусочек стекла можно было сделать разной формы. Чаще всего вырезали прямоугольник, куб, треугольник, зигзаг. Работа начиналась с создания эскиза. На нём рисовали все детали картины и делили её на части. Полотно, на которое крепились стёкла, должно было быть ровным и гладким. Пока подготавливали полотно, одновременно готовили смальту. На этом этапе получали необходимые цвета стёкол. Когда картина была готова, то маленькими тёмными кусочками стёкол придавали контур объектам. Работа была очень кропотливая. Над картиной всегда трудилось несколько мастеров.

До наших дней сохранились картины из Византийской мозаики.

В кафедральном соборе на Сицилии сохранилась мозаика с изображением Христа Вседержителя.

Панно с изображение Девы Марии в соборе Святой Софии в Стамбуле.

Мозаика из церкви Сан-Апполинаре-Нуово в городе Равенна. Часть мозаики была изготовлена в годы правления Юстиниана I.