Найти в Дзене
Южная жизнь

Что ожидает автмобилистов на трассе М-4 "Дон" между Краснодаром и Геленджиком и почему этот отрезок автодороги никогда не станет платным

Недавно я проехала из Краснодара в Геленджик. Хочу поделится впечатлениями от видов и состояния трассы М-4 "Дон" этой осенью.

Трасса М-4 была построена в 1967 году. Она соединяла столицу нашей Родины с городом Ростов-на-Дону. Вполне логично, что её назвали "Дон"

После распада СССР М-4 удлинили на 500 километров, присоединив к ней участки идущие от Ростова-на-Дону к Краснодару, из Краснодара до Джубги и часть Сухумского шоссе "Джубга-Новороссийск".

Название менять не стали. Из-за этого некоторые автотуристы по сей день считают, что "Дон" заканчивается в Ростове и проезд по ней практически весь платный.

На самом деле от Краснодара до Новороссийска за проезд платить не надо. И это произошло не из-за доброты администрации Кубани, а из-за особенностей трассы на этом отрезке.

За Краснодаром М-4 выглядит неплохо: 4 полосы, отбойники, нормальное дорожное покрытие за которым следят.

-2

Кафе, туалеты, заправки, Кубанские ярмарки встречаются довольно часто. Голодными вы здесь не останетесь.

Но для водителя это не главное - бутерброды и термос с чаем можно вести с собой.

Главное - езда с комфортной скоростью, которая обеспечивается достаточным количеством полос движения, качественным покрытием, безопасностью и отсутствием на пути населённых пунктов. На отрезке "Краснодар-Новороссийск" все, перечисленные выше плюсы, отсутствуют в полной мере.

Первый минус автодороги проявляется при проезде через город Горячий Ключ.

Скорость движения ограничена неровностями полотна на мосту, светофорами, пешеходными переходами, сужением полос движения из одной в одну.

В любое время года здесь приходится постоять несколько минут. В высокий сезон автомобили движутся через Горячий Ключ не менее часа.

-5

С "обочечниками" пытаются бороться с помощью квадрокоптера, фиксирующего всех нарушителей.

Помогает данная опция мало. Кто-то не замечает её, а кто-то везёт скоропортящийся товар и готов оплатить штраф, лишь бы его фрукты-ягоды не "сгорели" под жарким солнцем.

К тому же летательный аппарат может "висеть" в воздухе лишь в сухую, безветренную погоду. В ненастье за всеми следит наряд ДПС.

За Горячим Ключом не дают разогнаться подъёмы, спуски, частые повороты. У некоторых железные кони не выдерживают такого слалома. Аварийный знак и припаркованный у отбойника автомобиль - привычное зрелище.

Дальше начинается подъём на Хребтовой перевал.

Буквально два года назад, до и после перевала, автодорога была трёхполосная - с попеременными "сужалочками" и "расширялочками". Это давало возможность периодически обгонять медленно идущий транспорт.

Хребтовой перевал
Хребтовой перевал

Из-за частых аварий третью полосу "убрали". Теперь скорость потока на перевале зависит от того, кто едет впереди, ну и конечно от знаков, ограничивающих скорость. А ограничивают они её до 50 километров в час.

За нарушителями следят камеры. Они все рабочие и "письма счастья" присылают исправно.

За перевалом не успеешь разогнаться, как попадаешь в населённый пункт - Молдовановку. Пешеходный переход, сужение дороги, ограничение скорости, камеры видеофиксации приветствуют вас.

Таким образом перевал и населённый пункт собирают в летом пробку из автомобилей длиной до 8-ми километров.

Дальше идёт любимая мною Дефановка.

Если вы проголодались, зайдите в любую из двух столовых у трассы. Вкусная свежая еда, небольшой отдых от вождения, холодные напитки в "Пятёрочке" взбодрят и придадут сил для дальнейшего пути.

Пробок в Дефановке никогда не видела. А вот соседнее село Горское тормозит всех. И не только из-за знаков - "пешеход", "40", но и из-за близости моста и "Джубгинской развязки".

Развязку строили-строили, мост расширяли и укрепляли, но "воз и ныне там". В сезон заторы образуются с обеих сторон развязки, поскольку потоки автомобилей сливаются в одну полосу.

-13

Выскочив с развязки, кажется, что можешь как птица лететь по прекрасной четырёхполоске.

-14

Мой совет - не разгоняйтесь. Ведь через пару минут М-4 плавно входит в село Бжид.

-15

Затем следует въезд на территорию муниципального образования город-курорт Геленджик.

Многие останавливаются на площадке около букв "Геленджик", чтобы посетить местную достопримечательность Гибиусские водопады.

Туристы обозревшие водопады, тихо выезжают с парковки, немного мешая едущим по трассе.

Дальше плавные повороты приводят в село Тешебс в котором двигаться разрешено со скоростью 40 километров в час. Везде камеры.

Впрочем во всех населённых пунктах, до самого Геленджика - это и есть максимально разрешённая скорость.

А селений здесь немало.

В Архипо-Осиповке можно не бояться превысить скорость. Трасса проходит через центр села и разогнаться просто невозможно.

Затем следуют сёла Текос, Пшада, Михайловский Перевал, Возрождение.

В них только недавно закончился ремонт дорожного покрытия. Теперь оно просто великолепное, с ливнёвками, разметкой, прекрасно освещается по ночам.

В этих населённых пунктах на каждом перекрёстке стоят знаки ограничивающие скорость до 40 километров в час. Везде камеры "стреляющие" даже в темноте.

Между сёлами дорога состоит из серпантинов, закрытых поворотов, склонов и подъёмов. Порой, чтобы вписаться в поворот, скорость надо сбросить до 30 километров в час.

После горной дороги начинается почти прямая "стрелка" на Геленджик.

Пять лет назад, на повороте в село Дивноморское, начали строить развязку. В реальности получилась "завязка".

Чтобы попасть в курортное село (со стороны Краснодара) надо проехать мимо поворота в него, заехать в Геленджик и там, развернувшись, вернуться обратно к повороту. Из Дивноморского въехать в Геленджик так же непросто. Для этого производится аналогичная манипуляция только зеркальная - с заездом в посёлок Светлый.

Строительство новых развязок Геленджика подходит к концу. Новый мост перед дорогой на Тонкий мыс уже открыли. Нырнув под виадук, без проблем попадаешь на центральную улицу города-курорта.

Дальше М-4 уходит в Новороссийск. но мне туда сегодня не надо.

Таким образом - в рабочие дни с конца сентября и до мая от Краснодара до Геленджика можно доехать за 3,5 часа.

На выходных и праздниках в любое время года, когда краснодарцы активно отдыхают в парке Горячего Ключа или едут к морям и горам, время проезда увеличивается на 1-2 часа.

В летние месяцы отрезок трассы "Краснодар-Геленджик" можно проехать за 4-8 часов, как повезёт.

Как видите трассой эту часть автодороги назвать можно с натяжкой. Она почти вся узкая, проходит местами по гористому рельефу, через множество населённых пунктов, с ужасным ограничением скорости, поэтому никогда не станет платной, тем более и альтернативного пути к морю здесь нет.