76 подписчиков

Любить девушку и жениться на ее сестре: концерт для виолончели Дворжака

144 прочитали

Во второй половине 19-го века композиторы начинают интересоваться фольклорной музыкой. Народные мелодии все чаще проникают в классические сочинения — от камерных концертов до симфоний. Чешский композитор Антонин Дворжак — один из ярчайших представителей так называемых национальных школ. Мы продолжаем изучать классическое музыкальное наследие и сегодня послушаем концерт Дворжака для виолончели с оркестром, написанный в 1895 году.

Антонин Дворжак
Антонин Дворжак

Если посмотреть на композиторов прошлого — Вивальди, Баха, Моцарта, Бетховена — то мы не заметим у них большого интереса к «обычной» народной музыки. Оно и понятно — в те времена произведения создавались в расчете на аристократические вкусы. Богатые дворяне были, по сути, единственным источником дохода композиторов, обеспечивали их хлебом и возможностью творить. Почему же именно в середине 19-го века вдруг произошла перемена и высшее музыкальное сообщество повернулось лицом к музыке простых людей?

Как бы ни утверждали, что искусство выше политики, но, в целом, эти вещи всегда влияли друг на друга. В середине 19-го века европейцы начали все четче осознавать свою принадлежность к тому или иному государству. Скажем, Иоганн Бах жил в совсем другие времена — он не идентифицировал себя, как гражданина Германии. Такого государство-то и не было. На месте нынешней Германии существовало огромное количество княжеств, от крупных и влиятельных, до мелких, но, тем не менее, независимых. Похожая ситуация была и в Италии — например, венецианцы, где творил Вивальди, абсолютно не считали себя представителя итальянской нации. Тогда не было такого понятия.

Во второй половине 19-го века композиторы начинают интересоваться фольклорной музыкой. Народные мелодии все чаще проникают в классические сочинения — от камерных концертов до симфоний.-2

Националистические движения зарождаются в Европе именно в середине 19-го столетия. Потом они приведут к радикальным противоречиям, которые зажгут фитиль Первой мировой войны. А пока не только политики, но и деятели искусства, усиленно работали над укреплением самоидентификации.

Эти процессы шли везде. Что касается музыки, то, наверное, первым примером движения национальных школ стал наш российский композитор Михаил Глинка с оперой «Жизнь за царя», в которой рассказывается о событиях Смутного времени. Композиторы других стран также работали над вопросами национальной идентичности — в Норвегии этим занимался Эдвард Григ, в Финляндии — Ян Сибелиус, в Испании — Энрике Гранадос. В Богемии, которая тогда входила в состав Австро-венгерской империи, на этом поприще успешно работал Антонин Дворжак.

Прага в 19-м веке
Прага в 19-м веке

Его отец был мясником и держателем постоялого двора. Как обычно это бывает, он хотел, чтобы сын продолжил его дело, но в маленьком Антонине слишком рано начали проглядываться таланты к музыке. Отец не стал препятствовать музыкальному развитию сына и талант постепенно раскрылся.

Не будем здесь уделять пристально внимание биографии Дворжака. Пока лишь скажем, что к 30 года у себя на родине он уже был довольно известным композитором. Постепенно слава о нем распространялась все дальше. Его ждал ошеломительный успех в Англии и обеспеченная жизнь. Почитателем его композиторского дара является, например, такой авторитет, как Иоганнес Брамс, который многое сделал для того, чтобы молодой Дворжак получил стипендию и мог спокойно концентрироваться на творчестве.

Жозефина Чермякова - муза Антонина Дворжака
Жозефина Чермякова - муза Антонина Дворжака

Интересна личная судьба Дворжака. В возрасте около 30 лет он влюбляется в одну из своих учениц — Жозефину Чермякову. Но когда та выходит замуж за другого претендента, Дворжак женится на ее сестре Анне. В браке родились девять детей. Но Дворжак до конца своих дней хранил нежные чувства к Жозефине.

Отчасти концерт для виолончели Дворжак посвятил своей музе. В 1894 году, находясь в США, композитор решает написать концерт для своего друга-виолончелиста Гануша Вигана. Одновременно с этим из Европы приходит известие об ухудшении здоровья Жозефины. Дворжак пакует чемоданы, возвращается на родину, но Жозефина умирает. Это событие побудило композитора немного изменить партитуру концерта. Он добавляет в нее мелодии из песни юности, которую когда-то они репетировали вместе с Жозефиной.

Сам Дворжак всегда старался быть скромным человеком, но именно об этом своем произведении он отозвался так:

Этот концерт значительно превосходит оба мои концерта, как скрипичный, так и фортепианный. Не удивляйтесь, что сам об этом говорю — на собственную похвалу нельзя положиться, — но Вам могу сказать, что произведение это доставляет мне громадную радость, и, думаю, я не ошибусь в его оценке.
Из письма Дворжака Йозефу Ферстеру

Восхищенную оценку концерту дал и протеже Дворжака Иоганнес Брамс:

Почему только я не знал, что концерт для виолончели можно так написать? Я бы давно уже написал его!..

Дворжак был действительно удивительным композитором, даже не с точки зрения непосредственно музыки, а в плане стремления постоянно впитывать в себя что-то новое. Проведя несколько лет в США, он с интересом знакомился с духовными песнями афроамериканских протестантов — спиричуэл, и даже написал целую симфонию, в которой отразил собственное понимание музыки такого рода.

Во второй половине 19-го века композиторы начинают интересоваться фольклорной музыкой. Народные мелодии все чаще проникают в классические сочинения — от камерных концертов до симфоний.-5

#классическаямузыка #дворжак #романтизм #национализм