Всего 15 лет назад Nokia была самым популярным телефоном; теперь вместо нее – смартфоны. Удачный стартап может победить даже гигантов рынка. В мировом рейтинге Fortune 500 сегодня остаются только кампании, внедрившие идеи молодых инженеров. За стартапами – будущее. О том, как студентам запустить и раскрутить собственный стартап, учащимся Академии рассказала генеральный директор ООО «Уралхим Инновация», к.э.н. Ненахова Анна Александровна.
Стартап – это проект с потенциалом роста, для которого перспективы важнее занимаемого прямо сейчас рынка.
Как запустить успешный стартап студентам без опыта? Это реально: все дело в смелости и удачном планировании. Например, сервис продажи билетов Timepad и многие известные социальные сети основали именно студенты. А такие гиганты, как Газпром, компания Mars и другие кардинально меняют свои бизнес-процессы и охотно внедряют идеи молодых предпринимателей, чтобы остаться на плаву. С чего начать и где искать финансирование для стартапов? Разбираемся!
Главные шаги при запуске стартапа:
- Придумать идею и самому себе четко разъяснить, на каком рынке ее продвигать.
- Защитить стартап от легкого копирования. Пусть в основу ляжет уникальная технология: ИИ, искусственное зрение или любая технология из open-source источников.
- Спланировать ресурсы, в первую очередь – деньги. На раннем этапе привлекать гранты (кстати, участвуя в грантовых проектах, можно защитить и авторские разработки).
- Быть смелым и агрессивным! У любой новой идеи будет много критиканов. Не обращайте на них внимания, верьте в себя.
Запустить стартап на собственные средства не получится, нужно привлекать венчурных инвесторов и получать гранты. Это изнурительно и сложно: не больше 2% заявок получают одобрение, но это стоит того. Само присутствие венчурного инвестора в стартапе повышает его ценность.
Каждый стартап постоянно меняется, ищет удачную бизнес-модель, источник денежных средств, клиентов, функции, сам продукт. Стартап может быть успешным, если соблюдены эти 4 фактора:
- Команда. Соберите группу из 2-4 человек с разными компетенциями. Не запускайте проект в одиночку: инвесторы в первую очередь оценивают именно команду, и только достойные фаундеры убедят вложиться в вашу идею.
- Рынок. Нащупайте сегмент рынка, который будет расти и который свободен – где есть нерешенная проблема.
- Технологии. Развивайтесь! Даже самые «древние» рынки – как агропром, например, – развиваются только благодаря технологическим новинкам.
- Бизнес-модель. Вы должны четко знать ответ на вопрос: как на этом заработаете деньги вы и ваши партнеры. Стартапы – всегда про зарабатывание денег.
Как заинтересовать инвестора?
Ищите сегменты рынка, где идет изменение модели. Кривая роста рынка должна напоминать хоккейную клюшку. Стартап в таком сегменте точно взлетит!
Привлекайте менторов – состоявшихся предпринимателей, которые помогут вам «закрыть» слабые места. Например, юристов, специалистов по привлечению инвестиций и других.
Есть два основных источника венчурных инвестиций: гранты (в России, например, можно обращаться в «Фонд содействия инновациям», студенческие акселераторы и не только) и FFF-money – деньги, получаемые фаундерами от друзей, семьи и условных «психов» или «бизнес-ангелов» (friends, family & fools).
Статистика успеха стартапов, привлекших венчурные инвестиции, описывается формулой «3-3-3-1». Из 10 проектов стремительно окупается только один (на каждый вложенный миллион инвестор получит 2 или 3 млн); 3 проекта показывают среднюю окупаемость, 3 – «один к одному» и 3 ждет банкротство. Есть несколько известных на весь мир, но провальных стартапов: Segway (средство передвижения), Theranos (крупный производитель оборудования для анализа крови), Aereo (некогда популярный сервис для записи ТВ-передач).
Не бойтесь неудач! Кстати, опытные инвесторы часто выбирают именно неудачливых начинающих предпринимателей: считается, что они уже «набили все шишки» и в следующий раз сумеют преуспеть.
Каждый стартап должен пройти 5 стадий развития:
- Появление идеи, концепции и прообраза вашего продукта в виде схем и набросков.
- Посевная стадия. Вы создаете прототип, который можно потрогать. На этом этапе к проекту подключаются акселераторы и венчурные фонды: сейчас есть масса программ для студентов.
- Начало работы. Стартап уже запущен, вы 1-2 рада продали его клиенту.
- Масштабирование. Вы модифицируете продукт или услугу и продаете его в разных сериях, выбирая самые успешные модели.
- IPO, изменение долей участия (это важно!) и продажа проекта или его части.
«Не существует повторяемой истории успеха! Каждый раз вы создаете свою. Нужно искать свой путь!» – подытожила Анна Ненахова.
В завершении лекции спикер пригласила всех студентов к сотрудничеству с компанией «Уралхим Инновация»: развивать производство растительного белка и другие инновационные проекты в области агробиотехнологий, а также заниматься их коммерциализацией.
«Мы активно работаем со студентами, и прямо сейчас идет прием заявок на конкурс «УМНИК - УРАЛХИМ». Мы ищем идеи для бизнеса, поддерживаем стартапы на ранней стадии, и удачные идеи реализуем в стенах Уралхим».